город Липецк |
|
"06" сентября 2012 года |
Очередное заседание Общественного совета при Липецком областном Совете депутатов посвящено теме "Роль власти и гражданского общества в профилактике алкоголизации населения Липецкой области". В рамках обсуждения данного вопроса была обозначена проблема злоупотребления алкоголем населением, озвучен положительный региональный опыт в части профилактики алкоголизации населения, а также высказаны предложения по повышению эффективности профилактической работы в данном направлении.
1. Несмотря на понимание пагубности явления алкоголизма, немалая часть населения остается подверженной алкогольной зависимости. Вовлеченность различных слоев населения в потребление алкоголя сопровождается негативным влиянием на состояние здоровья нации, криминогенную обстановку и демографическую ситуацию.
По данным Всемирной организации здравоохранения превышение уровня потребления алкоголя в 8 литров абсолютного спирта в год на душу населения приводит к разрушению генофонда нации. В России уровень потребления алкоголя почти в два раза выше этой черты. Алкоголизм в России приобрел масштаб эпидемии. Алкогольной зависимостью страдает зарегистрированных более 2,2 миллиона человек, с учетом незарегистрированных - более 10 миллионов человек. Возраст приобщения к алкоголю в России за последнее десятилетие снизился до 15 лет. Экономические потери от алкоголизма в России составляют более 871 млрд. рублей, что составляет 2,1% валового внутреннего продукта страны. Алкоголизм, как заболевание, вносит вклад в структуру смертности населения - 12%. До 60% смертельных случаев при катастрофах происходят в состоянии алкогольного опьянения. Более 30% детей-сирот - из семей, где родители больны алкоголизмом.
Население Липецкой области составляет около 1,2 млн. человек. Официально в Липецкой области порядка 30 тысяч состоящих на учете больных алкоголизмом. При этом, как утверждают эксперты областного наркологического диспансера, на одного больного, состоящего на учете, приходится 7 - 10 неучтенных (анонимных) алкоголиков. Таким образом, реально в Липецкой области страдают от алкогольной зависимости около 210 тысяч человек или 17,5%. Высокий уровень потребления алкоголя отмечается и среди молодежи. Так, согласно опросам, регулярно потребляют алкогольные напитки 22% опрошенных молодых людей. УМВД России по Липецкой области констатирует, что, несмотря на снижение с начала текущего года подростковой преступности в целом на 12,4%, в каждом пятом случае преступления были совершены несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения.
Для "глобального перелома" сложившейся критической ситуации необходимы слаженные, активные действия антиалкогольной направленности со стороны органов государственной власти региона и гражданского общества.
2. Как показывает история, проблема пьянства неоднократно поднималась еще со времен СССР. Предпринимались различные способы искоренения алкоголизма. Достаточно вспомнить знаменитый перестроечный "сухой закон" восьмидесятых годов, а также систему лечебно-трудовых профилакториев, в которые в принудительном порядке отправляли на лечение алкоголиков и наркоманов, упраздненную Указом Президента Российской Федерации в 1994 году.
На заседании Общественного совета был затронут вопрос о возможности возврата к системе принудительного лечения алкоголиков. С подобной законодательной инициативой в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации выходила Астраханская областная Дума еще в 2009 году. Однако данная законодательная инициатива была отклонена.
На сегодняшний день, в связи с широкой распространенностью алкогольной зависимости среди населения Российской Федерации, борьба с этим социально-значимым заболеванием является приоритетным направлением деятельности государства. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 2128-р была утверждена и начала реализовываться Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано учитывать положения Концепции при разработке региональных программ, направленных на снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактику алкоголизма среди населения. В текущем году стартовал федеральный проект "Трезвая Россия", основной целью которого является консолидация усилий общества и государства по сокращению потребления алкоголя и наркотиков.
На территории Липецкой области обеспечен комплексный подход к решению вопросов профилактики злоупотребления алкогольными напитками. В рамках областной целевой комплексной программы по профилактике правонарушений в Липецкой области на 2009 - 2012 годы, утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 24 сентября 2008 года N 248, проводятся научно-практические конференции, семинары по проблемам профилактики пьянства, алкоголизма, табакокурения и наркотической зависимости. Тиражируются информационные и справочные материалы по профилактике вышеуказанных пагубных привычек. Постановлением администрации Липецкой области от 2 мая 2012 года N 156 установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции (в том числе, пива) после 21 часа.
Особо пристальное внимание уделяется вопросу профилактики употребления алкоголя подростками. На сегодняшний день реализуются областные целевые программы: "Развитие гражданского общества (2009 - 2012 годы)" и "Молодежь Липецкой области (2009 - 2013 годы)", а также проводятся мероприятия в рамках распоряжения администрации Липецкой области от 8 декабря 2008 года N 519-р "О совершенствовании работы по медицинской профилактике, гигиеническому воспитанию населения и формированию здорового образа жизни".
На сегодняшний день в профилактике алкоголизации населения высокую заинтересованность проявляют не только учреждения и ведомства системы профилактики, но и общественные организации. В Липецкой области отмечена положительная тенденция активного включения представителей общественности в процесс профилактики алкоголизма и пропаганды здорового образа жизни посредством создания и участия в деятельности общественных организаций антиалкогольной направленности.
Наиболее известными из них являются Липецкая областная общественная организация "Союз Борьбы за Народную Трезвость - Липецк", Липецкое региональное отделение "Российский благотворительный фонд "Нет алкоголизму и наркомании", Липецкая общественная организация "Здоровая нация - Да!", Липецкая областная молодежная общественная организация "Ассоциация учащейся молодежи", Липецкая областная общественная организация "Родители против наркотиков", Липецкая областная общественная организация "Социальная адаптация молодежи", клуб "Трезвый Липецк". Целью общественных организаций подобной направленности является вовлечение, прежде всего, молодых людей в активную деятельность и донесение до них достоверной информации о последствиях асоциального поведения. Общественными организациями области проводится активная пропаганда спорта как хорошей альтернативы вредным привычкам. Во дворах и парках создаются спортивные площадки, организуются пробежки в парках, походы на лыжах, катание на коньках. Сформирована футбольная команда "Патриот", которая играет в Липецкой любительской футбольной лиге. Проводится активная информационная работа путем раздачи листовок, дисков с фильмами о вреде алкоголя. Совместно со специалистами областного наркологического диспансера организованы посещения учебных заведений области, в ходе которых проводятся занятия по пропаганде здорового образа жизни. Проводятся акции, посвященные различным праздникам.
В качестве положительного опыта, который может быть использован и в Липецкой области, на заседании общественного Совета был отмечен опыт противодействия алкоголизации населения, сложившийся в странах ближнего зарубежья. В частности, в Республике Беларусь вводятся ограничения на продажу алкоголя для граждан, злоупотребляющих алкоголем и состоящих на учете в специализированных лечебных учреждениях; в образовательных учреждениях проводятся так называемые "уроки трезвости"; на предприятиях закрепляются "наставники" за работниками, злоупотребляющими алкоголем.
Таким образом, обсуждение вопроса о роли власти и общества в профилактике алкоголизации населения показало, что со стороны власти в данной сфере требуется проведение постоянной, системной, целенаправленной работы. Наиболее эффективные меры алкогольной политики включают в себя активную пропаганду трезвости и уменьшение доступности алкогольных напитков во времени, пространстве и по возрасту. При этом поддержка общества в этом направлении значительно повышает эффективность мер государственной антиалкогольной политики.
3. По результатам обсуждения на заседании общественного Совета при Липецком областном Совете депутатов проблемы алкоголизации населения, в целях повышения эффективности системы профилактики было предложено:
1) в рамках первичной профилактики алкоголизации:
а) Управлению административных органов Липецкой области, Управлению здравоохранения Липецкой области, Управлению образования и науки Липецкой области, Управлению физической культуры, спорта и туризма Липецкой области, Управлению МВД России по Липецкой области продолжить работу по обеспечению активных профилактических мероприятий антиалкогольной направленности в средствах массовой информации, путем наружной рекламы, выпуска методических материалов и средств наглядной агитации;
б) Управлению по делам печати, радиовещания и связи Липецкой области рассмотреть вопрос об определении временных квот и квот на объем предоставляемой информации антиалкогольной направленности областными и муниципальными СМИ;
в) Управлению образования и науки Липецкой области:
- способствовать максимальному охвату несовершеннолетних учащихся программами психологических тренингов по формированию навыков, важных для сохранения трезвости (навыков ответственного принятия решений, противостояния групповому давлению, эмоциональной саморегуляции и стрессоустойчивости и другим психологическим факторам);
- содействовать созданию родительского и педагогического актива, готового к массовому тиражированию механизмов антиалкогольного воспитания;
г) Управлению здравоохранения Липецкой области и Управлению образования и науки Липецкой области рассмотреть вопрос о создании механизма взаимодействия медицинских и образовательных учреждений области по профилактике алкоголизма;
д) Управлению физической культуры, спорта и туризма Липецкой области продолжить работу по популяризации спорта среди населения области;
е) Управлению культуры и искусства Липецкой области и органам местного самоуправления развивать образовательно-культурную занятость молодежи на селе, обратить внимание на оборудованность и функциональность сельских клубов и домов культуры;
ж) органам государственной власти области и органам местного самоуправления предоставлять социальные гранты в поддержку общественно полезной деятельности в сфере профилактики алкоголизма и пропаганды здорового образа жизни, а также применять меры поощрения к гражданам, занимающимся профилактикой алкоголизма, к Международному дню добровольцев;
з) органам местного самоуправления:
- использовать опыт прошлых лет по организации встреч представителей органов прокуратуры, полиции, медицинских учреждений с населением в районах области и проведению лекций о вреде злоупотребления алкоголем;
- рассмотреть вопрос об открытии во всех районах области муниципальных центров психолого-медико-социального сопровождения и укомплектовать штат психологами;
- рассмотреть вопрос об обеспечении доступа гражданам в спортивные залы учебных заведений муниципальных районов для занятий спортом до 22 часов;
- не проводить на территории области мероприятий алкогольной тематики (пивных, винных фестивалей и т.п.);
2) в рамках совершенствования системы реабилитации граждан, прошедших курс лечения от алкоголизма, Управлению здравоохранения Липецкой области рассмотреть вопрос о создании загородных реабилитационных центров, обеспечивающих полноценное вхождение граждан, прошедших курс лечения от алкоголизма (далее - реабилитантов), в трудовую деятельность и формирование позитивного круга общения;
3) в целях совершенствования законодательства в сфере профилактики алкоголизации обратиться в Липецкий областной Совет депутатов с предложением:
а) предусмотреть в областном законодательстве порядок квотирования рабочих мест для реабилитантов на областных и муниципальных предприятиях;
б) рассмотреть вопрос о проведении социологического исследования по вопросу отношения населения Липецкой области к здоровому образу жизни;
в) внести в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в часть 1 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в части повышения размера административного штрафа, установленного для граждан. Данные изменения позволят усилить административную ответственность за изготовление, хранение и сбыт алкогольной продукции домашнего производства на региональном уровне;
4) обратиться в администрацию Липецкой области с просьбой об установлении порядка ведения Реестра общественных воспитателей в рамках Закона Липецкой области "Об общественных воспитателях несовершеннолетних".
Председатель Общественного совета |
П.И. Путилин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.