Постановление Президиума Липецкого областного суда
от 27 января 2012 г. N 44-г-1/2011
председательствующего Маркова И.И.
членов президиума Беседина А.В., Брик Г.С., Мартынова И.И.,
Фоминой Н.В., Бирюковой Н.К.
рассмотрев надзорную жалобу ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Липецком районе Липецкой области на решение Советского районного суда г. Липецка от 23 августа 2011 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 28 сентября 2011 года по гражданскому делу по иску Скуратова Сергея Егоровича к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Липецком районе Липецкой области о перерасчете досрочной трудовой пенсии по старости и компенсации морального вреда, переданную в суд надзорной инстанции определением судьи Липецкого областного суда Лепехиной Н.В. от 20 декабря 2011 года, установил:
Скуратов С.Е. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Липецком районе Липецкой области о перерасчете пенсии по старости, компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что с 21 апреля 2009 года получает трудовую пенсию по старости по Списку N 2 за работу в особых условиях труда и за работу в районах Крайнего Севера, однако пенсия исчислена без учета районного коэффициента, установленного в Камчатском крае. Полагал, что имеет право на повышенный размер базовой части трудовой пенсии с учетом районного коэффициента 1,6, а повышенное отношение его заработной платы к заработной плате в Российской Федерации в размере 1,7 должно быть применено с момента первоначального назначения пенсии - с 21 апреля 2009 года. Просил взыскать с ответчика в счет компенсации морального вреда 10000 руб. за незаконный отказ в перерасчете пенсии.
Представитель ответчика - ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Липецком районе Липецкой области по доверенности Мелякова В.С. иск не признала, указав, что у истца отсутствует право на повышенную базовую часть пенсии в соответствии со статьями 14, 15 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", поскольку страховой стаж истца исчислен в календарном порядке и на момент назначения пенсии составил 21 год 03 месяца 00 дней. Изменения в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" о применении повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,7 вступили в силу лишь с 01 января 2010 года, поэтому коэффициент 1,7 с момента назначения пенсии применен быть не может.
Решением Советского районного суда г. Липецка от 23 августа 2011 года постановлено:
"Признать за Скуратовым С.Е. право на исчисление трудовой пенсии по старости с учетом повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,7 и право на повышенную базовую часть пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера с 21 апреля 2009 года.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Липецком районе произвести перерасчет досрочной трудовой пенсии по старости Скуратову С.Е. с учетом повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,7 за период с 21 апреля 2009 года по 31 декабря 2009 года.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Липецком районе произвести Скуратову С.Е. перерасчет пенсии с учетом повышенного размера базовой части трудовой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера с 21 апреля 2009 года.
Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Липецком районе в пользу Скуратова С.Е. судебные издержки в сумме 8200 руб.
Скуратову С.Е. в иске к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Липецком районе о компенсации морального вреда отказать".
Определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 28 сентября 2011 года решение суда оставлено без изменения.
19 октября 2011 года ответчик - ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Липецком районе Липецкой области обратился с надзорной жалобой на судебные постановления, указывая, что они являются незаконными и необоснованными.
Для проверки доводов надзорной жалобы судьей Липецкого областного суда 20 октября 2011 года истребовано гражданское дело и определением от 26 декабря 2011 года передано для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции.
Заслушав доклад судьи Лепехиной Н.В., выслушав представителей ответчика - ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Липецком районе Липецкой области по доверенностям Мелякову В.С. и Батракову Е.Н., поддержавших жалобу, президиум находит решение Советского районного суда г. Липецка от 23 августа 2011 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 28 сентября 2011 года подлежащими частичной отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как установлено судами первой и кассационной инстанции, Скуратов С.Е. с 21 апреля 2009 года является получателем пенсии по старости за работу в тяжелых условиях труда по Списку N 2 и за работу в районах Крайнего Севера. Пенсия назначена со снижением пенсионного возраста на 10 лет - с 50-ти лет.
При назначении истцу пенсии 21 апреля 2009 года расчетный размер пенсии определен в соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до внесения изменений в эту статью Федеральным законом N 213-ФЗ от 24 июля 2009 года) с учетом отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) в размере 1,2.
Удовлетворяя исковые требования истца в части перерасчета пенсии с 21 апреля 2009 года по 31 декабря 2009 года с учетом отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,7, суды первой и кассационной инстанции исходили из того, что страховой стаж истца должен определяться с применением законодательства, действовавшего в период работы истца в районах Крайнего Севера - в соответствии с Законом Российской Федерации N 340-1 от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации", которым предусматривалось исчисление периода работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, в полуторном исчислении, военной службы по призыву - в двойном исчислении, кроме того, в стаж включалась учеба в профессионально-технических училищах. При этом суды сослались на Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П, из содержания которого сделали вывод, что при оценке пенсионных прав применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Между тем, в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П Конституционный Суд Российской Федерации признал содержащуюся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" норму в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в редакции, действовавшей в период назначения пенсии истцу, предусматривалось применение при определении расчетного размера трудовой пенсии повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, или независимо от места проживания - лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - то есть, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Истец на день назначения пенсии не проживал в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и не достиг возраста 55 лет, пенсия ему назначена со снижением пенсионного возраста в соответствии с абзацем третьим подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", поэтому право на применение при определении расчетного размера трудовой пенсии повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,7 с момента назначения пенсии истец не имел.
Поскольку в части признания за Скуратовым С.Е. права на исчисление трудовой пенсии по старости с учетом повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,7 с момента назначения пенсии и возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии с учетом коэффициента 1,7 за период с 21 апреля 2009 года по 31 декабря 2009 года судами первой и кассационной инстанции допущено существенное нарушение норм материального права, повлиявшее на исход дела и приведшее в вынесению ошибочного решения, поэтому обжалуемые судебные постановления в этой части подлежат отмене. При этом президиум, принимая во внимание, что юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены полно и правильно, однако допущена ошибка в применении норм материального права, считает возможным постановить в указанной части новое решение об отказе в Скуратову С.Е. в удовлетворении требований.
Доводы жалобы о несоответствии нормам материального права вывода судебных инстанций о праве Скуратова С.Е. на повышение базовой части трудовой пенсии с момента назначения пенсии президиум находит не состоятельными.
Пунктом 4.2 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в период назначения пенсии Скуратову С.Е.) предусматривалось, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 2 925 рублей в месяц.
Федеральным законом от 28 апреля 2009 года N 72-ФЗ размер базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренный этим пунктом, увеличен до 3843 рублей в месяц.
Признавая право истца на увеличение базовой части трудовой пенсии с момента назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 4.2 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", суды первой и кассационной инстанции пришли к верному выводу, что страховой стаж истца следует определять в льготном исчислении.
В соответствии с пунктом 1 Разъяснения "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 октября 2003 года N 70, При исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Закона от 17 декабря 2001 г.) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Закона от 17 декабря 2001 г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет.
Из материалов дела усматривается, что на момент назначения истцу пенсии его стаж составил: страховой стаж в календарном исчислении (с зачетом периода службы в армии) - 21 год 03 месяца, в льготном исчислении с учетом периода службы в армии и учебы в училище - 33 года 10 месяц 23 дня; стаж за работу в особых условиях труда (Список N 2) в календарном исчислении - 10 лет 05 месяцев, 19 дней, в льготном исчислении (так как работа протекала в районах Крайнего Севера) - 14 лет 10 месяцев 05 дней; календарный стаж за работу в районах Крайнего Севера - 15 лет 05 месяцев 13 дней.
Коль скоро страховой стаж истца на момент назначения пенсии составлял (в льготном исчислении) более 25 лет, суды первой и кассационной инстанции правильно признали, что Скуратов С.Е. имел право на повышенный размер базовой части трудовой пенсии, предусмотренный пунктом 4.2 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Президиум находит не состоятельными доводы надзорной жалобы, что истцу не может быть назначен повышенный размер базовой части трудовой пенсии, поскольку гражданам, имеющим одновременно право на увеличение базовой части трудовой пенсии на районный коэффициент в зависимости от района проживания и на новый повышенный размер базовой части трудовой пенсии в связи с длительной работой в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях, предоставляется право выбора - получать обычный размер базовой части трудовой пенсии, увеличенный на соответствующий районный коэффициент, либо получать повышенный размер базовой части трудовой пенсии.
В надзорной жалобе ответчик приводит положения пункта 4.11 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утратившего силу с 1 января 2010 года в связи с внесением изменений в статью 14 указанного закона Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ.
Между тем, приведенная правовая норма к рассмотренному спору отношения не имеет, так как истец не просил признать за ним право на увеличение базовой части трудовой пенсии по двум основаниям.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные постановления в части признания права Скуратова С.Е. на повышенный размер базовой части трудовой пенсии по старости с момента назначения истцу трудовой пенсии и возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии с учетом повышенного размера базовой части трудовой пенсии с 21 апреля 2009 года являются законными и обоснованными и отмене не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум постановил:
Решение Советского районного суда г. Липецка от 23 августа 2011 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 28 сентября 2011 года в части признания за Скуратовым С.Е. права на исчисление трудовой пенсии по старости с учетом повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,7 с 21 апреля 2009 года и возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии с учетом повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,7 за период с 21 апреля 2009 года по 31 декабря 2009 года отменить и постановить в этой части новое решение об отказе в удовлетворении этой части требований.
То же решение в остальной части оставить без изменения, надзорную жалобу ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Липецком районе Липецкой области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.И. Марков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Липецкого областного суда от 27 января 2012 г. N 44-г-1/2011
Текст документа размещен на официальном сайте Липецкого областного суда http://oblsud.lpk.sudrf.ru/