Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Семченко А.В., судей Жолудовой Т.В., Климовой С.В., при помощнике судьи Шатовой А.С., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Жолудовой Т.В. гражданское дело по апелляционной жалобе ОСФР по г. Москве и Московской области на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 20 июня 2023 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить.
Признать решение ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области от 12.07.2022 незаконным.
Обязать Филиал N 2 ОСФР по Москве и Московской области включить в специальный стаж Рибий С.В. включить в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, периоды: прохождения курсов повышения квалификации без отрыва от производства с 12.03.2012 по 10.04.2012 (29 дней) и с 10.01.2017 по 10.01.2017. (27 дней), работы в должности фельдшера в Медико-санитарной части N 58 с 01.01.1997 по 31.12.1998 (2 года 0 м. 0 д.); с 30.10.2002 по 30.11.2002 0 лет 1 месяц 0 д.); с 10.01.2007 по 02.03.2007 (0 лет 1 месяц 23 дня).
Признать право на досрочную страховую пенсию по старости с декабря 2022 года.
Взыскать с Филиала N 2 ОСФР по Москве и Московской области в пользу Рибий С.В. государственную пошлину в размере 300 руб.;
УСТАНОВИЛА:
Рибий С.В. обратилась в суд с иском к ОСФР по городу Москве и Московской области, просила признать решение ГУ - ГУ ПРФ N 2 от 01.03.2021 об отказе в установлении пенсии незаконным в части невключения периодов работы с 12.03.2012 по 10.04.2012 (29 дней), с 10.01.2017 по 06.02.2017 (27 дней), с 01.01.1997 по 31.12.1998 (2 года), с 30.10.2002 по 30.11.2002 (0 лет 1 месяц 0 д.) и с 10.01.2007 по 02.03.2007 (0 лет 1 месяц 23 дня); обязать ГУ-ГУ ПФР N 2 включить в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, периоды: прохождения курсов повышения квалификации без отрыва от производства с 12.03.2012 по 10.04.2012 (29 дней) и с 10.01.2017 по 10.01.2017. (27 дней), работы в должности фельдшера в Медико-санитарной части N 58 с 01.01.1997 по 31.12.1998 (2 года 0 м. 0 д.), с 30.10.2002 по 30.11.2002 0 лет 1 месяц 0 д.), с 10.01.2007 по 02.03.2007 (0 лет 1 месяц 23 дня), признать право на досрочную страховую пенсию по старости с декабря 2022 года в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом доработанного периода (2 года 03 мес.), взыскать с ответчика госпошлину в размере 300 руб, указывая в обоснование заявленных требований на то, что решением ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области 01.03.2021 N 2100000090002033936/20 ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения) в связи с отсутствием требуемого медицинского стажа 30 лет, при этом в специальный стаж не были включены вышеуказанные периоды трудовой деятельности, с чем истец не согласна, полагает, с учетом спорных периодов и периода работы после вынесения решения пенсионным органом специальный стаж ею выработан, что дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В судебное заседание суда первой инстанции истец не явилась, извещена, представитель ответчика иск не признал.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит ответчик ОСФР по г. Москве и Московской области.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика ОСФР по г. Москве и Московской области не явился, о слушании дела судом извещен, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав истца Рибий С.В, просившую оставить решение суда без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части признания права на досрочную страховую пенсию по старости с декабря 2022 года с принятием нового решения об отказе в удовлетворении данных исковых требований, в остальной части не усматривает предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 16.09.2020 Рибий С.В. обратилась в ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области от 01.03.2021 N 2100000090002033936/20 Рибий С.В. отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа на соответствующих видах работ.
Пенсионным органом установлен стаж истца на соответствующих видах работ 25 лет 7 месяца 05 дней.
В специальный стаж истца не были включены периоды:
- с 12.03.2012 по 10.04.2012 (29 дней) и с 10.01.2017 по 10.01.2017 (27 дней), итого -1 мес. 26 дней прохождение курсов повышения квалификации без отрыва от производства;
- c 01.01.1997 пo 31.12.1998 (2 года 0 м. 0 д.); с 30.10.2002 по 30.11.2002 (0 лет 1 месяц 0 д.); с 10.01.2007 по 02.03.2007 (0 лет 1 месяц 23 дня) итого 2 года 2 месяца 23 дня, работа в должности фельдшера в Медико-санитарной части N 58 т.к. в выписке из ИЛСЗЛ отсутствуют сведения о работе, а также данные сведения сданы без указания кода льготной работы и ставки.
Спорные периоды работы отражены в трудовой книжке Рибий С.В.
Согласно справке, уточняющей льготных характер работы, дающий право на досрочное назначение пенсии от 29.11.2022 N110, выданной ГБУЗ "ГКБ им М.Е. Жадкевича ДЗМ", Рибий С.В. работала с 11.03.1990 по 01.10.2011 в ГУЗ г. Москвы "Медико-санитарная часть N58 Управления здравоохранения ЗАО г. Москвы", которое 01.10.2011 реорганизовано в ГУЗ г. Москвы "Городская клиническая больница N71 ДЗМ" с сохранением Рибий С.В. прежней должности; с 01.02.2013 Рибий С.В. переведена в отделение медицинской профилактики на должность фельдшера, с 02.04.2013 переведена в отделение медицинской профилактики поликлинического медицинского персонала в той же должности, где работает по настоящее время. С 01.10.2011 работает на полную ставку при полной рабочей неделе, направлялась на курсы повышения квалификации с 12.03.2012 по 10.04.2012 и с 10.01.2017 по 10.01.2017, с 19.10.2021 по 13.11.2021. В 2015 г. ГУЗ г. Москвы "Городская клиническая больница N71 ДЗМ" переименовано в ГБУЗ "ГКБ им М.Е. Жадкевича ДЗМ". Признается право Рибий С.В. на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В архивной справке от 21.04.2021 N20379\1 также указано на наличие сведений о работе Рибий С.В. в период с 11.03.1990 по 31.12.2015 на полную ставку.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, только начиная с 01.11.1999 засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей.
В разделе "наименование должностей" Списка N 781 поименованы должность фельдшера.
В п. 4 раздела "Наименование учреждений" Списка перечислены медико - санитарные части.
Таким образом, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе в городах, не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Медицинские работники в соответствии с действующим законодательством, в том числе Приказом Минздрава РФ от 5 июня 1998 г. N 186 "О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием", обязаны повышать квалификацию не реже 1 раза в 5 лет, проходить в установленном порядке переаттестацию.
Из приведенных положений пенсионного и трудового законодательства следует, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации приравниваются к работе, во время исполнения которой работник направлялся на такие курсы. В этой связи периоды получения работником профессионального образования с отрывом от работы и с сохранением средней заработной платы по месту работы подлежат включению в периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и исчисляются в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Приходя к выводу об удовлетворении исковых требований об обязании включить специальный стаж истца периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 12.03.2012 по 10.04.2012 и с 10.01.2017 по 10.01.2017, суд первой инстанции учел положения статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и исходил из того, что при направлении работника на профессиональное обучение и на курсы повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы, из заработной платы истца производились отчисления взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, повышение квалификации для медицинских работников - обязательное условие выполнения работы, в связи с чем данные периоды подлежат включению в специальный стаж.
Удовлетворяя исковые требования Рибий С.В. об обязании ответчика включить в подсчет стажа, дающего право на назначение страховой пенсии по старости, периоды трудовой деятельности c 01.01.1997 пo 31.12.1998, с 30.10.2002 по 30.11.2002, с 10.01.2007 по 02.03.2007, суд первой инстанции исходил из того, что истец в данные спорные периоды работала в должностях и учреждении, предусмотренных Списками, вырабатывала полную ставку. Отсутствие по вине работодателя в сведениях, предоставленных в Пенсионный фонд кода особых условий труда в спорные периоды работы истца, не влечет для нее неблагоприятных последствий в виде отказа во включении периодов работы в специальный стаж, поскольку обязанность указывать коды льготного характера труда своих работников возложена на работодателя.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции при рассмотрении требований Рибий С.В. об обязании включить в специальный стаж спорные периоды прохождения курсов повышения квалификации и периодов работы правильно применил положения указанных норм закона, подлежащих применению, вследствие этого верно установилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и постановилзаконное и обоснованное решение.
Удовлетворяя исковые требования Рибий С.В. о признании права на досрочную страховую пенсию по старости с декабря 2022 г, суд первой инстанции указал на то, что при включении спорных периодов в стаж истца на день обращения 16.09.2020 к ответчику ее специальный стаж истца 27 лет 11 мес. 24 дня, поскольку в настоящее время истец продолжает работать в должности фельдшера отделения медицинской профилактики поликлинического медицинского персонала ГБУЗ "ГКБ N 71 им. М.Е. Жадкевича ДЗМ", на декабрь 2022 года доработанный стаж истца с момента подачи заявления о назначении пенсии составил 2 г. 03 мес, с учетом 27 лет 11 мес. 24 дня +2 г. 03 мес. - 30 лет 02 ее. 24 дня, в связи с чем на момент подачи искового заявления выработан специальный стаж для установления досрочной пенсии по старости и в соответствии с Приложением N 7 к Федеральному закону от 28.12.2013 ФЗ "О страховых пенсиях" в 2022 г. у Рибий С.В. возникло право на досрочную страховую пенсию по старости.
Вместе с тем с таким выводом суда о том, что после вынесения решения пенсионным органом Рибий С.В. продолжала осуществлять прежнюю трудовую деятельность, в связи с чем в специальный стаж должны были быть зачтены периоды работы после вынесения решения пенсионным органом, с учетом которых образуется необходимая продолжительность стажа для назначения пенсии, судебная коллегия согласиться не может, поскольку положения пенсионного законодательства применены судом неправильно.
На основании п. п. 1, 2 ст. 22 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
С заявлением о назначении пенсии Рибий С.В. обратилась 16.09.2020, решение об отказе в установлении пенсии в связи с недостаточностью специального стажа вынесено ГУ-ГУ ПФР по г. Москве и Московской области вынесено 01.03.2021, соответственно, на указанную дату пенсионным органом определялось право Рибий С.В. на назначение пенсии.
При этом право истца на включение в специальный стаж периода с 02.03.2021 по декабрь 2022 года (периода после обращения к ответчику за назначением пенсии) не рассматривалось ответчиком, и во включении этого периода Рибий С.В. отказано не было.
Учитывая, что с заявлением о включении периода с 02.03.2021 по декабрь 2022 года в специальный стаж Рибий С.В. в пенсионный орган не обращалась, вопрос о праве на включение в специальный стаж истца данного периода работы не рассматривался ответчиком, решения об отказе во включении данного периода в специальный стаж ответчик не выносил, что исключает возможность его учета в рамках настоящего дела, кроме того исковых требований о включении данного периода в специальный стаж истцом в рамках настоящего дела истцом не заявлялось, правовых оснований для удовлетворения требований о признании права на досрочное назначение страховой пенсии с учетом включения этого периода в стаж у суда первой инстанции не имелось.
На момент обращения истца за назначением пенсии, равно как и на момент вынесения решения пенсионным органом, с учетом включения спорных периодов с 12.03.2012 по 10.04.2012, с 10.01.2017 по 10.01.2017, с 01.01.1997 по 31.12.1998, с 30.10.2002 по 30.11.2002, с 10.01.2007 по 02.03.2007 в специальный стаж, у истца отсутствовал специальный стаж необходимой продолжительности для назначения пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
Кроме того, частью 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ
"О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с п.п. 19 - 21 ч. 1 ст. 30, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к Федеральному закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которому в 2019 году страховая пенсия по старости назначается не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на нее, в 2020 г. - не ранее, чем через 24 месяца со дня возникновения права на нее, в 2021 г. - не ранее, чем через 36 месяцев, в 2022 г. - не ранее, чем через 48 месяцев.
Соответственно, в зависимости от того, когда истцом будет выработан необходимый 30-летний стаж, страховая пенсия будет назначена с учетом периода отсрочки ее выплаты.
Принимая во внимание вышеизложенное, у суда отсутствовали законные основания для удовлетворения исковых требований о признании права на досрочную страховую пенсию по старости с декабря 2022 года, в связи с чем решение суда в данной части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении данных требований.
Иные доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, по существу, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 20 июня 2023 года отменить в части признания за Рибий С.В. права на досрочную страховую пенсию по старости.
Принять в отмененной части по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Рибий С.В. к ОСФР по г. Москве и Московской области о признании права на досрочную страховую пенсию по старости отказать.
В остальной части решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 20 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОСФР по г. Москве и Московской области - б ез удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.