Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Пономарева А.Н., судей Тиханской А.В., Коневой С.И., при секретаре Батеевой Е.Н.
рассмотрев по докладу судьи Тиханской А.В. в открытом судебном заседании административное дело по административному иску фио к призывной комиссии адрес о признании незаконным решения, обязании рассмотреть вопрос о предоставлении отсрочки,
УСТАНОВИЛА:
фио обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным решение призывной комиссии адрес от 5 октября 2021 года о призыве на военную службу, обязать призывную комиссию восстановить нарушенные права путем рассмотрения вопроса о предоставлении отсрочки в связи с обучением в аспирантуре. Требования административного иска мотивированы тем, что в связи с обучением в аспирантуре ФГАОУ ВО "Российский национальный исследовательский университет им фио" фио имеет право на предоставление отсрочки, в связи с чем не подлежит призыву на военную службу.
Решением Черемушкинского районного суда адрес от 9 марта 2022 года требования фио удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 21 ноября 2022 года решение районного суда оставлено без изменения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 25 января 2023 года судебные акты нижестоящих судов оставлены без изменения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 23 августа 2023 года решение Черемушкинского районного суда адрес от 9 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 21 ноября 2022 года, кассационное определение судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 25 января 2023 года отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Учитывая, что решение районного суда отменено вышеуказанным кассационным определением, судебная коллегия по административным делам рассматривает административное дело по правилам первой инстанции.
В судебном заседании представитель административного истца, действующий на основании ордера адвокат фио, требования административного иска поддержал.
Представитель административного ответчика, действующий на основании доверенности фио, возражал против удовлетворения заявленных требований.
Проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что требования административного иска удовлетворению не подлежат.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. При этом на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Как усматривается из материалов дела, фио, паспортные данные, состоит на учете в военном комиссариате адрес.
фио дважды предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением.
Решением призывной комиссии муниципального образования Теплый Стан адрес от 04 апреля 2014 года фио в связи с обучением в ФГАОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. фио" на основании подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" была предоставлена отсрочка на период получения высшего образования по программе специалитета до 2019 года.
Решением призывной комиссии муниципального образования Теплый Стан адрес от 01 октября 2019 года административному истцу в связи с обучением в ФГАОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. фио" по программам ординатуры на основании подпункта "б" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" была предоставлена отсрочка до 2021 года.
Приказом N 428 а/о по ФГАОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. фио" от 21 сентября 2021 года фио зачислен на обучение по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуру за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в рамках контрольных цифр приема.
Решением призывной комиссией муниципального образования Теплый Стан адрес от 05 октября 2021 года в отношении административного истца принято решение о призыве его на военную службу, по заключению призывной врачебной комиссии фио признан годным к военной службе с установлением категории годности А-3.
Обращаясь в суд с административным иском, фио настаивал на том, что в связи с обучением в аспирантуре имеет право на предоставление отсрочки.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 24 указанного Федерального закона право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию:
программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата;
программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам специалитета;
программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.
Подпунктом "б" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (в редакции, действовавшей на день принятия оспариваемого решения призывной комиссией) предусмотрено, что право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, по имеющим государственную аккредитацию программам ординатуры или программам ассистентуры - стажировки, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными требованиями или федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования.
Предусмотренная данным подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз.
Правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, правовое положение участников отношений в сфере образования определены в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование; высшее образование - бакалавриат; высшее образование - специалитет, магистратура; высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации (часть 5 статьи 10 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
К образовательным программам высшего образования относятся программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки (подпункт "б" пункта 2 части 3 статьи 12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
В соответствии с частью 4 статьи 69 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к освоению программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование.
Из приведенных нормативных положений следует, что для обучения в аспирантуре не требуется получение диплома освоения программы ординатуры, поскольку обучение по названным программам является одним уровнем профессионального образования.
В подпункте "б" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" являющиеся основанием для отсрочки от призыва на военную службу обучение в образовательных организациях и научных организациях по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре и обучение по имеющим государственную аккредитацию программам ординатуры законодателем также приравнены к одному уровню профессионального образования.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 26 марта 2020 года N 586-О, конституционный принцип равенства всех перед законом, который распространяется не только на права, непосредственно закрепленные Конституцией Российской Федерации, но и на связанные с ними другие права, приобретаемые на основании закона, в том числе право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с получением профессионального образования, гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, и не исключает установление различных условий для различных категорий субъектов права. Иное означало бы нарушение конституционного принципа равного исполнения гражданами Российской Федерации своих конституционных обязанностей, в том числе конституционной обязанности гражданина Российской Федерации по защите Отечества посредством несения военной службы по призыву.
Предоставленная решением призывной комиссии от 1 октября 2019 года фио отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением по программе ординатуры на период до 2021 года позволила ему пройти последний уровень высшего профессионального образования (подготовка кадров высшей квалификации), то есть завершить получение высшего медицинского образования.
Поскольку для поступления в аспирантуру не требуется наличие диплома о прохождении ординатуры, у административного истца после получения диплома о высшем образовании по программе специалитет было право выбора программ освоения следующего уровня профессионального образования - подготовка кадров высшей квалификации программы (ординатура или аспирантура), каждая из которых предоставляет право на отсрочку от призыва на военную службу на основании подпункта "б" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", но только один раз.
Учитывая, что один раз на основании подпункта "б" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" фио воспользовался предоставленной отсрочкой, о чем свидетельствуют сведения из личного дела призывника(л.д. 120), судебная коллегия приходит к выводу о том, что право на отсрочку от призыва на военную службу после прохождения программы ординатуры в связи с обучением по программе аспирантуры у фио не имелось, в связи с чем решение призывной комиссии о призыве на военную службу носит законный характер.
При этом выписка из протокола заседания призывной комиссии муниципального образования Теплый стан адрес от 01.10.2019 года о предоставлении фио второй отсрочки на основании подп. "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", как пояснил представитель административного ответчика, содержит опечатку, правильные основания (подп. "б" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе") содержатся в личном деле призывника и соответствуют фактическим обстоятельствам.
На основании изложенного требования административного истца удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
в удовлетворении заявленных требований фио к призывной комиссии адрес о признании незаконным решения, обязании рассмотреть вопрос о предоставлении отсрочки - отказать.
Апелляционное определение может быть обжаловано во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев.
Мотивированное определение изготовлено 14 декабря 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.