Определение Липецкого областного суда
от 10 мая 2012 г. N 33-1013/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Жуковой Н.Н.
судей Уколовой О.В. и Берман Н.В.
при секретаре Лагуте К. П.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по апелляционной жалобе истца Канина Валентина Петровича на решение Советского районного суда г. Липецка от 05 марта 2012 года, которым постановлено:
Отказать Канину Валентину Петровичу в удовлетворении заявленных исковых требований о понуждении ГИБДД УВД Липецкой области к регистрации автомобиля и выдаче паспорта транспортного средства.
Заслушав доклад судьи Жуковой Н.Н., судебная коллегия установила:
Канин В.П. с учетом уточненных требований обратился в суд с иском к МОГТОР ГИБДД УВД Липецкой области о возложении обязанности по регистрации транспортного средства и выдаче паспорта транспортного средства на автомобиль.
Свои требования истец обосновывал тем, что по договору купли-продажи от 31 августа 2010 года приобрел в собственность автомобиль "ГАЗ 33023, 2008 года выпуска, VIN X9633023080600480, N двигателя 83018084, кузов 33023080094596, цвет белый. Автомобиль был снят с регистрационного учета в МОГТО АМТС УГИБДД г. Москвы и на него был выдан транзитный знак. По настоящее время Канин В.П., являясь добросовестным приобретателем автомобиля, не имеет возможности свободно им распоряжаться, поскольку МОГТОР ГИБДД УВД Липецкой области аннулировало регистрацию вышеуказанного автомобиля. Истец считает, что аннулирование регистрации транспортного средства было произведено неправомерно, и просит суд обязать ГИБДД УВД по Липецкой области выдать новые регистрационные документы, регистрационные знаки и паспорт транспортного средства на указанный автомобиль.
В судебном заседании Канин В.П. поддержал исковые требования в полном объеме.
Представитель ГИБДД УВД Липецкой области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом и своевременно.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе истец Канин В.П. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Выслушав объяснения Канина В.П., поддержавшего доводы жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Согласно п. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения, установил регистрацию транспортных средств.
Пунктом 3 статьи 15 названного Федерального закона установлено, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Из данной нормы следует, что отсутствие документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, препятствует его регистрации. Таким документом является паспорт транспортного средства, подтверждающий техническую безопасность автомобиля, номерные обозначения узлов и агрегатов которого указаны в этом паспорте.
Представление на регистрацию автомобиля, имеющего иные номерные обозначения узлов и агрегатов, чем те, которые указаны в паспорте транспортного средства, по сути, означает отсутствие документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения. Регистрация такого автомобиля прямо запрещена пунктом 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".
Таким образом, само по себе приобретение права собственности на транспортное средство, не порождает безусловной обязанности органов ГИБДД допустить его к участию в дорожном движении.
Согласно п. 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1090, запрещается эксплуатация транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки.
Указом Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" от 15 июня 1998 года N 711 утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Подпункт "з" пункта 12 Положения предусматривает, что Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки.
В соответствии с п. "ж" данного Положения установлен запрет эксплуатации автомототранспортных средств, которые имеют скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо государственные регистрационные знаки.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 г. N 1001 утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Согласно п. 3 Правил не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных законов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).
Согласно п. 51 указанных выше Правил регистрации при установлении обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в соответствии с решением, принятым по результатам проверки, проведенной в установленном законодательством Российской Федерации порядке органами внутренних дел или иными правоохранительными органами, совершенное регистрационное действие с транспортным средством считается недействительным и подлежит аннулированию регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств и регистрационные знаки сдаются в регистрационное подразделение.
Прекращение (аннулирование) регистрации не применяется в отношении транспортных средств, с момента регистрации которых на основании документов, признанных впоследствии поддельными (подложными), либо недействительными, прошло более 5 лет (срок давности). В случае аннулирования регистрации по указанным основаниям до вступления в силу настоящего положения, по заявлению собственника проводится восстановление регистрации транспортного средства.
Аналогичные положения содержатся в пункте 35.6 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения Государственной функции по регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним, утвержденным Приложением N 2 к Приказу МВД России от 24.11.2008 года N 1001., согласно которому при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных) регистрационные действия не производятся.
В силу абз. 4, 6 п. 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ, утвержденных приказом МВД РФ от 28 ноября 2008 г. N 1001, в случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации транспортного средства, восстановление регистрационного учета производится с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства.
В иных случаях при условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебных решений.
Восстановление регистрационного учета автомобиля возможно только после получения в аккредитованной испытательной лаборатории свидетельства о безопасности конструкции автомобиля, а также после проверки подлинности маркировочных обозначений.
Как следует из материалов дела, Канин ВП. по договору купли-продажи от 31 августа 2010 года приобрел через автосалон ООО "Бинар" транспортное средство "ГАЗ 33023, 2008 года выпуска, VIN X9633023080600480, N двигателя 83018084, кузов 33023080094596, цвет белый.
Судом установлено, что первым собственником указанного автомобиля являлось ООО "Аркада", расположенное в г. Москве, ул. Складочная, д. 7 "а"
04 декабря 2008 года указанное транспортное средство было приобретено Никитиным С.Ю. и 05 декабря 2008 года поставлено им на регистрационный учет, после чего был выдан государственный знак на автомобиль У 452 ХН 177.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной проверки МОГТОР ГИБДД УВД по Липецкой области было установлено, что бланк паспорта средства 52МР670084 имеет признаки подделки, что подтверждается справкой N 1628 эксперта Животенко Б.С. от 14.09.2010 года согласно которой, вышеуказанный бланк изготовлен не производством Госзнака.
Согласно заключению МОГТОР ГИБДД УВД по Липецкой области от 09 ноября 2010 года регистрационные действия с автомобилем ГАЗ 33023, VIN X9633023080600480, N двигателя 405250, 83018084, кузов 33023080094596, шасси Х9633023080600480 гос.номер Н797АУ 48, подлежат аннулированию. Свидетельство о регистрации ТС 48УН385996 и гос.номера Н 797 АУ 48 выставлены в базу утраченной спецпродукции. Информация об аннулировании выставлена в базу "Ограничения".
Постановлением от 23 ноября 2010 года дознавателем ОД УВД по г. Липецку было возбуждено уголовное дело по факту подделки бланка ПТС, по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 327 УК РФ.
В ходе расследования уголовного дела было установлено, на основании ответа начальника МОГТОР АМТС УГИБДД ГУВД по г. Москва, что вышеуказанный автомобиль по г. Москве на учет не ставился и не снимался.
23.12.2010 года производство по уголовному делу N 011012147 было приостановлено в связи с тем, что лицо, подлежащее привлечению к уголовной ответственности не установлено.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд правильно исходил из того, что паспорт транспортного средства является подложным и истцом Каниным В.П. не представлено доказательств тому, что принадлежащее ему транспортное средство соответствует требованиям безопасности дорожного движения.
Ссылки в жалобе на прохождение вышеуказанным автомобилем технического осмотра, а также на то, что органы ГИБДД обязаны восстановить регистрацию автомобиля на основании судебного решения при отсутствии паспорта транспортного средства, повлечь отмену решения суда не могут, поскольку направлены на неправильное толкование норм права.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 720 утвержден технический регламент "О безопасности колесных транспортных средств". Положениями технического регламента установлено, что Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии рассматривает и утверждает одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси), аннулирует одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси), осуществляет регистрацию свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства и ведение реестров документов, выдаваемых на выпускаемые в обращение транспортные средства (шасси) и их компоненты.
Формы одобрения типа транспортного средства, одобрения типа шасси, свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и уведомления об отмене документа, удостоверяющего соответствие техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, установлены соответственно приложениями N 13, 14, 15 и 17 к техническому регламенту "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 720.
Оценка соответствия типов транспортных средств (шасси) осуществляется перед выпуском их в обращение и проводится в форме одобрения типа. Подразделение транспортных средств на типы и модификации для целей оценки соответствия осуществляется согласно приложению N 10.
ОТТС (одобрение типа транспортного средства) является документом, удостоверяющим соответствие выпускаемых в обращение транспортных средств, отнесенных к одному типу и требованиям технического регламента.
Паспорт транспортного средства выдается организациям-изготовителям при наличии у них ОТТС (одобрение типа транспортного средства) и является одним из условий государственной регистрации транспортных средств, без которой использование транспортных средств не допускается.
Исходя из указанных выше норм, а также в соответствии с подп. "з" пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года N 711, приобретение права на транспортное средство, а также нахождение транспортного средства в исправном техническом состоянии, но при отсутствии действительного ПТС, а также сертификации автомобиля на соответствие требованиям безопасности дорожного движения, не порождает обязанность органов ГИБДД допустить данное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его.
В Постановлении Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности положения пункта 3 ст. 15 ФЗ "О безопасности дорожного движения" от 22 апреля 2011 года N 5-П изложены выводы, согласно которым, не предполагается отказ в защите прав собственника транспортного средства при рассмотрении его требования о восстановлении регистрационного учета этого транспортного средства, приобретенного на законных основаниях, исходя из одного лишь факта подделки иным, помимо собственника, лицом паспорта транспортного средства, без исследования и оценки всех обстоятельств, подтверждающих соответствие транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения.
Между тем, восстановление регистрационного учета транспортного средства может быть произведено только при условии установления его соответствия требованиям безопасности дорожного движения (процедуры установления такого соответствия предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 г. N 720 "Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств").
В п. 4 Постановления Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности положения пункта 3 ст. 15 ФЗ "О безопасности дорожного движения" от 22 апреля 2011 года N 5-П указано, что согласно действующему правовому регулированию паспорт транспортного средства предназначен для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств в Российскую Федерацию; его наличие является обязательным условием для регистрации транспортных средств (Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 года N 477 "О введении паспортов транспортных средств").
При этом отнесение к источникам повышенной опасности транспортных средств обусловливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска в эксплуатацию, в частности; именно поэтому п. 3 ст. 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", связывая допуск транспортного средства к эксплуатации с его регистрацией и выдачей соответствующих документов, запрещает регистрацию без документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности движения.
Частью 1 статьи 56 ГПК РФ предусмотрена обязанность каждой стороны доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из того, что технический осмотр транспортного средства не является доказательством, свидетельствующим о соответствии принадлежащего истцу транспортного средства требованиям безопасности движения, а также принимая во внимание, что истцом Каниным В.П. не представлены иные доказательства, с достоверностью подтверждающие соответствие транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения, наличие которых могло послужить препятствием к аннулированию регистрации транспортного средства, а также учитывая, что истец при рассмотрении дела не заявлял ходатайств ни о назначении судебной экспертизы, не просил суд оказать содействие в сборе иных доказательств для подтверждения соответствия транспортного средства безопасности дорожного движения, то выводы суда об отсутствии оснований в удовлетворении исковых требований являются правомерными.
Каких-либо доводов, которые подвергали бы сомнению правильность выводов суда первой инстанции и могли бы служить основанием для отмены решения, жалоба не содержит.
Решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам, представленным доказательствам и действующему законодательству. Оснований для его отмены не имеется
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила:
Решение Советского районного суда г. Липецка от 05 марта 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца Канина Валентина Петровича - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Липецкого областного суда от 10 мая 2012 г. N 33-1013/2012
Текст документа размещен на официальном сайте Липецкого областного суда http://oblsud.lpk.sudrf.ru/