Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Гордеевой О.В., судей фио, фио, при секретаре Аллахвердиевой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N 2а-111/2023 по апелляционной жалобе представителя административного истца Министерства обороны РФ фио на решение Пресненского районного суда адрес от 24 января 2023 года, которым постановлено:
в удовлетворении административных исковых требований Министерства обороны РФ к СПИ МОСП по ОИПНХ УФССП адрес фио, УФССП России по адрес об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Министерство обороны РФ, являясь должником по исполнительным производствам N 29203/19/77039-ИП от 18.04.2019 года, N 21639/17/77039-ИП от 26.09.2017 года, N109008/19/77039-ИП от 03.12.2019 года, N 36953/19/77039-ИП от 27.05.2019 года, N 31384/19/77039-ИП от 25.04.2019 года, возбужденных в МОСП по ОИПНХ ГУФССП России по Москве, предметом исполнения которых является возложение на Министерство обороны РФ организации проведения капитального ремонта, обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать незаконными вынесенные судебным приставом-исполнителем фио постановления о взыскании исполнительского сбора в рамках вышеуказанных исполнительных производств; освободить от взыскания исполнительского сбора, мотивируя требования тем, что должник предпринимает все меры для исполнения требований исполнительных документов, несвоевременность исполнения вызвана объективными причинами, не зависящими от воли административного истца. Стороны в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены. Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного истца Министерства обороны РФ фио, указывая на то, что имелись все основания для применения к должнику меры принуждения в виде взыскания исполнительского сбора.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщивших, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
В соответствии со статьей 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение указанным требованиям не отвечает.
Как усматривается из материалов дела, решением Находкинского городского суда адрес от 18.02.2019 года на Министерство обороны РФ возложена обязанность провести техническое обследование многоквартирного жилого дома N 2 (инв.8) по адрес, в адрес (в/ч N 22938) и включить его в титул капитального ремонта, с последующим его проведением.
На основании выданного Находкинским городским судом исполнительного листа, 18.04.2019 года МОСП по ОИПНХ ГУФССП России по адрес возбуждено исполнительное производство N 29203/19/77039-ИП, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требования исполнительного документа.
18.02.2022 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИПНХ ГУФССП России по адрес фио вынесено постановление о взыскании с Министерства обороны РФ исполнительского сбора в размере сумма в связи с неисполнением требований в установленный приставом срок.
Также решением Октябрьского районного суда адрес от 24.07.2017 года на Министерство обороны РФ возложена обязанность обеспечить беспрепятственный доступ для лиц с ограниченными возможностями (инвалидов) в здание военного комиссариата адрес РБ, расположенного по адресу: адрес, путем оборудования центрального входа (установление пандусов, наклонов, поручней, лестничного подъемника и др.) для самостоятельного передвижения.
На основании выданного Октябрьским районным судом адрес исполнительного листа, 26.09.2017 года МОСП по ОИПНХ ГУФССП России по адрес возбуждено исполнительное производство N21639/17/77039-ИП, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требования исполнительного документа.
10.02.2022 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИПНХ ГУФССП России по адрес фио вынесено постановление о взыскании с Министерства обороны РФ исполнительского сбора в размере сумма в связи с неисполнением требований в установленный приставом срок.
Решением Пограничного районного суда адрес от 13.05.2019 на Министерство обороны РФ, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" МО РФ возложена обязанность обеспечить проведение текущего ремонта котельной N 346, расположенной в военном городке N 71 адрес, а именно - проемов (окна и двери), полов, инженерных систем, котлов NN 2-4, 6-8, емкости запаса воды, электрооборудования, контрольно-измерительных приборов, а также тепловых сетей, а именно участков NN 1-29, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу. Возложить на Министерства обороны Российской Федерации, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" МО РФ обязанность обеспечить проведение капитального ремонта котельной N 346, расположенной в военном городке N 71 адрес, а именно: перекрытий, кровли, а также котлов NN 1 и 5, дымоходной трубы и тягодутьевого оборудования "ВД-3, 5", в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании выданного Пограничным районным судом адрес исполнительного листа, 03.12.2019 года возбуждено исполнительное производство N109008/19/77039-ИП, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требования исполнительного документа.
18.02.2022 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИПНХ ГУФССП России по адрес фио вынесено постановление о взыскании с Министерства обороны РФ исполнительского сбора в размере сумма в связи с неисполнением требований в установленный приставом срок.
Решением Пограничного районного суда адрес от 01.03.2019 года на Министерство обороны РФ возложена обязанность произвести строительство мест накапливания и хранения золошлаковых отходов на прикотельной территории котельной инв. N 96, 1940 года постройки, расположенной в военном городке N 71 адрес, в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства, в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании выданного Пограничным районным судом адрес исполнительного листа, 27.05.2019 года возбуждено исполнительное производство N36953/19/77039-ИП, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требования исполнительного документа.
18.02.2022 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИПНХ ГУФССП России по адрес фио вынесено постановление о взыскании с Министерства обороны РФ исполнительского сбора в размере сумма в связи с неисполнением требований в установленный приставом срок.
Решением Надеждинского районного суда адрес от 13.03.2019 года на Министерство обороны возложена обязанность произвести установку на объектах войсковой части 49713 (адрес, 9208 кв. м) пожарной сигнализации и автоматических установок пожаротушения.
На основании выданного Надеждинским районным судом адрес исполнительного листа в МОСП по ОИПНХ ГУФССП России по адрес 25.04.2019 возбуждено исполнительное производство N31384/19/77039-ИП, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требования исполнительного документа.
10.02.2022 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИПНХ ГУФССП России по адрес фио вынесено постановление о взыскании с Министерства обороны РФ исполнительского сбора в размере сумма в связи с неисполнением требований в установленный приставом срок.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд исходил из того, что ввиду отсутствия доказательств, подтверждающих исполнение Министерством обороны РФ требований исполнительных документов в добровольном порядке в установленный судебным приставом-исполнителем срок, у судебного пристава имелись все законные основания для применения в отношении должника меры принуждения в виде взыскания исполнительского сбора.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда и находит его ошибочным.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Федерального закона "Об исполнительном производстве" сроки; неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона "Об исполнительном производстве" от 2.10.2007 N 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава - исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав - исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительский сбор, установленный статьей 112 Закона об исполнительном производстве, не является фискальным платежом, взимаемым за совершение юридически значимых действий судебным приставом-исполнителем, а выступает мерой публично-правовой ответственности должника за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение, которой присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности.
Таким образом, необходимым условием взыскания исполнительского сбора является установление судебным приставом-исполнителем факта виновного неисполнения должником обязанности, к исполнению которой должник может быть понужден, если не исполнил ее добровольно в установленный судебным приставом-исполнителем или в иной срок - для решений, подлежащих немедленному исполнению.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство, то есть должником по исполнительному производству. Помимо этого, должник согласно названным выше нормам процессуального закона должен доказать нарушение своих прав, свобод и законных интересов, а также соблюдение сроков обращения в суд.
Судебный пристав-исполнитель, в свою очередь, должен доказать законность принятого им решения.
Материалами дела подтверждается, что несвоевременное исполнение решений Находкинского городского суда от 18.02.2019 года, Октябрьского районного суда адрес от 24.07.2017, Пограничного районного суда адрес от 13.05.2019, Пограничного районного суда адрес от 01.03.2019, Надеждинского районного суда адрес от 13.03.2019 связано с длительной процедурой согласований реализации бюджетных средств, необходимых для заключения государственного контракта с целью осуществления ремонтных работ.
Порядок включения в титульные списки капитального ремонта объектов определен указанием начальника Генерального штаба ВС РФ от 06 октября 2014 года N 312/2/8579т и указанием командующего войсками адрес от 05 марта 2015 года N 32/30/1085.
Согласно указанному порядку заключение государственного контракта, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту, в состав которого входит оборудование системами автоматических пожарных сигнализаций и системами автоматического пожаротушения, возможно только при наличии выделенных лимитов бюджетных обязательств, в противном случае, контракт считается необеспеченным лимитами и заключенным в нарушение бюджетного законодательства.
Решение о выделении лимитов бюджетных средств и проведению капитального ремонта зданий принимает Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, во исполнение решения Находкинского городского суда от 18.02.2019 года филиалом ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (по ТОФ) было проведено техническое обследование дома, для включения вышеуказанного дома в краевую программу "Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на адрес каря, на 2014-2043 годы", утв. Постановлением Администрации адрес от 31.12.2013 N 313-па, разрабатывается техническая документация. В соответствии с планом проведения текущего ремонта в 2020 году проведены: текущий ремонт трех подъездов, установка счетчиков холодного водоснабжения, ремонт системы отопления, замена запорной арматуры на системе отопления, ремонт систем холодного и горячего водоснабжения, замена трубопроводов, ремонт системы водоотведения и другое техническое обслуживание (л.д. т.2 стр. 12).
Во исполнение решения Октябрьского районного суда адрес от 10.05.2017 года здание военного комиссариата адрес РБ, расположенного по адресу: адрес включено в "Заявочный перечень объектов адрес, требующих проведения капитального ремонта в 2023 году" (л.д. т. 2 стр. 92).
Во исполнение решения Пограничного районного суда адрес от 30.11.2018 года был проведен ряд работ: частичный ремонт проемов окон и дверей, ремонт бетонных полов, утепление по всей длине теплотрассы, сварочные работы по восстановлению экранных труб котлов N2-4, 6-8 промывка и спрессовка котельного оборудования, установка и введение в эксплуатацию котлов марки КВр-0, 42 2шт. котельная включена в перечень первоочередных объектов ТХ на 2022 год (л.д. т. 1 стр. 101).
Возложенная на Министерство обороны РФ обязанность решением Пограничного районного суда адрес от 01.03.2019 не была исполнена, поскольку здание в заявочный план на 2021-2022 годы не вошло по причине ограниченных лимитов бюджетных обязательств. Вместе с тем, согласно сведений, поступивших в адрес командующего адрес из Департамента строительства Министерства обороны РФ, на основании Постановления Правительства РФ от 26.02.2021 года NММ-П4-2283р и 03.03.2021 года NМХ-П4-2609 Министерством обороны РФ в адрес Министерства финансов РФ от 09.03.2021 года за исх. N 106/969нс направлены соответствующие обоснования по дополнительной потребности бюджетного финансирования на капитальный ремонт Вооруженных сил РФ, в том числе на исполнение судебных решений (л.д. т. 1 стр. 147).
Не была исполнена по объективным причинам возложенная на Министерство обороны РФ обязанность решением Надеждинского районного суда адрес от 13.03.2019 года. Вместе с тем, согласно сведений, поступивших из Департамента строительства Министерства Обороны РФ на основании Постановления Правительства РФ от 26.02.2021 N ММ-П4-2283р и 03.03.1011 N МХ-П4-2609 Министерством Обороны РФ в адрес Министерства финансов РФ от 09.03.2021 исх N 106/969 направлены соответствующие обоснования по дополнительной потребности бюджетного финансирования на капитальный ремонт Вооруженных сил РФ, в том числе на исполнение судебных решений.
Однако денежные средства в испрашиваемом объеме из Федерального бюджета Министерству обороны РФ не доведены на данные цели.
Анализируя комплекс мер, совершенных Министерством обороны РФ с целью исполнения решений суда, судебная коллегия усматривает, что должник предпринял необходимые меры для исполнения решения суда, однако неисполнение требования исполнительных документов было обусловлено сложной и длительной процедурой заключения государственного контракта на проведение ремонтных работ, выделением бюджетных средств, выполнением ранее заключенных контрактов и не зависело от поведения должника.
Вместе с тем, отсутствие признака противоправности в поведении должника, которое в данном случае не установлено, исключает возможность его привлечения к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 122 Закона об исполнительном производстве, в виде взыскания исполнительского сбора.
При таком положении, суд пришел к неверному выводу о том, что у судебного пристава-исполнителя имелись основания для применения в отношении должника меры принуждения в виде взыскания исполнительского сбора, в связи с чем решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении административного иска Министерства обороны РФ и признании незаконными постановлений судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИПНХ УФССП адрес фио о взыскании исполнительского сбора: от 18.02.2022 года, взысканного в рамках исполнительного производства N 29203/19/77039-ИП от 18.04.2019 года; от 10.02.2022 года, взысканного в рамках исполнительного производства N 21639/17/77039-ИП от 26.09.2017 года; от 18.02.2022 года, взысканного в рамках исполнительного производства N 109008/19/77039-ИП от 03.12.2019 года; от 18.02.2022 года, взысканного в рамках исполнительного производства N 36953/19/77039-ИП от 27.05.2019 года; от 10.02.2022 года, взысканного в рамках исполнительного производства N 31384/19/77039-ИП от 25.04.2019 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда адрес от 24 января 2023 года отменить, принять по делу новое решение, которым требования Министерства обороны РФ и признании незаконными постановлений судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИПНХ адрес Москвы фио о взыскании исполнительского сбора удовлетворить.
Признать незаконными постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИПНХ УФССП адрес фио о взыскании исполнительского сбора: от 18.02.2022 года, взысканного в рамках исполнительного производства N 29203/19/77039-ИП от 18.04.2019 года; от 10.02.2022 года, взысканного в рамках исполнительного производства N 21639/17/77039-ИП от 26.09.2017 года; от 18.02.2022 года, взысканного в рамках исполнительного производства N 109008/19/77039-ИП от 03.12.2019 года; от 18.02.2022 года, взысканного в рамках исполнительного производства N 36953/19/77039-ИП от 27.05.2019 года; от 10.02.2022 года, взысканного в рамках исполнительного производства N 31384/19/77039-ИП от 25.04.2019 года.
Настоящее апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Мотивированное определение изготовлено 28 ноября 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.