Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Козиной Т.Ю.
и судей фио, фио, при помощнике судьи Фурманове П.С, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио дело по апелляционной жалобе истца Грызунова Сергея Александровича на решение Головинского районного суда адрес от 31 мая 2023 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Грызунова Сергея Александровича к Префектуре адрес и Управе адрес о взыскании денежных средств отказать,
УСТАНОВИЛА:
истец Грызунов С.А. обратился в суд с иском к ответчикам Префектуре адрес и Управе адрес о взыскании денежной компенсации рыночной стоимости двух металлических гаражных боксов. В обоснование иска указал, что он является владельцем двух металлических гаражных боксов NN 10 и 87 на автостоянке "Автостоянка N 77" по адресу: адрес. Градостроительной земельной комиссией адрес в рамках планируемых мероприятий по благоустройству и озеленению территории протоколом от 17 августа 2022 года принято решение о демонтаже гаражных боксов, расположенных на автостоянке "Автостоянка N 77". В соответствии с приказом Департамента экономической политики и развития адрес от 11 августа 2017 года N 164-ПР "Об утверждении методики определения размера денежной компенсации в связи со сносом индивидуального гаража" истцу положена компенсация в размере сумма за каждый гаражный бокс. Однако он считает данную компенсацию заниженной. В соответствии с отчетами об оценке ООО "Оценочная компания "Юрдис" рыночная стоимость гаражного бокса N 10 составляет сумма, рыночная стоимость гаражного бокса N 87 составляет сумма Расходы на проведение двух оценок составили сумма (сумма х2). Просил суд взыскать с ответчиков солидарно денежные средства в сумме сумма в счет компенсации за снос гаражных боксов NN 10 и 87 автостоянки "Автостоянка N 77" по адресу: адрес, кадастровый номер 77:09:0001025:55, сумма - расходы на проведение оценки гаражных боксов, сумма - расходы на государственную пошлину.
Суд первой инстанции постановилвышеприведенное решение, об отмене которого просит истец Грызунов С.А. по тем основаниям, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, существенно нарушены нормы материального и процессуального права.
В соответствии со ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков Префектуры адрес, Управы адрес, представителей третьих лиц адрес Москвы, Управления Росреестра по адрес, извещенных надлежащим образом.
Заслушав объяснения истца фио, поддержавшего доводы жалобы, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В пунктах 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом при рассмотрении настоящего дела.
Из материалов дела следует, что Грызунов С.А. является владельцем машиноместа N 10 и машиноместа N 87, расположенных на территории автостоянки "Автостоянка N 77" на земельном участке по адресу: адрес, кадастровый номер 77:09:0001025:55, что подтверждается копиями членских книжек (л.д. 6-8, 9-10).
Протоколом от 17 августа 2022 года Градостроительно-земельной комиссии адрес в рамках планируемых мероприятий по благоустройству и озеленению территории принято решение о демонтаже гаражных боксов, расположенных на автостоянке "Автостоянка N 77".
Распоряжением префекта адрес от 8 февраля 2023 года N 75 Грызунов С.А. включен в список владельцев гаражных боксов автостоянки N 77, подлежащей демонтажу по решению Градостроительно-земельной комиссии адрес от 17 августа 2022 года, в соответствии с которым истцу предлагалась выплата денежной компенсации за снос индивидуального гаража согласно порядку, предусмотренному Постановлением Правительства Москвы от 9 марта 2011 года N 63-ПП "Об утверждении Положения о порядке осуществления денежной компенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей при освобождении территорий адрес".
С предложенной компенсацией в сумме сумма за один гаражный бокс Грызунов С.А. не согласился и представил отчеты об оценке ООО "Оценочная компания "Юрдис", согласно которым рыночная стоимость каждого гаражного бокса, принадлежащего истцу, составляет сумма
Разрешая требования истца, суд первой инстанции применил ст. 10, 218, 235, 237, 238, 239, 239.1, 239.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 3.1 Методики определения размера денежной компенсации в связи со сносом индивидуального гаража, утвержденной Приказом Департамента экономической политики и развития адрес от 11 августа 2017 г. N 164-ПР (с изменениями на 29 января 2020 г.), п. 8 приложения к постановлению Правительства Москвы от 9 марта 2011 года N 63-ПП "Об утверждении Положения о порядке осуществления денежной компенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей при освобождении территорий адрес" и пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
При этом суд первой инстанции правомерно исходил из того, что принадлежащие истцу гаражные боксы имеют металлические стены и крышу, в связи с чем размер предлагаемой истцу компенсации сумма за один гаражный бокс соответствует установленному порядку и размеру компенсации, оснований для выплаты компенсации в ином размере не усматривается.
Однако, ссылаясь на то, что сторонами не заключено предусмотренное постановлением Правительства Москвы от 9 марта 2011 года N 63-ПП соглашение об осуществлении денежной компенсации в сумме сумма за один гаражный бокс в связи со сносом индивидуального гаража, расположенного на освобождаемой территории: адрес, кадастровый номер 77:09:0001025:55, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для осуществления в пользу истца денежной компенсации в установленном размере - сумма за каждый бокс.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом об отсутствии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца денежной компенсации в сумме сумма за каждый гаражный бокс, в связи с чем на основании п. 2 ст. 328, п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ отменяет решение суда и принимает новое решение.
Статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (п. 1).
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2).
Из приведенных правовых норм следует, что по делам о возмещении вреда суду надлежит установить факт причинения вреда, противоправность действий причинителя вреда и причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и наступившим вредом.
В данном случае реальный ущерб фио заключается в утрате его имущества, в связи с чем подлежит компенсации его стоимость.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Грызунов С.А. указал на то, что не согласен с размером предложенной ему денежной компенсации, при изъятии его гаражных боксов компенсация должна определяться исходя из их рыночной стоимости, а не на основании методики, установленной ответчиком, в обоснование чего представил заключения специалиста ООО "Оценочная компания "Юрдис", согласно которым рыночная стоимость гаражного бокса N 10 составляет сумма, рыночная стоимость гаражного бокса N 87 составляет также сумма
Между тем, с доводами истца о наличии у него права на получение компенсации, исходя из рыночной стоимости гаражных боксов, нельзя согласиться, поскольку в данном случае ущерб возникает не в результате изъятия земельного участка для государственных нужд, а в результате демонтажа гаражных боксов в рамках планируемых мероприятий по благоустройству и озеленению территории.
Так, порядок определения денежной компенсации за гаражи следует из Московской Программы благоустройства "Развитие городской среды", постановления Правительства Москвы от 9 марта 2011 г. N 63-ПП, Положения о порядке осуществления денежной компенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей при освобождении территорий адрес, Методики определения размера денежной компенсации в связи со сносом индивидуального гаража, утвержденной приказом Департамента экономической политики и развития Москвы от 11 августа 2017 г. N 164-ПР.
Градостроительно-земельной комиссией адрес в рамках планируемых мероприятий по благоустройству и озеленению территории протоколом от 17 августа 2022 года принято решение о демонтаже гаражных боксов, расположенных на автостоянке "Автостоянка N 77".
Распоряжением префекта адрес от 8 февраля 2023 года N 75 истец включен в список владельцев гаражных боксов автостоянки N 77, подлежащей демонтажу по решению Градостроительно-земельной комиссией адрес от 17 августа 2022 года, в соответствии с которым истцу предлагалась выплата денежной компенсации за снос индивидуального гаража согласно порядку, предусмотренному постановлением Правительства Москвы от 9 марта 2011 года N 63-ПП "Об утверждении Положения о порядке осуществления денежной компенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей при освобождении территорий адрес".
Размер денежной компенсации, выплачиваемой владельцам сносимых индивидуальных гаражей, определяется в соответствии с методикой, утверждаемой Департаментом экономической политики и развития адрес, является официально установленным, фиксированным, единым для всех без исключения и подлежит применению в отношении всех владельцев индивидуальных гаражей, сносимых при освобождении адрес.
В целях реализации Генерального плана Москвы, государственных программ адрес и соблюдения прав физических лиц при сносе индивидуальных гаражей для освобождения территории утверждено Положение о порядке осуществления денежной компенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей при освобождении территорий, которое определяет порядок осуществления по соглашению сторон компенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей, в том числе при освобождении территорий для осуществления строительства за счет средств бюджета (пункт 1).
При этом под владельцем гаража понимается лицо, обладающее правом собственности на гараж, которое может быть подтверждено любым из перечисленных в пункте 2.2 данного Положения документом, а под освобождением территории в силу его пункта 2.3 подразумеваются мероприятия, направленные на прекращение фактического пользования земельным участком, в том числе с прекращением соответствующих прав на землю, не связанные с процедурой изъятия земельных участков для государственных нужд.
Согласно названному Положению вопросы компенсации владельцам гаражей, которые в соответствии с законом приобрели соответствующие права на земельные участки, расположенные на территории, подлежащей освобождению, могут быть урегулированы в ином предусмотренном законодательством порядке (пункт 1(1).
Организация работы по оформлению соглашений, являющихся основанием для выплаты денежной компенсации владельцам подлежащих сносу индивидуальных гаражей, расположенных на освобождаемой территории, а также актов об освобождении гаражей под снос возлагается на префектуру соответствующего административного округа адрес (пункт 6). Сама же выплата указанной компенсации (перечисление денежных средств) владельцу гаража осуществляется, по общему правилу, инициатором освобождения территории либо - в отдельных случаях - непосредственно префектурой, а размер этой компенсации определяется в соответствии с методикой, утверждаемой Департаментом экономической политики и развития Москвы (пункты 7.4, 9 и 10).
В свою очередь, указанная Методика - в силу прямого указания ее пункта 1 - применяется лишь при определении размера денежной компенсации, выплачиваемой владельцам сносимых индивидуальных гаражей при освобождении территорий адрес в соответствии с Положением о порядке осуществления денежной компенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей при освобождении территорий адрес.
В случае же изъятия земельных участков для государственных нужд, исключающего добровольное согласие владельцев сносимых индивидуальных гаражей, применяется порядок, установленный действующим федеральным законодательством.
Пунктом 2 Методики закреплено, что размер денежной компенсации в связи со сносом индивидуального гаража устанавливается соглашением об осуществлении денежной компенсации в связи со сносом индивидуального гаража с учетом положений пункта 3 приведенной Методики.
Методика изначально предусматривала, что после подписания соглашения об осуществлении денежной компенсации в связи со сносом индивидуального гаража, расположенного на освобождаемой территории, денежная компенсация выплачивается владельцам сносимых индивидуальных гаражей префектурой административного округа в отношении индивидуального гаража однократно и составляет: сумма - в случае, если материал стен индивидуального гаража - кирпич, камень, железобетон, пеноблок, шлакоблок, керамзитоблок, газоблок; сумма - в случае, если материал стен индивидуального гаража имеет иной состав (металлические листы, профилированные листы, сэндвич-панели, дерево и пр.) (в редакции приказа Департамента экономической политики и развития адрес от 29 января 2020 года N 10-ПР).
Данное правовое регулирование, предусматривающее выплату денежной компенсации взамен утраченного имущества, в том числе, тем владельцам сносимых гаражей, которые не приобрели права на земельные участки под этими гаражами, но имеют правоподтверждающие документы на сами гаражи, - при том, что прекращение фактического пользования указанными земельными участками при освобождении территории осуществляется вне рамок процедуры их изъятия для государственных нужд, - направлено на обеспечение баланса частных и публичных интересов.
Более того, снос гаражей, согласно анализируемому региональному правовому регулированию, осуществляется с уведомлением об этом их владельцев, которые могут осуществить самостоятельный демонтаж или перенос (при наличии технической возможности) этих гаражей, минимизировав неизбежные потери, возникающие при их принудительном сносе, или же, оценив для себя экономические перспективы, получить указанную денежную компенсацию.
Учитывая вышеизложенное, а также, что согласно представленным в материалы дела доказательствам Грызунов С.А. является владельцем двух металлических гаражных баксов N 10, 87, расположенных по адресу адрес, кадастровый номер 77:09:0001025:55, коллегия приходит к выводу о том, что при определении суммы компенсации за снос обозначенных боксов необходимо руководствоваться п. 3.2 Методики, согласно которой сумма выплачиваемой компенсации составляет сумма.
Судебная коллегия отвергает ссылки истца на представленные отчеты об определении рыночной стоимости его гаражных боксов, поскольку денежная компенсация определяется в соответствии с порядком, предусмотренным постановлением Правительства Москвы от 9 марта 2011 года N 63-ПП "Об утверждении Положения о порядке осуществления денежной компенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей при освобождении территорий адрес", что не противоречит законодательству.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований и взыскании с Префектуры адрес в пользу истца компенсации за снос двух гаражных боксов N 10 и N 87 автостоянки "Автостоянка N 77" по адресу: адрес, в размере сумма (175 000 х 2).
Наряду с этим судебная коллегия не усматривает оснований для солидарного взыскания обозначенной компенсации, поскольку выплата указанной компенсации (перечисление денежных средств) владельцу гаража осуществляется, по общему правилу, инициатором освобождения территории либо - в отдельных случаях - непосредственно Префектурой административного округа адрес, на территории которой находились гаражи (гаражные боксы) (п. 7.7, 9, 10 Методики), таким образом, компенсация подлежит взысканию непосредственно с Префектуры адрес.
На основании ст. 98 ГПК РФ коллегия взыскивает с ответчика Префектуры адрес в пользу истца расходы на государственную пошлину с учетом принципа пропорциональности в размере сумма
Оснований для возмещения истцу расходов на оплату услуг эксперта не имеется, поскольку данные расходы не признаны необходимыми, иск в части взыскания с ответчика рыночной стоимости гаражных боксов согласно представленным отчетам не удовлетворен.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Головинского районного суда адрес от 31 мая 2023 года отменить и принять новое решение.
Взыскать с Префектуры адрес в пользу Грызунова Сергея Александровича компенсацию за снос двух гаражных боксов N 10 и N 87 автостоянки "Автостоянка N 77" по адресу: адрес, в размере сумма, расходы на государственную пошлину в размере сумма
В остальной части иска отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.