Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С., судей фио, фио, при ведении протокола помощником Тимониной И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио
гражданское дело по апелляционной жалобе истца Шульга О.С. на решение Люблинского районного суда адрес от 07.06.2023 по гражданскому делу по иску Шульга Оксаны Сергеевны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Шульга фио к Шульга Денису Витальевичу, Департаменту городского имущества адрес о признании права пользования жилым помещением, изменении договора социального найма, регистрации по месту жительства, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Шульга Оксаны Сергеевны (паспортные данные), действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Шульга фио (свидетельство о рождении VII-МЮ N 771960) к Шульга Денису Витальевичу (паспортные данные), Департаменту городского имущества адрес (ИНН 7705031674) о признании права пользования жилым помещением, изменении договора социального найма, регистрации по месту жительства - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истцы обратились в суд с иском к ответчикам, просили признать права пользования жилым помещением по адресу: адрес, внести изменения в договор социального найма N 5417-01-2009-0000985.1 от 26.02.2022 г, включив Шульга О.С. в данный договор, поставить Шульга О.С. на регистрационный учет по адресу: адрес, мотивируя свои требования тем, что в 2010 году между Шульга О.С. и фио был зарегистрирован брак. Начиная с 2008 года супруги совместно проживают по адресу: адрес. На основании договора социального найма, ответственным квартиросъемщиком является фио Помимо истца и третьего лица в квартире проживает ответчик Шульга Д.В. Поскольку в настоящее время истец не имеет в собственности жилого помещения, не зарегистрирована по месту жительства, Шульга О.С. обратилась к Шульге Д.В. по вопросу регистрации ее по адресу: адрес. Однако ответчиком в таком согласии был дан отказ.
Истец Шульга О.С, представитель истца фио в судебное заседание явились, исковые требования поддержали, просили удовлетворить по доводам иска.
Ответчик Шульга Д.В, представитель ответчика фио в судебное заседание явились, просили в удовлетворении иска отказать по доводам письменных возражений.
Представитель ответчика ДГИ адрес в суд не явился, извещен.
Третье лицо фио в судебное заседание явился, полагал возможным исковые требования удовлетворить.
Представитель третьего лица УВД ГУ МВД России по адрес в суд не явился, извещен.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец Шульга О.С, полагая решение суда незаконным и необоснованным.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Проверив материалы дела, выслушав участников, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения не имеется, так как оно постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии п. 2 ст. 1 ЖК РФ, граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Как установлено ст. 60 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В силу ст. 69 Жилищного кодекса РФ, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения. Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.
Согласно положениям ст. 70 ЖК РФ, наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.
Вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя.
В пунктах 24 - 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", даны разъяснения, из которых следует, что согласно части 1 статьи 69 Жилищного кодекса РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности независимо от того, вселялись ли они в жилое помещение одновременно с нанимателем или были вселены в качестве членов семьи нанимателя впоследствии. Члены семьи нанимателя имеют, в частности, право на изменение договора социального найма (статья 82 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу положений ст. 20 Гражданского кодекса РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Судом установлено, что 31.12.2010 года между фио и Шульга О.С. был зарегистрирован брак, что следует из свидетельства о заключении брака IV-МЮ N 514644 от 31.12.2010 г.
Как указала истец, начиная с 2008 года, она совместно с членами семьи фио проживает в квартире по адресу: адрес.
Шульга О.С. и фио являются родителями несовершеннолетнего фио, паспортные данные, что подтверждается свидетельством о рождении VII-МЮ N 771960 от 20.10.2015 г.
26.02.2022 г. между Департаментом городского имущества адрес и фио был заключен договор социального найма N 5417-01-2009-0000985.1 в отношении квартиры по адресу: адрес, по условиям которого следует, что совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: Шульга Д.В. - брат, фио - сын. (л.д. 27)
Как следует из представленной выписки из домовой книги по состоянию на 15.03.2023 г. в квартире по адресу: адрес зарегистрированы фио, Шульга Д.В. и фио Сведений о регистрации Шульга О.С. не имеется.
Согласно представленному прикрепительному талону N 128, Шульга О.С. наблюдается и прикреплена к адрес N 109 ДЗМ.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10.05.2017 года, Шульга О.С. была признана утратившей право пользования жилым помещением по адресу: М.О, адрес, со снятием с регистрационного учета по вышеуказанному адресу.
Таким образом, истец полагает, что поскольку в настоящее время Шульга О.С. не зарегистрирована по месту жительства, не имеет недвижимого имущества в собственности, у нее возникло право на регистрацию в квартире по адресу: адрес.
Истец обратилась к ответчику с письменным заявлением о предоставлении права регистрации в спорной квартире, а также направила в адрес ОВМ ОМВД России по адрес, соответствующее письмо, однако ответчик письменного согласия на регистрацию истца не дал.
Исх.письмом N б/н от 20.03.2023 г. ОВМ ОМВД России по адрес уведомило истца о возможности регистрации Шульга О.С. по адресу: адрес, с письменного согласия нанимателя и членов семьи нанимателя.
Оценив представленные по делу доказательства, в ом числе показания свидетелей, руководствуясь положениями ст. ст. 10, 49, 69, 70 ЖК РФ, п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 14 от 02.07.2009 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", суд отказал в удовлетворении исковых требований Шульга О.С, так как установленных законом оснований для признания за ней права пользования спорной квартирой не имеется, поскольку истцом не был соблюден установленный законом порядок вселения в спорное жилое помещение, согласие нанимателя жилого помещения, а также членов его семьи, равно как и ДГИ адрес, на ее вселение в муниципальное жилое помещение получено не было, что стороной истца не оспаривалось, тем самым право пользования спорным жилым помещением у Шульга О.С. не возникло.
При этом доводы о фактическом проживании в жилом помещении, расположенном по адресу: адрес, суд расценил критически, как не имеющие правового значения для рассмотрения настоящего дела.
Судом верно указано, что в соответствии с ЖК РФ, основанием для вселения в жилое помещение, относящееся к собственности субъекта Российской Федерации, является решение органа исполнительной власти о предоставлении жилого помещения и соответствующий договор (социального найма, найма и др.).
Доводы истца о том, что она является членом семьи фио, что истец исполняет совместно с ним обязанности по договору социального найма, не свидетельствуют о возникновении права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма ввиду того, что в соответствии с действующим законодательством, само по себе фактическое проживание в квартире не порождает самостоятельного права пользования данным жилым помещением.
Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;
б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).
Каких-либо доказательств наличия волеизъявления ответчика на вселение истца в спорную квартиру и дальнейшую ее регистрацию по месту жительства, материалы дела не содержат, истцом суду не представлено.
При установленных обстоятельствах, судом в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в полном объеме, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы истца Шульга О.С. не содержат юридически значимых обстоятельств, которые могли бы повлиять на содержание решения, не представлено доказательств, ставящих под сомнение обоснованность выводов суда первой инстанции, направлены на переоценку выводов суда, что не может послужить основание к отмене постановленного решения.
Оснований сомневаться в объективности оценки и исследования доказательств не имеется. Содержащиеся в решении выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подробно и убедительно мотивированы, всем добытым по делу доказательствам судом дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, оснований для их иной оценки судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Люблинского районного суда адрес от 07 июня 2023 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Шульга О.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.