Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего судьи Леоновой С.В, судей фио, фио, при помощнике Баймышевой Н.К, рассмотрела в открытом судебном заседании, с использованием средств аудио-видеозаписи по докладу судьи Леоновой С.В. гражданское дело по апелляционной жалобе истца Даниловой Л.А. на решение Пресненского районного суда адрес от 14 августа 2023 года, в редакции определения суда от 05 октября 2023 года об исправлении описки, которым постановлено:
В иске Даниловой... к МО РФ, ФГАУ Росжилкомплекс об обязании выдать государственный жилищный сертификат по программе переселения из закрытых военных городков, отказать.
УСТАНОВИЛА:
Данилова Л.А. обратилась в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России), ФГАУ "Росжилкомплекс" об обязании предоставить государственный жилищный сертификат в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации, по категории, предусмотренной пунктом "б" статьи 5: "граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков".
В обоснование заявленных исковых требований истец указала, что проживает в адрес-18, признана участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению государственным жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации, считает, что она как пенсионер, достигший возраста свыше 75 лет, имеет право на получение государственного жилищного сертификата во внеочередном порядке.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит истец Данилова Л.А. по доводам апелляционной жалобы.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Данилова Л.А, ответчик ФГАУ "Росжилкомплекс" не явились, извещены, причины неявки не обосновали, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли, в связи с чем, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие по ст. ст. 167, 327 ГПК РФ.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика Министерство обороны Российской Федерации по доверенности фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 были утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Правила), согласно пп. "б" п. 5 которых право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют граждане Российской Федерации, подлежащие переселению из закрытых военных городков, граждане, уволенные с военной службы с правом на пенсию и проживающие в населенных пунктах, которые до исключения данного населенного пункта из перечня закрытых военных городков, утвержденного Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в сфере ведения которого находился этот военный городок, были поставлены на учет на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для переселения из закрытого военного городка, а также граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, не совершавшие в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в процессных мероприятиях намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (населенного пункта, исключенного из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков, поселка).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2012 N 487-р в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков ВС РФ раздела "Вооруженные силы Российской Федерации" внесены изменения, согласно которым закрытый военный городок Вольск-18, где проживает истец, утратил статус закрытого военного городка.
Аналогичное право граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, на получение социальных выплат в виде государственного жилищного сертификата, закреплено в Федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 гг, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, в п. 2 которого указано, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы".
Оформление и выдача сертификатов осуществляется в соответствии с Порядком и сроками формирования списков граждан - участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, утверждёнными Приказом Министра обороны Российской Федерации от 12.09.2019 N 515 (далее - Порядок).
Так, в соответствии с п.п. 8-10 Порядка уполномоченный орган на основании реестров, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, по состоянию на 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует список граждан - участников ведомственной целевой программы и до 15 сентября года, предшествующего планируемому, представляет ответственному исполнителю государственной программы выписку из списка граждан - участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации в качестве нуждающихся в жилых помещениях или в качестве претендующих на получение социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, для переселения из закрытого военного городка (населенного пункта, исключенного из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков) и подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, по форме согласно приложению N 2.1 к настоящему Порядку.
После получения доведенных в соответствии с пунктом 28 Правил ответственным исполнителем государственной программы контрольных цифр бюджетных средств для предоставления социальных выплат на планируемый год уполномоченный орган на основании реестров, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, формирует список получателей сертификатов.
Формирование списка получателей сертификатов осуществляется:
1) для граждан, указанных в подпунктах 1-5 пункта 2 настоящего Порядка, - в соответствии с хронологической последовательностью, в которой граждане - участники ведомственной целевой программы были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
2) для граждан, указанных в подпунктах 4 и 5 пункта 2 настоящего Порядка, - в последовательности, определяемой датой подачи (отправки по почте) ими заявления на участие в ведомственной целевой программе в уполномоченный орган (специализированную организацию).
В случаях предоставления гражданами, указанными в подпункте 4 пункта 2 настоящего Порядка, документов, подтверждающих постановку их в воинских частях на учет для переселения из закрытых военных городков ранее, последовательность в отношении таких граждан определяется по дате регистрации заявления в воинской части.
Граждане - участники ведомственной целевой программы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в списке получателей сертификатов по алфавиту.
Право граждан на получение сертификатов во внеочередном порядке Правилами и Порядком не предусмотрено.
При разрешении спора судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что в целях реализации права на переселение из закрытого военного городка Вольск-18 путем приобретения жилого помещения на средства социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом (далее - социальная выплата, сертификат), Данилова Л.А. признана участником комплекса процессных мероприятий "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710.
Согласно информации, полученной из Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, фио признана участником комплекса процессных мероприятий "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710, с 28.07.2015.
Согласно сведениям реестра граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, по состоянию на 12.05.2023 право на обеспечение социальной выплатой ранее истца имеют 1213 участников процессных мероприятий.
Руководствуясь приведенными выше нормами права, суд пришел к правильному выводу, что право истца на переселение из закрытого военного городка будет реализовано в порядке строгой очередности, а сокращение сроков ожидания переселения из закрытого военного городка Вольск-18 возможно при условии распределения Минобороны России бюджетных средств, достаточных для оформления требуемого количества сертификатов.
При таких обстоятельствах, с учетом требований действующего законодательства, регулирующего получение безвозмездных субсидий за счет средств федерального бюджета в целях приобретения жилья, суд отказал в удовлетворении исковых требований Даниловой Л.А. в полном объеме.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они мотивированны, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах, оценка которых произведена по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Согласно п.9 Порядка и сроков формирования списков граждан - участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, утверждёнными Приказом Министра обороны Российской Федерации от 12.09.2019 N 515, после получения доведенных в соответствии с пунктом 28 Правил ответственным исполнителем государственной программы контрольных цифр бюджетных средств для предоставления социальных выплат на планируемый год уполномоченный орган на основании реестров, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, формирует список получателей сертификатов.
В случаях предоставления гражданами, указанными в подпункте 4 пункта 2 настоящего Порядка, документов, подтверждающих постановку их в воинских частях на учет для переселения из закрытых военных городков ранее, последовательность в отношении таких граждан определяется по дате регистрации заявления в воинской части.
Согласно п.10 указанного Порядка формирование списка получателей сертификатов осуществляется:
1) для граждан, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 2 настоящего Порядка, - в соответствии с хронологической последовательностью, в которой граждане - участники ведомственной целевой программы были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
2) для граждан, указанных в подпунктах 4 и 5 пункта 2 настоящего Порядка, - в последовательности, определяемой датой подачи (отправки по почте) ими заявления на участие в ведомственной целевой программе в уполномоченный орган (специализированную организацию).
В случаях предоставления гражданами, указанными в подпункте 4 пункта 2 настоящего Порядка, документов, подтверждающих постановку их в воинских частях на учет для переселения из закрытых военных городков ранее, последовательность в отношении таких граждан определяется по дате регистрации заявления в воинской части.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для обязания ответчиков предоставить истцу государственный жилищный сертификат в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации, по категории, предусмотренной пунктом "б" статьи 5: "граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков", в том числе со ссылкой на то, что заявитель является пенсионером, достигшей 75 лет, по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и повторяют изложенную ранее заявителем позицию, которая была предметом исследования и оценки суда и была им правомерно отвергнута.
Оснований для иной оценки исследованных доказательств судебная коллегия не усматривает и отмечает, что как верно было установлено судом, право на обеспечение социальной выплатой, ранее истца имеют 1213 участников процессных мероприятий.
Нарушений норм процессуального законодательства, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, влекущих отмену решения, судебной коллегией по делу не установлено.
Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела, оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для признания их ошибочными и отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда адрес от 14 августа 2023 года в редакции определения суда от 05 октября 2023 года об исправлении описки, оставить без изменения, апелляционную жалобу Даниловой Л.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.