Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Чубаровой Н.В., судей Акульшиной Т.В., Куприенко С.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Трусковской И.Е., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Куприенко С.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента городского имущества адрес в лице представителя фио на решение Щербинского районного суда адрес от 20 апреля 2022 года, которым постановлено:
Исковые требования фио к Департаменту городского имущества адрес об установлении границ земельного участка - удовлетворить.
Установить границы земельного участка с кадастровым номером 77:18:0000000:36176, расположенного по адресу: адрес, адрес, адрес, участок 88/2, площадью 550 кв.м, по варианту N2 заключения землеустроительной экспертизы:
Номера
точки
Координаты
Линейные размеры, м
X
Y
1
-7721.67
-18168.31
0.53
2
-7721.14
-18168.31
13.83
3
-7720.97
-18154.48
39.40
4
-7760.35
-18153.27
14.27
5
-7760.63
-18167.54
6.95
6
-7753.68
-18167.54
9.32
7
-7744.36
-18167.67
22.70
1
-7721.67
-18168.31 / 1
Решение является основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости,
УСТАНОВИЛА:
Истец фио обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику Департамента городского имущества адрес, в котором просила установить границы земельного участка с кадастровым номером 77:18:0000000:36176, расположенного по адресу: адрес, адрес, адрес, участок 88/2, площадью 550 кв.м.
Свои требования мотивировала тем, что является собственником земельного участка общей площадью 550 кв.м, с кадастровым номером 77:18:0000000:36176, расположенного по адресу: адрес, адрес, адрес, уч-к 88/2. Право собственности у истца возникло на основании Постановления Главы Администрации адрес адрес N 233 от 13 июля 1999 г. "О предоставлении в собственность и отводе фио адрес под индивидуальное жилищное строительство в адрес". Истец, имея намерение установить границы земельного участка, обратилась в Управление Росреестра по Москве с межевым планом.
10 марта 2020 г. уведомлением о приостановлении государственного кадастрового учета N 77/20-28199 кадастровый учет был приостановлен по причине того, что реквизиты документов, указанные в разделе 1 "исходные данные" не подтверждают местоположение.
04 июля 2020 г. уведомлением об отказе в государственном кадастре недвижимости отказано, в связи с чем истец обратилась в суд с настоящим иском.
Истец фио в судебное заседание суда первой инстанции не явилась, извещена надлежащим образом, обеспечила явку своего представителя по доверенности фио, который в судебном заседании требования иска поддержал.
Представитель ответчика Департамента городского имущества адрес по доверенности фио в судебное заседание суда первой инстанции явился, возражал против удовлетворения иска.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Москве в судебное заседание суда первой инстанции не явился, извещен надлежащим образом, в связи с чем суд полагал возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит ответчик ДГИ адрес в лице представителя фио по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на его незаконность.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, извещены судом надлежащим образом.
Проверив материалы дела, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, в том числе отчуждать его в собственность другим лицам.
В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Согласно п.п. 3, 7 ст. 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" (далее по тексту - Закон N 218-ФЗ), единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуальноопределенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В соответствии со ст. 15 Закона N 218-ФЗ, при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
Согласно п.п. 8-10 ст. 22 Закона N 218-ФЗ, местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии со ст. 43 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 61 Закона N 218-ФЗ, воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
В соответствии со ст.61 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. Порядок и способы направления органом регистрации прав данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков.
В соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Судом первой инстанции установлено, что истец фио является собственником земельного участка общей площадью 550 кв.м, с кадастровым номером 77:18:0000000:36176, расположенного по адресу: адрес, адрес, адрес, уч-к 88/2, на основании Постановления Главы Администрации адрес адрес N 233 от 13 июля 1999 г. "О предоставлении в собственность и отводе фио адрес под индивидуальное жилищное строительство в адрес".
Как указала истец в иске, она, имея намерение установить границы земельного участка, обратилась в Управление Росреестра по Москве с межевым планом.
10 марта 2020 г. уведомлением о приостановлении государственного кадастрового учета N 77/20-28199 кадастровый учет был приостановлен по причине того, что реквизиты документов, указанные в разделе 1 "исходные данные" не подтверждают местоположение.
04 июля 2020 г. уведомлением об отказе в государственном кадастре недвижимости отказано.
Как установлено п. 1 ст. 79 ГПК РФ, при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.
Определением Щербинского районного суда адрес от 13 октября 2021 г. по делу назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "Независимая экспертная оценка Верум".
Согласно выводам эксперта, план фактических границ земельного участка с КN77:18:0000000:36176 отражен на рисунке 1 Приложения.
Каталог координат угловых и поворотных точек границ земельного участка с КN77:18:0000000:36176 по фактическому пользованию по точкам 1-2-3-4-5-1 приведен в таблице 1.
адрес земельного участка с КN77:18:0000000:36176, вычислялась по координатам характерных точек границ земельного участка и составила 585 кв.м.
Согласно сведениям ЕГРН, границы земельного участка с КN77:18:0000000:36176 не установлены в соответствий с требованиями законодательства РФ.
При этом, согласно правоустанавливающим документам и сведениям ЕГРН, площадь земельного участка с КN77:18:0000000:36176 составляет 550 кв.м.
Эксперт отмечает, что фактическая площадь земельного участка с КN77:18:0000000:36176 (585 кв.м.) не соответствует площади по сведениям ЕГРН (550 кв.м.), так как расхождение площадей равное +35 кв.м, превышает допустимое расхождение (?8 кв.м.).
При проведении обследования земельного участка, экспертом установлено что споров и претензий по фактическим границам исследуемого земельного участка N 88/2 со смежными земельными участками не имеется.
Также, из рисунка 1 видно, что фактические границы земельного участка истца с КN77:18:0000000:36176, установленные на местности не имеют пересечений с кадастровыми границами смежного земельного участка с КN77:07:0017002:4102 по сведениям ЕГРН.
Таким образом, экспертом установлено, что пересечений фактических границ земельного участка с КN77:18:0000000:36176 и границ смежных земельных участков, установленных согласно ЕГРН, не имеется.
Учитывая отсутствие противоречий по границам исследуемого земельного участка, а также законодательство РФ: "О государственной регистрации недвижимости" и "О кадастровой деятельности на адрес", эксперт полагает возможным установить границы земельного участка истца, согласно, варианта, представленного на рисунке 2 Приложения, в соответствии с координатами границ земельного участка, приведенными в Межевом плане от 29 ноября 2019 г.
Каталог координат угловых и поворотных точек границ земельного участка с КN77:18:0000000:36176, выделяемого фио, по варианту по точкам 1-2-3-4-5-6- 7-1 приведен в таблице 2. На рисунке 2 Приложения установленные экспертом границы земельного участка отражены синим цветом. Площадь земельного участка по варианту, вычислялась по координатам характерных точек границ земельного участка и составила 550 кв.м.
Для осуществления данного варианта необходимо обязать ФКП Росреестр установить границы земельного участка с КN77:18:0000000:36176, выделяемого истцу фио, в соответствии с координатами таблицы 2.
Эксперт отмечал, что площадь земельного участка с КN77:18:0000000:36176, устанавливаемая по варианту соответствует площади по сведениям ЕГРН.
Заключение судебной экспертизы принято судом в качестве надлежащего доказательства по делу, поскольку оно отвечает требованиям ст. 86 ГПК РФ, содержит подробное описание проведенных исследований, в обоснование сделанного вывода эксперт приводит соответствующие данные из имеющихся в распоряжении документов, основывается на объективных данных, учитывая имеющуюся в совокупности документацию, а также на использованной при проведении исследования научной и методической литературе, в заключении указаны данные о квалификации эксперта, его образовании, стаже работы.
Также суд указал, что судебная экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" на основании определения суда о поручении проведения экспертизы экспертам данной организации в соответствии с профилем деятельности, определенным выданной им лицензией, содержит необходимые расчеты, ссылки на нормативно-техническую документацию, использованную при производстве экспертизы. Квалификация эксперта сомнений не вызывает.
В силу ст. 60 ЗК РФ, действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
Таким образом, при разрешении настоящего спора об устранении препятствий в пользовании земельными участками юридически значимым и подлежащим доказыванию обстоятельством является установление обстоятельств, связанных с нарушением прав истца.
Согласно п. 3 ст.6 ЗК РФ, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии с положениями Федерального закона "О кадастровой деятельности", границы участка должны быть описаны и удостоверены в установленном земельным законодательством порядке, в том числе посредством проведения кадастровых работ.
В силу ст. 22 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции принял во внимание выводы проведенной по делу судебной экспертизы, а также отсутствие обоснованных возражений со стороны ответчика относительно установления границ земельных участков истца по предложенному экспертом варианту.
При этом, суд отметил, что требование об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции нашел исковые требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается. Мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, изложены в мотивировочной части оспариваемого решения, и считать их неправильными у судебной коллегии не имеется оснований.
В апелляционной жалобе представитель Департамента городского имущества адрес по доверенности фио, не соглашаясь с решением суда, указывает, что оно является не законным, судом не учтены положения ст. 22 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости"; истцом не представлены документы, удостоверяющие доказательство существования на местности пятнадцать лет и более природных объектов, и объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка в соответствии со ст. 22 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости".
Указанные доводы не могут повлечь отмену решения суда, поскольку опровергаются представленными в суд материалами дела, а именно межевым планом, Постановлением Главы администрации адрес адрес от 13 июля 1999 г. N 233, из которых следует, что границы земельного участка не изменялись с 1999 года. Споров по границам с собственниками смежных участков не имеется.
Довод о не привлечении к участию в деле смежных землепользователей также не обоснован. Ответчиком не представлено доказательств, что рассмотренный вариант границ земельного участка нарушает права иных лиц, более того, из заключения экспертизы не следует нарушение прав иных лиц. Согласно заключению кадастрового инженера (л.д. 14), согласование участков границ 1-6 не требуется, граничит с неразграниченной государственной собственностью; участки границ 6-1 согласованы ранее с собственником смежного адрес, границы не уточнялись, согласований не требуется.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в целом основаны на неверном толковании действующего гражданского законодательства, по существу указанные доводы сводятся лишь к несогласию с выводами суда первой инстанции и субъективной оценке установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, они не опровергаются доводами апелляционной жалобы, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Щербинского районного суда адрес от 20 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.