Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Чубаровой Н.В., судей Акульшиной Т.В., Куприенко С.Г., при помощнике судьи Долгополове Я.Д., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Куприенко С.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе с учетом дополнений фио, фио на решение Пресненского районного суда адрес от 15 мая 2023 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований фио, фио к Департаменту городского имущества адрес об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов, отказать,
УСТАНОВИЛА:
истцы фио, фио обратились в Пресненский районный суд адрес с иском к Департаменту городского имущества адрес (далее - Департамент) об обязании предоставить жилое помещение, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов.
Требования мотивированы тем, что семья фио из двух человек (она, мать фио) зарегистрирована по месту жительства по адресу: адрес, где занимает комнату площадью помещения 17, 8 кв.м, в двухкомнатной коммунальной квартире. фио является инвалидом 2 группы. С 1997г. истцы приняты на учет по улучшению жилищных условий по категории коренные марка автомобиля с 1997 года. Однако, жилищные условия до настоящего времени не улучшены.
Таким образом, истцы просили обязать Департамент городского имущества адрес - исполнить обязанности в соответствии с частью 5 статьи 20 Закона адрес N 29 в отношении семьи коренных марка автомобиля, состоящей на учете на улучшение жилищных условий с 1997 года, т.е. предоставить без выселения три варианта (на выбор) однокомнатных квартир площадью жилого помещения не более 40 квадратных метров по договору социального найма жилого помещения в дополнение к занимаемому жилому помещению, принадлежащему на праве собственности; взыскать компенсацию морального вреда в размере сумма
Истец (представитель фио) - фио в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ДГИ адрес по доверенности фио в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования не признала, по доводам, подробно изложенным в письменном виде.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просят истцы фио, фио по доводам апелляционной жалобы и дополнениям к ней.
Истец - фио в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней поддержала, указав, что истец фио умерла, однако, судебная коллегия отмечает, что данное обстоятельство препятствием к рассмотрению жалобы не является.
Представитель ответчика ДГИ адрес в судебное заседание коллегии не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия, заслушав участника процесса, проверив письменные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда.
Общие для всех жителей адрес, состоящих на жилищном учете, правила очередности и порядок предоставления жилых помещений, оказания помощи города в приобретении жилья в собственность установлены положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Закона адрес от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" (далее - Закон N 29), Государственной программы адрес "Жилище", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 27.09.2011 N 454-ПП (далее - адрес).
На основании ст. 57 ЖК РФ, ст. ст. 2, 4, 17 Закона и адрес жителям адрес, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности в соответствии с поданным заявлением о форме обеспечения, исходя из даты принятия их на учет предоставляются: жилые помещения по договорам социального найма; жилые помещения в собственность по договору купли-продажи, в том числе с использованием заемных (кредитных) средств; субсидии для приобретения или строительства жилых помещений на рынке недвижимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 9 Закона N 29, обеспечение жилыми помещениями жителей адрес, состоящих на жилищном учете, осуществляется в пределах нормы предоставления, установленной в размере 18 кв. м площади жилого помещения на одного человека. Площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению гражданам, совместно принятым на жилищный учет решением уполномоченного органа власти адрес, определяется как произведение количества граждан, состоящих на жилищном учете, по данному решению и нормы предоставления на одного человека.
Обеспечение прав граждан при улучшении жилищных условий осуществляется Департаментом с соблюдением обязательных требований жилищного законодательства, предъявляемых к жилым помещениям, исходя из имеющегося у города ресурса жилых помещений, расположенных как в домах-новостройках районов массовой застройки города, так и в домах сложившейся городской застройки, а также с учетом бюджетного финансирования, предназначенных на указанные цели. Подбор жилых помещений осуществляется с использованием программных комплексов методом случайной выборки на основе заданных параметров минимального и максимального возможных размеров жилого помещения, установленных Законом N 29.
При предоставлении жилых помещений требования граждан о предоставлении жилого помещения в конкретном месте, доме, на этаже, по конкретному адресу, с определенным количеством комнат, определенного количества жилых помещений, а также требования заявителей, состоящих на жилищном учете как одна семья, о предоставлении двух и более жилых помещений как разным семьям удовлетворению не подлежат (ч. 10 ст. 20, ч. 4 ст. 23 Закона N 29).
При принятии решения о предоставлении в пользование или об оказании помощи в приобретении в собственность жителями адрес жилых помещений учитывается размер площади жилого помещения (части жилого помещения), в отношении которого заявители и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования, а также гражданско-правовые сделки, совершенные заявителями и членами их семей с принадлежащими им жилыми помещениями (частями жилых помещений) за период, установленный ст. 10 Закона (ч. 5 ст. 21 Закона N 29).
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов, что семья фио из двух человек (она, мать фио) зарегистрирована по месту жительства по адресу: адрес, где занимает комнату площадью жилого помещения 33, 4 кв. м, в двухкомнатной коммунальной квартире.
Порядок расчета площади жилого помещения комнат определен методикой расчета площади жилого помещения для комнат в коммунальных квартирах жилищного фонда адрес на основании приложения 1 к распоряжению Департамента жилищной политики и жилищного фонда адрес от 23.03.2012 N 555.
На основании выписки из базы данных МосгорБТИ, коммунальная квартира по указанному адресу имеет следующие параметры: жилая площадь - 33, 4 кв. м, общая площадь - 60, 9 кв. м, общая площадь (с летними) - 61, 8 кв. м.
Площадь жилого помещения комнаты N 2 в коммунальной квартире является расчетной и составляет: (61, 8 - 0, 9) / 33, 4 x 17, 8 + 0, 9 = 33, 4 кв. м, где: 17, 8 кв. м - жилая площадь комнаты N 2; 0, 9 кв. м - площадь балкона в комнате N 2.
Таким образом, площадь жилого помещения занимаемой истцами комнаты N 2 составляет 33, 4 кв. м, что учитывается при расчете жилищной обеспеченности семьи фио
По данным информационных систем Департамента, семья фио из двух человек состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (учетное дело N 52-01-952220-1997-0086.0, категория учета "Иные долгожители Москвы, проживающие в условиях коммунального заселения").
С учетом изложенного, потребность площади жилого помещения для обеспечения семьи фио из двух человек по установленной норме предоставления в дополнение к занимаемому жилому помещению составляет 2, 6 кв.м (18 кв. м х 2 чел. - 33, 4 кв. м). Увеличение данного размера в соответствии с ч. 2 ст. 20 Закона N 29 допускается до 9 кв. м, т. е. до 11, 6 кв. м.
Вследствие конструктивных особенностей жилых помещений, предоставляемых гражданам, состоящим на жилищном учете, на семью, состоящую из двух граждан, не являющихся супругами, предоставляется двухкомнатная квартира площадью жилого помещения от 36 кв. м (18 кв. м х 2 чел.) до 54 кв. м (п. 2 ч. 6 ст. 20 Закона N 29), с освобождением занимаемого жилого помещения.
В целях решения жилищного вопроса семьи фио уведомлениями Департамента от 09.03.2022 N ДГИ-334167/21-(4)-1, от 20.03.2023 N 33-6-280138/23-(0)-2 были предложены на выбор шесть вариантов двухкомнатных квартир площадью жилого помещения от 50, 5 кв. м до 53, 9 кв. м по договору мены, с освобождением занимаемого жилого помещения. Согласия ни на один из предложенных вариантов от семьи фио не поступило.
В силу ч. 10 ст. 20 Закона N 29, требования граждан, не основанные на нормах федерального законодательства и законодательства адрес, о предоставлении жилого помещения в конкретном месте, доме, на этаже, по конкретному адресу, с определенным количеством комнат, определенного количества жилых помещений, удовлетворению не подлежат.
Кроме того, при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма требования заявителей, состоящих на жилищном учете как одна семья, о предоставлении двух и более жилых помещений как разным семьям удовлетворению не подлежат (ч. 4 ст. 23 данного Закона).
Несогласие на получение предложенных квартир истцами мотивировано необходимостью предоставления дополнительной отдельной квартиры для проживания в отдельном жилом помещении, что, как указал суд, противоречит вышеприведенным требованиям закона.
Таким образом, права истцов со стороны Департамента не нарушены, доказательств нарушения прав истцов со стороны Департамента не представлено, в связи с чем суд пришел к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма не имеется.
Согласно ст. 151 ГК КФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Так, юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению по настоящему делу, являются: лицо, причинившее вред; действия, причинившие вред; наличие вреда; причинно-следственная связь между действиями и наступившими последствиями (вредом); вина причинителя вреда, за исключением случаев, когда законом прямо предусмотрена ответственность за причинение вреда независимо от вины причинителя вреда.
Компенсация морального вреда производится при наличии вреда, вины причинителя, неправомерности действий и причинной связи между такими действиями и наступившими последствиями.
Вместе с тем, доказательств, свидетельствующих о причинении истцам физических и нравственных страданий действиями ответчика, нарушающими их личные неимущественные права, а также причинно-следственную связь между действиями ответчика и негативными последствиями истцов материалы дела не содержат, в связи с чем суд не усмотрел оснований для удовлетворения исковых требований о компенсации морального вреда.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права и его толковании, на основании представленных сторонами доказательств, которым судом дана надлежащая оценка в порядке ст. 67 ГПК РФ.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Порядок предоставления жилой площади в адрес установлен законом для всех граждан. Органы исполнительной власти адрес осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральным законодательством, законодательством адрес и не вправе делать исключения из предусмотренного законом порядка.
В силу ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Защита нарушенных или оспариваемых жилищных, гражданских прав осуществляется судом по требованию заинтересованного лица на основании ст. 11 ЖК РФ, ст. 3 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы с учетом дополнений о том, что семья состоит на очереди с 1997 года, не согласна с расчетом субсидии, им отказано в выделении субсидии, признаются необоснованными, поскольку вопрос расчета и предоставления субсидии предметом спора не являлся, а соответствующее уведомление Департамента по данному вопросу было получено истцами после рассмотрения настоящего дела.
В иной части доводы апелляционной жалобы с учетом дополнений повторяют позицию истцов, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, аналогичны основаниям исковых требований, не содержат обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда и иной оценке исследованных судом доказательств и установленных по делу обстоятельств, а также основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, что не отнесено ст. 330 ГПК РФ к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Таким образом, оснований для отмены решения не имеется, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда адрес от 15 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу с учетом дополнений - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.