Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Гербекова Б.И., Судей фио, фио, при секретаре (помощнике) Атаманюк А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио
дело по апелляционной жалобе представителя ответчика... М.Л. по доверенности фио на решение Люблинского районного суда адрес от 15 мая 2023 года, которым постановлено:
исковые требования удовлетворить.
Обязать... Марину Левоновну провести работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Здание научно- исследовательского института пчеловодства Наркомзема СССР, 1934 г. Здесь с 1955 года располагался НИИ самолетного оборудования", расположенного по адресу: адрес (кадастровый номер:...), в порядке, установленном статьей 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73- ФЗ, а именно:
в течение 6 месяцев с даты вступления в силу решения по настоящему делу разработать и передать Департаменту на согласование проектную документацию на проведение работ по сохранению (включая проект приспособления для современного использования);
в течение 9 месяцев с даты согласования Департаментом проектной документации на проведение работ по сохранению Объекта выполнить работы по указанной проектной документации (реставрацию и приспособление для современного использования), по завершении которых представить в Департамент отчетную документацию и получить акт приемки выполненных работ.
УСТАНОВИЛА:
Департамент культурного наследия адрес (Мосгорнаследие) обратился в суд с исковым заявлением к... М.Л. и в редакции уточненных исковых требований просит обязать фио провести работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Здание научно-исследовательского института пчеловодства Наркомзема СССР, 1934 г. Здесь с 1955 года располагался НИИ самолетного оборудования", расположенного по адресу: адрес (кадастровый номер:...), в порядке установленном статьей 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ, а именно:
в течение 6 месяцев с даты вступления в силу решения по настоящему делу разработать и передать на согласование Департаменту проектную документацию на проведение работ по сохранению (включая проект приспособления для современного использования);
в течение 9 месяцев с даты согласования Департаментом проектной документации на проведение работ по сохранению Объекта выполнить работы по указанной проектной документации (реставрацию и приспособление для современного использования), по завершению которых представить в Департамент отчетную документацию и получить акт приемки выполненных работ.
Свои требования мотивировал тем, что здание по адресу: адрес, принято под государственную охрану приказом Департамента от 15.05.2019 N 400 в качестве объекта культурного наследия регионального значения "Здание научно-исследовательского института пчеловодства Наркомзема СССР, 1934 г. Здесь с 1955 года располагался НИИ самолетного оборудования".
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 11 февраля 2021 года N 141844-р объект зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и ему присвоен регистрационный номер 772011332280005.
адрес, режим использования территории и предмет охраны объекта утверждены приказом Департамента от 05.05.2019 N 400.
Предметом охраны объекта являются местоположение и градостроительные характеристики здания в композиционно-планировочной структуре квартала; объемно-пространственная композиция здания 1930-х годов, включая высотные отметки по венчающим карнизам; крыша 1930-х годов, ее конфигурация, высотные отметки по конькам; композиционные решения и архитектурно-художественное оформление фасадов зданий 1930-х годов, в том числе лепные розетки между окнами первого и второго этажей, пилястры, полуколонны, лепной декор боковых фасадов, рельефные декоративные элементы на аттиках здания: аббревиатура Наркомзема из букв "Н.К.З." на главном фасаде и геометрические композиции на боковых фасадах, венчающий карниз; пространственно-планировочная структура здания в пределах капитальных стен, опорных конструкций, перегородок и перекрытий 1930-х годов; капитальные стены, колонны и перекрытия 1930-х годов, их конструкция и материал; лестницы 1930-х годов, их местоположение, конструкции, материал, характер оформления, включая кованную решетку ограждений; декоративное оформление интерьеров вестибюлей здания 1930-х годов, в том числе характер покрытия пола, колонны, венчающий карниз, тумбы для цветов, зеркала. Границы защитной зоны объекта утверждены приказом Департамента от 17.06.2020 N 385.
... М.Л. с 21.08.2020 является собственником объекта, расположенного по адресу: адрес (кадастровый номер:.., общей площадью 2258, 7 кв.м), которое является объектом культурного наследия регионального значения. Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия включает в себя требования к сохранению, содержанию и использованию объекта культурного наследия, условиям доступа к нему, а также иные требования, которые обеспечивают сохранность данного объекта. Приказом Департамента от 16.06.2021 N 230 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта.
Департаментом оформлен акт технического состояния объекта от 29.01.2021 N ДКН-16-44-199/21, согласно требованиям которого... М.Л. надлежало провести работы по сохранению объекта, а именно:
- проектные работы по сохранению объекта, срок адрес 2022 года;
- производственные работы по сохранению объекта: рестоврация и приспособление для современного использования, срок адрес 2024;
- ремонт объекта по мере необходимости на основании разрешения Мосгорнаследия.
В установленные сроки работы собственником не выполнены.
Собственником в августе 2021 года, в сентябре 2022 года получены задания на проведение работ по сохранению объекта N ДКН-055101-000051109/21, N ДКН-055101-00006674/21, N ДКН-055101-00006142/22 соответственно. С января 2021 года по настоящее время проектная документация по сохранению объекта не разработана, работы по объекту не ведутся, заявление на выдачу разрешения на проведение работ по сохранению объекта в Департамент не поступило, акты приемки выполненных работ по сохранению объекта Департаментом не оформлялись. Таким образом, требования акта, а также требования законодательства по сохранению объектов культурного наследия... М.Л. не исполнены. Указанные обстоятельства в соответствии с положениями п. 6 ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ являются основанием для понуждения... М.Л. исполнить обязательства по сохранению принадлежащего ей на праве собственности объекта.
В судебном заседании представитель истца - Департамента культурного наследия адрес фио уточненные исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске. Указала, что истец заявил исковые требования с учетом положений ст. 45 ФЗ N 73-ФЗ, поскольку выбрал именно такой способ защиты права, в связи с чем не считает целесообразным изменять требования в соответствии со ст. 54 ФЗ N 73, просила исковые требования удовлетворить.
Ответчик в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
В судебном заседании представитель ответчика с исковыми требованиями не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит представитель ответчика... М.Л. по доверенности фио по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя истца Департамента культурного наследия адрес по доверенности фио, представителя ответчика... М.Л. по доверенности фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, поступивших на нее возражений, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене или изменению обжалуемого решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Указанным требованиям обжалуемое решение отвечает.
В соответствии с Положением о Департаменте культурного наследия адрес, утвержденным постановлением правительства Москвы от 26.04.2011 N 154-ПП, Департамент является отраслевым органом исполнительной власти адрес, осуществляющим функции по региональному государственному контролю (надзору) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
Судом установлено, что здание по адресу: адрес, принято под государственную охрану приказом Департамента культурного наследия адрес от 15.05.2019 N 400 в качестве объекта культурного наследия регионального значения "Здание научно-исследовательского института пчеловодства Наркомзема СССР, 1934 г. Здесь с 1955 года располагался НИИ самолетного оборудования" (далее объект).
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 11.02.2021 N 141844-р Объект зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и ему присвоен регистрационный номер 772011332280005.
адрес, режим использования территории и предмет охраны объекта утверждены приказом Департамента от 05.05.2019 N 400.
Предметом охраны объекта являются местоположение и градостроительные характеристики здания в композиционно-планировочной структуре квартала; объемно-пространственная композиция здания 1930-х годов, включая высотные отметки по венчающим карнизам; крыша 1930-х годов, ее конфигурация, высотные отметки по конькам; композиционные решения и архитектурно-художественное оформление фасадов зданий 1930-х годов, в том числе лепные розетки между окнами первого и второго этажей, пилястры, полуколонны, лепной декор боковых фасадов, рельефные декоративные элементы на аттиках здания: аббревиатура Наркомзема из букв "Н.К.З." на главном фасаде и геометрические композиции на боковых фасадах, венчающий карниз; пространственно-планировочная структура здания в пределах капитальных стен, опорных конструкций, перегородок и перекрытий 1930-х годов; капитальные стены, колонны и перекрытия 1930-х годов, их конструкция и материал; лестницы 1930-х годов, их местоположение, конструкции, материал, характер оформления, включая кованную решетку ограждений; декоративное оформление интерьеров вестибюлей здания 1930-х годов, в том числе характер покрытия пола, колонны, венчающий карниз, тумбы для цветов, зеркала.
Границы защитной зоны объекта утверждены приказом Департамента от 17.06.2020 N 385.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 31.10.2022, предоставленной истцом, фио с 21.08.2020 является собственником объекта, расположенного по адресу: адрес (кадастровый номер:.., общей площадью 2258, 7 кв.м), которое является объектом культурного наследия регионального значения.
На основании Приказа Департамента Культурного наследия адрес от 16.06.2021 N 230 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта.
Департаментом оформлен акт технического состояния объекта от 29.01.2021 N ДКН-16-44-199/21, согласно требованиям которого... М.Л. надлежало провести работы по сохранению объекта, а именно:
- проектные работы по сохранению объекта, срок адрес 2022 года;
- производственные работы по сохранению объекта: рестоврация и приспособление для современного использования, срок адрес 2024;
- ремонт объекта по мере необходимости на основании разрешения Мосгорнаследия.
В установленные сроки работы собственником не выполнены.
... М.Л. в августе 2021 года, в сентябре 2022 года получены задания на проведение работ по сохранению объекта N ДКН-055101-000051109/21, N ДКН-055101-00006674/21, N ДКН-055101-00006142/22 соответственно.
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 ФЗ N 73-ФЗ предметами регулирования Закона являются: отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия как особым видом недвижимого имущества; порядок формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ; общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия.
В силу п. 3 ст. 2 ФЗ N 73-ФЗ гражданским законодательством РФ регулируются только имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Определением от 09.12.2014 N 2755-0 Конституционный суд Российской Федерации разъяснил, что государственная охрана такого невосполнимого ресурса, как объекты культурного наследия, - одна из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, для реализации которой законом предусмотрены, в частности, процедуры сохранения объектов культурного наследия, под которым понимаются направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе, консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
Согласно преамбуле к ФЗ N 73-ФЗ, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В силу ст. 6 ФЗ N 73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия в целях закона N 73-ФЗ понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
В соответствии с Положением о Департаменте культурного наследия адрес, утвержденным постановлением правительства Москвы от 26.04.2011 N 154-ПП, Департамент является отраслевым органом исполнительной власти адрес, осуществляющим функции по региональному государственному контролю (надзору) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
На основании п. 1 ст. 11 ФЗ N 73-ФЗ под государственным надзором в области охраны объектов культурного наследия (далее - государственный надзор) понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных действующим законодательством в области охраны объектов культурного наследия.
В силу п. 1 ст. 33 ФЗ N 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу п. 1 ст. 40 ФЗ N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Согласно п. 1 ст. 45 ФЗ N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
В силу п. 2 ст. 2 ФЗ N 73-ФЗ выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.
Из смысла положений вышеуказанных норм следует, что ремонт и реставрация памятников проводится юридическими или физическими лицами только с разрешения и по заданию министерства культуры или его территориального органа после согласования проектной документации на проведение ремонтных работ памятника и на основании лицензии на проведение ремонта.
Конкретные виды работ, которые могут производиться при ремонте и реставрации памятника должны быть определены в специальном документе, выдаваемом уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия.
При таком положении, требования истца, сформулированы верно и в рамках ФЗ N 73-ФЗ, они имеют ссылку в ст. 45 названного закона, которая регламентирует порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, что позволит поэтапно восстановить устранить нарушения, отраженные в актах от 08.05.2019.
Оценивая позицию ответчика, суд учел, что в соответствии с п. 1 ст. 47.3 ФЗ N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в п. 11 ст. 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны в том числе осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
В связи с этим доводы ответчика об отсутствии охранного обязательства в отношении объектов культурного наследия суд нашел несостоятельными, поскольку ответчик, являясь собственником объекта культурного наследия, имеет установленную законодательством в области сохранения и использования объекта культурного наследия обязанность по его сохранению.
Часть 2 ст. 206 ГПК РФ предусматривает, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд установил, что объект культурного наследия регионального значения "Здание научно-исследовательского института пчеловодства Наркомзема СССР, 1934 г. Здесь с 1955 года располагался НИИ самолетного оборудования", расположенный по адресу: адрес, требует проведения работ по его сохранению, что достоверно подтверждено актом технического состояния объекта от 29.01.2021 и заданиями на проведение работ по сохранению объекта от 2021 и 2022 г.г.
Учитывая изложенное, суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела. Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы ответчика о том, что определенные судом сроки не позволят ответчику выполнить необходимые работы по сохранению объекта культурного наследия, коллегия не может принять во внимание как несостоятельные, при этом следует отметить, что акт технического состояния объекта, согласно требованиям которого ответчику надлежало провести работы по сохранению объекта, был оформлен 29 января 2021 года с указанием сроков выполнения проектных работ, в том числе научно-исследовательских и изыскательских работ, до второго квартала 2022 года и производственных работ, включая реставрацию, - до четвертого квартала 2024 года, срок выполнения ремонтных работ установлен по мере необходимости.
Указанные сроки являлись достаточными для производства работ, о необходимости выполнения которых ответчику было известно с января 2021 года, однако по настоящее время проектная документация по сохранению объекта не разработана, что свидетельствует о бездействии ответчика, которое может привести к утрате элементов объекта, составляющих его историко-культурную ценность.
Основания и мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, а также оценка доказательств, принятых судом во внимание, подробно приведены в мотивировочной части решения, и считать их неправильными у коллегии не имеется оснований. Выводы суда основаны на законе и не противоречат собранным по делу доказательствам, которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Оснований для иных выводов, чем те, к которым пришел суд первой инстанции, судебная коллегия не усматривает, обстоятельства дела установлены судом правильно, доказательствам дана надлежащая оценка, нормы материального права применены верно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не допущено.
Решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Люблинского районного суда адрес от 15 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.