Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
управления финансов области
от 28 февраля 2011 г. N 21"А"
План
повышения эффективности бюджетных расходов управления финансов области
1. Анализ ситуации предшествующей разработке плана
План повышения эффективности бюджетных расходов управления финансов области направлен на создание условий для повышения эффективности деятельности управления финансов области по выполнению государственных функций, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития области.
Функции управления финансов определены распоряжением администрации области от 24.08.2006 г. N 645-р "Об утверждении Положения об управлении финансов Липецкой области". К ним относятся:
- составление проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период;
- разработка прогноза консолидированного бюджета области;
- разработка проектов законов области о региональных налогах и других нормативных правовых актов области по вопросам формирования доходов областного бюджета и предоставление налоговых льгот;
- ведение реестра расходных обязательств области;
- осуществление государственных заимствований области и управление государственным долгом области;
- организация исполнения областного бюджета;
- осуществление предварительного, текущего и последующего контроля за исполнением областного бюджета и т.д.
В целях повышения качества бюджетного планирования управлением финансов была разработана областная программа "Реформирование региональных и муниципальных финансов Липецкой области на 2009 год". В процессе реализации программы были выявлены определенные проблемы, требующие принятия дополнительных мер по совершенствованию бюджетного процесса. Так, бюджетная политика, несмотря на принятие стратегических документов, не всегда увязана со стратегическими целями и приоритетами социально-экономического развития области. Применение инструментов бюджетирования, ориентированных на результат, остается достаточно формальным и слабо увязанным с бюджетным процессом. Все это свидетельствует о наличии определенного потенциала для оптимизации расходных обязательств области и управления финансов и необходимости повысить направленность бюджетного процесса на достижение поставленных целей и задач социально-экономического развития через усиление программной ориентированности бюджета.
2. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы области
Консолидированный бюджет Липецкой области по налоговым и неналоговым доходам за 2010 год исполнен в объеме 30,5 млрд. рублей или с ростом к 2009 году на 17,1 процента, к докризисному 2008 году - сократился на 8,9 процента. В расходах консолидированного бюджета области имеет место динамика роста.
Сохраняется тенденция увеличения зависимости доходов местных бюджетов от межбюджетных трансфертов из областного бюджета. В течение 2010 года доля дотаций с учетом дополнительных нормативов в собственных доходах местных бюджетов составляла 40,7%. При этом, объем денежной дотации за анализируемый период возрос на 22%.
В целях повышения эффективности деятельности по выполнению возложенных государственных функций управления финансов области предполагается осуществить ряд мероприятий, направленных на обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы области.
Для повышения точности прогнозирования доходов будет разработана методика прогнозирования доходов бюджета области.
В целях удлинения горизонта бюджетного планирования планируется разработка среднесрочных, на срок до 6 лет, показателей объемов расходов областного бюджета для исполнительных органов государственной власти области.
Для обеспечения стабильности исполнения расходных обязательств в условиях возможных колебаний доходов областного бюджета будет создан Резервный фонд области.
Запланированные меры должны будут способствовать снижению дефицита областного бюджета и приведению его в соответствие с требованиями Бюджетного кодекса РФ или 15% в 2012 году, недопущению роста предельного объема государственного долга, повышению точности прогнозирования доходов.
3. Оптимизация расходных обязательств управления финансов области
К расходным обязательствам управления финансов области в соответствии с закрепленными полномочиями относятся расходы по материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности управления, предоставлению межбюджетных трансфертов местным бюджетам и расходы на обслуживание долга.
С 2011 года у управления финансов области возникли новые расходные обязательства в связи с принятием областной целевой программы "Повышение эффективности бюджетных расходов Липецкой области на 2011 - 2013 годы", мероприятия которой направлены на повышение результативности бюджетных расходов и обеспечение эффективного использования бюджетных средств.
Расходные обязательства управления финансов по материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности управления, в том числе вопросы оплаты труда работников установлены законами Липецкой области от 30.12.2006 г. N 259-ОЗ "О государственной гражданской службе" и от 05.01.2000 N 61-ОЗ "О денежном содержании и социальных гарантиях государственных гражданских служащих государственной гражданской службы Липецкой области".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Закона N 259-ОЗ следует читать как "30.12.2005"
Существенной частью расходных обязательств управления финансов являются расходные обязательства по предоставлению межбюджетных трансфертов местным бюджетам.
Основанием для возникновения расходных обязательств по предоставлению межбюджетных трансфертов местным бюджетам является закон о бюджетном процессе Липецкой области.
Показателями для решения задач в сфере межбюджетных отношений являются:
Доведение бюджетной обеспеченности до среднего максимально возможного уровня.
Повышение качества управления муниципальными финансами.
Количественный эффект, ожидаемый в результате реализации мероприятий ведомственного плана:
Средний максимально возможный уровень бюджетной обеспеченности - 2,27.
Сводная оценка качества управления муниципальными финансами - 90%.
Основанием для возникновения расходных обязательств по обслуживанию государственного долга области является нормативные правовые акты Липецкой области и управления финансов Липецкой области, заключенные государственные контракты, договора и соглашения, определяющие условия привлечения, обращения и погашения государственных долговых обязательств Липецкой области.
За последние годы объем государственного долга Липецкой области увеличился. В связи с этим цель оптимизации управления государственным долгом является одной из самых актуальных.
Для минимизации расходов на обслуживание государственного долга используются такие инструменты, как возможность уменьшения процентной ставки в случае снижения ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации по заключенным государственным контрактам на оказание услуг по предоставлению кредитов Липецкой области, использование наиболее удобного и рационального вида кредитования - возобновляемой кредитной линии.
Показателями решения задачи в сфере управления государственным долгом области являются:
- поддержание объема государственного долга области на управляемом безопасном уровне;
- отсутствие просроченных долговых обязательств;
- минимизация стоимости обслуживания долговых обязательств.
Количественный эффект, ожидаемый в результате реализации ведомственного плана:
- объем государственного долга области не превысит 50% от годового объема доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений;
- просроченные долговые обязательства области = 0;
- объем расходов на обслуживание государственного долга области не превысит 3% от объема расходов бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
4. Внедрение программно-целевых методов управления
В целях повышения результативности бюджетных расходов и обеспечения эффективного использования бюджетных средств управлением финансов области используются такие инструменты программно-целевого управления, как доклад о результатах и основных направлениях деятельности, формирование ведомственных и областных программ. В целях увязки данных стратегических инструментов в единую систему будет сформирована государственная программа управления финансов.
Ожидаемый количественный эффект от данного мероприятий - доля расходов управления финансов, формируемых в рамках программ к общему объему расходов - 95%.
5. Повышение качества и эффективности исполнения государственных функций
В настоящее время управление финансов представляет отчетность об исполнении бюджета Липецкой области в Министерство финансов Российской Федерации через электронные каналы связи в виде электронных документов с ЭЦП. В то же время, отчетность муниципальных образований и главных распорядителей средств областного бюджета аккумулируется в системе с одновременным дублированием на бумажных носителях, заверенных печатями и подписями. В системе казначейского исполнения областного бюджета главные распорядители бюджетных средств и финансовые органы муниципальных образований имеют возможность направлять в управление финансов платежные документы в электронном виде, заверенные ЭЦП. При этом только главные распорядители бюджетных средств видят результаты обработки таких документов в режиме реального времени. Отправка платежных документов с ЭЦП от получателей бюджетных средств к главным распорядителям бюджетных средств и в управление финансов отсутствует. Текущая отчетность с ЭЦП доводится управлением финансов до главных распорядителей бюджетных средств, а от них доводится до получателей бюджетных средств самостоятельно.
Целью мероприятия - построения системы электронного документооборота является доработка двух функционирующих в настоящее время систем:
системы подготовки отчетности на базе программного комплекса "Свод-КС" для реализации схемы электронного документооборота с использованием электронно-цифровой подписи (далее - ЭЦП), установленного в управлении финансов Липецкой области (далее - управление финансов);
системы исполнения бюджета на базе программных комплексов "Бюджет-КС" и "Бюджет-WEB" для всех участников бюджетного процесса области с возможностью доступа через публичные сети.
В результате проведения указанных мероприятий будет реализована система электронного документооборота с участниками (пользователями), обеспечивающая обмен информацией по открытым каналам связи защищенной электронной цифровой подписью (ЭЦП) с целью электронного подтверждения подлинности документов.
Для системы исполнения бюджета будет создана цепочка передачи электронных документов с ЭЦП от получателей бюджетных средств через главного распорядителя или напрямую, в финансовый орган и обратно. Результаты обработки электронных документов будут доступны в режиме реального времени.
6. Повышение эффективности управления государственным имуществом
Основной целью данного мероприятия является формирование эффективной системы управления государственной собственностью.
В настоящее время на балансе управления финансов области числится 8 объектов недвижимости. В полной мере обеспечен учет имущества, находящегося в оперативном управлении, ежегодно проводится инвентаризация имеющегося имущества.
В целях повышения эффективности управления государственным имуществом в апреле 2011 года комиссией управления финансов области в составе 4 человек была проведена внеплановая инвентаризация имущества, находящегося в государственной собственности для выявления неэффективно используемого имущества, не являющегося необходимым для осуществления полномочий управления финансов области. В результате проведенного мероприятия неэффективного использования имущества, находящегося на балансе управления, не выявлено. В 2012 - 2013 годах работа по выявлению излишнего, неэффективно используемого областного имущества, своевременному списанию непригодного имущества будет продолжена.
7. Оптимизация численности и совершенствование системы материального стимулирования государственных гражданских служащих Липецкой области
Штатная численность управления финансов в 2010 году составила 93 ед. государственной службы и 16 ед. работников, не отнесенных к государственным должностям и осуществляющих функции финансового, документационного и хозяйственного обеспечения деятельности управления (распоряжение администрации Липецкой области от 06.12.2009 г. N 554-р).
В соответствии с указом Президента РФ от 31.12.2010 N 1657 "Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов", распоряжением администрации Липецкой области от 13.09.2010 N 376-р "О прогнозе социально-экономического развития области на 2011 - 2013 годы, параметрах консолидированного бюджета области и областного бюджета на 2011 - 2013 годы, мерах по укреплению доходной базы бюджета и экономии бюджетных средств", распоряжением администрации Липецкой области от 26.01.2011 N 19-р "О мероприятиях по повышению эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Липецкой области и оптимизации численности государственных гражданских служащих и работников этих органов" в 2011 году сокращены 4 штатных единицы (должность заведующего архивом - 1 ед., должность главного специалиста - 2 ед., должность консультанта - 1 ед.). В целях повышения эффективности деятельности и оптимизации численности государственных гражданских служащих и работников, осуществляющих функции финансового, документационного и хозяйственного обеспечения деятельности, в 2012 году планируется дальнейшее сокращение работников управления финансов области в количестве 5 ед., в 2013 году в количестве 10 ед. Всего в 2011 - 2013 годах планируется сократить 19 штатных единиц государственных гражданских служащих и работников, осуществляющих функции финансового, документационного и хозяйственного обеспечения деятельности управления финансов, что составляет 20 процентов от штатной численности 2010 года.
Экономия средств, предусмотренных на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда, при сокращении численности работников управления финансов, в размере 50% будет направлена на материальное стимулирование работников управления финансов.
8. Оптимизация государственных закупок
Инструментом повышения эффективности бюджетных расходов являются закупки для государственных нужд. Одним из основных показателей эффективности проведения государственных закупок является доля размещения заказа на торгах, а также снижение бюджетных расходов.
Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляется управлением финансов Липецкой области в соответствии с федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 21.04.2011) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В целях повышения эффективности государственных закупок планируется проведение следующих мероприятий:
1. Обеспечение эффективного использования бюджетных средств за счет сокращения закупок у единственного поставщика по результатам несостоявшихся торгов;
2. Увеличение доли закупок через проведение открытых аукционов в электронной форме.
3. Проработка рынка при подготовке заявок к размещению заказа с целью обоснования начальной (максимальной) цены контракта с использованием данных государственной статистической отчетности, официального сайта, реестра контрактов, информации о ценах производителей.
4. Повышение квалификации специалистов управления, входящих в состав комиссии по размещению заказов.
9. Повышение энергетической эффективности
В соответствии с постановлением администрации Липецкой области от 30.07.2010 N 239 "Об утверждении Областной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности Липецкой области на 2010 - 2012 годы" в управлении финансов области проводятся мероприятия по повышению энергетической эффективности:
1. Уровень оснащенности приборами учета потребляемых ресурсов доведен до 100%.
2. Проводится замена осветительных приборов для освещения здания на энергоэкономичные.
С 1 января 2010 года обеспечивается ежегодное снижение объема потребленных тепловой и электрической энергии на три процента от объема фактически потребленного в 2009 году каждого из указанных ресурсов. Фактический объем потребления электрической энергии в 2010 году составил 224,8 тыс. Квт/ч. Планируемый объем потребления электроэнергии в 2011 году составит 209,4 тыс. Квт/ч, в 2012 году - 203,1 тыс. Квт/ч, в 2013 году - 197 тыс. Квт/ч.
Фактический объем потребления тепловой энергии в 2010 году составил 0,36 тыс. Гкал. Планируемый объем потребления тепловой энергии в 2011 году составит 0,32 тыс. Гкал, в 2012 году - 0,31 тыс. Гкал, в 2013 году - 0,30 тыс.
В результате планируемых мероприятий экономия расхода энергоресурсов за период 2011 - 2013 гг. составит 27800 Квт/ч по электрической энергии и 60 Гкал по тепловой энергии.
10. Повышение качества финансового менеджмента
Мероприятия, связанные с повышением качества финансового менеджмента управление финансов области, будут реализовываться в рамках Положения о мониторинге и ежегодной оценке деятельности главных распорядителей средств областного бюджета, утвержденного постановлением администрации области от 21 августа 2008 г. N 208.
11. Совершенствование процедур внутреннего контроля
Одной из проблем, требующих решения, является организация эффективного внутреннего контроля. Эта сфера является наиболее проблемной как с точки зрения наличия пробелов и противоречий в нормативном правовом регулировании, так и с точки зрения перехода на принципы бюджетирования, ориентированного на результат - переключения акцентов в финансовом контроле с расходов на результат, а также совершенствования и повышения значимости внутреннего контроля. Особую актуальность вопросы организации, новых форм и методов финансового контроля приобретают после принятия ФЗ от 08.05.2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", поскольку финансирование учреждений на основе бюджетных заданий, а не на основе принятых смет предполагает новые подходы к контролю.
Совершенствование процедур внутреннего контроля будет реализовываться в рамках Порядка осуществления управлением финансов области внутреннего контроля (аудита), утверждаемого приказом начальника управления финансов области. Разработка и принятие данного Порядка планируется в IV квартале 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.