Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей Пильгановой В.М., Гордеевой О.В., при секретаре Черных В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-60/2023 по административному иску Северо-Каспийского межрайонного природоохранного прокурора к Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) о признании бездействия незаконным и возложении обязанности установить стационарные посты наблюдения за состоянием атмосферного воздуха
по апелляционному представлению административного истца Северо-Каспийского межрайонного природоохранного прокурора на решение Пресненского районного суда адрес от 17 января 2023 года об отказе в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Гордеевой О.В, объяснения представителя административного ответчика Росгидромет по доверенности фио, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Северо-Каспийский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском к Росгидромету о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении функционирования государственной наблюдательной сети в части организации на территории адрес деятельности стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в соответствии с ГОСТ 17.2.3.01-86 "Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов", утвержденным постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 10.11.1986 N 3395 и возложении на ответчика обязанности в течение 1 года со дня вступления в силу решения суда установить на территории адрес стационарные посты наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в соответствии с названным ГОСТом.
В обоснование требований административный истец указал, что в результате проведенной Северо-Каспийской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки природоохранного законодательства установлено, что в настоящее время на территории адрес ответчиком, как уполномоченным органом государственной власти, мониторинг за состоянием атмосферного воздуха не проводится, отсутствуют стационарные посты наблюдений за его загрязнением, проведение наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха государственным заданием не предусмотрено, при том, что финансирование такового осуществляется из федерального бюджета, в связи с чем уровни загрязнения атмосферного воздуха в населенных пунктах на территории региона не определены, а потому 14.03.2022 прокуратурой в адрес Калмыцкого центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала ФГБУ "Северо-Кавказское УГМС" внесено представление об устранении указанных нарушений законодательства, однако последний не является органом государственной власти и не формирует государственную наблюдательную сеть.
Решением Пресненского районного суда адрес от 17 января 2023 года постановлено:
"В удовлетворении административных исковых требований Северо-Каспийского межрайонного природоохранного прокурора к Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды о признании бездействия незаконным и возложении обязанности установить стационарные посты наблюдения за состоянием атмосферного воздуха - отказать".
В апелляционном представлении административный истец просит отменить указанный судебный акт как незаконный, утверждая о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушении судом норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя административного ответчика Росгидромет по доверенности фио, обсудив доводы апелляционного представления, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, не сообщивших об уважительных причинах своей неявки, проверив решение, приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу положений ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца.
При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Как установилсуд первой инстанции и следует из материалов дела, 14.03.2022 Северо-Каспийской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес Калмыцкого центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала ФГБУ "Северо-Кавказское УГМС" вынесено представление N 02-05-2022/28 об устранении в месячный срок выявленных проверкой недостатков, связанных с отсутствием мониторинга загрязнения атмосферного воздуха на территории адрес, отсутствием постов наблюдений за его загрязнением, что не позволяет определить уровни загрязнения атмосферного воздуха в населенных пунктах.
Из ответа N 314-07/01-08/218 от 25.03.2022 Калмыцкого центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала ФГБУ "Северо-Кавказское УГМС" следует, что оснований для привлечения к дисциплинарной ответственности его должностных лиц не имеется, поскольку он не является органом государственной власти и не формирует государственную наблюдательную сеть, при том, что работы в пунктах государственной наблюдательной сети выполняет в объеме утвержденного Росгидрометом для ФГБУ "Северо-Кавказское УГМС" государственного задания и тематического плана с финансированием в форме субсидии федерального бюджета в объеме такого задания, тогда как проведение наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха на территории адрес государственным заданием не предусмотрено и не финансируется федеральным бюджетом.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Северо-Каспийский межрайонный природоохранный прокурор указывал, что уровни загрязнения атмосферного воздуха в населенных пунктах на территории адрес не определены, поскольку ответчик, как уполномоченный орган государственной власти, мониторинг за состоянием атмосферного воздуха не проводил, стационарные посты наблюдений за его загрязнением государственной наблюдательной сети в регионе не установил.
Возражая против заявленных требований, Росгидромет указывал, что планировал реализовать задачу федерального уровня, связанную с организацией наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха в городах с населением свыше 100 тысяч человек, в рамках разрабатываемой Минздравом России государственной программы РФ "Обеспечение государственной химической программы биологической безопасности Российской Федерации".
На территории адрес к числу городов с населением более 100 тысяч человек, где должны быть организованы пункты наблюдений государственной наблюдательной сети, относится адрес, численность населения которого согласно информационно-аналитическим материалам Росстата составляет 103 531 человек (https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13282).
B соответствии с Положением наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в других расположенных на территории адрес населенных пунктах с численностью менее 100 тысяч человек должны быть организованы органами исполнительной власти адрес в соответствии с установленными требованиями.
Так, письмом от 29.03.2018 N 140-02205/18и ответчик направлял в Минздрав России предложения по реализации задач, предусмотренных Основами государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденными Президентом Российской Федерации от 01.11.2013 N Пр-2573, путем включения мероприятий по организации наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха в городах и крупных промышленных центрах Российской Федерации с населением свыше 100 тысяч человек в Федеральную целевую программу "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2015-2020 годы)".
Также Росгидрометом были подготовлены и направлены в Минфин России (исх. N140-05192/19 от 17.08.2019 и N 140-05432/19 от 25.07.2019) предложения по распределению необходимых для реализации работ по увеличению количества постов наблюдений за состоянием атмосферного воздуха для городов с численностью населения свыше 100 тысяч человек, с учетом необходимости внедрения непрерывно действующих станций мониторинга и улучшения технического оснащения действующих адрес объемов бюджетных ассигнований на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годы в составе перечня несогласованных вопросов.
Вместе с тем, как пояснил Росгидромет, разработанные им предложения не были включены Минздравом России ни в одну из государственных программ.
Так, Письмом N 19-03-05/5/98454 от 16.12.2019 Минфин России информировал ответчика, что по результатам рассмотрения бюджетной комиссией предложения Росгидромета о выделении дополнительных объемов финансирования для выполнения работ по модернизации и развитию государственной наблюдательной сети за загрязнением атмосферного воздуха в городах свыше 100 тысяч человек не были поддержаны.
Судом также установлено, что направленные в Минздрав России письмом от 08.05.2020 N 140-3039/20 и не поддержанные предложения Росгидромета предусматривали включение в детальный план-график реализации программы на очередной финансовый 2021 год и на плановый период 2022-2024 годов организацию 147 пунктов государственной наблюдательной сети за загрязнением атмосферного воздуха в 45 городах с населением свыше 100 тысяч человек, в том числе в адрес, с выделением финансирования в размере 4 603, 0 сумма прописью
Разрешая спор и приходя к выводу об отказе в удовлетворении требований, суд исходил из того, что необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца, а таких обстоятельств по делу не установлено.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации определено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Правовые основы охраны атмосферного воздуха установлены Федеральным законом от 4 мая 1996 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и направлены на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" мониторинг атмосферного воздуха представляет собой систему наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценку и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения.
Согласно статье 3 того же Федерального закона государственное управление в области охраны атмосферного воздуха основывается на принципах приоритета охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды, обязательности государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него.
В силу статьи 23 указанного Федерального закона в целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха и в пределах своей компетенции обеспечивают его осуществление на соответствующих адрес, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Государственный мониторинг атмосферного воздуха является составной частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и осуществляется федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, другими органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 19 июля 1998 года N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" участниками деятельности гидрометеорологической службы является федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, его территориальные органы и подведомственные организации.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона "О гидрометеорологической службе" деятельность гидрометеорологической службы по обеспечению выполнения работ федерального назначения в области гидрометеорологии и смежных с ней областях финансируется за счет федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 477 "Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды", организацию и осуществление государственного мониторинга обеспечивает Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 477 "Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды" государственный мониторинг осуществляется на основе государственной системы наблюдений, включающей в себя стационарные и подвижные пункты наблюдений за состоянием окружающей среды.
Государственная система наблюдений включает в себя государственную наблюдательную сеть, формирование и функционирование которой обеспечивается Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, a также территориальные системы наблюдений за состоянием окружающей среды, формирование обеспечение функционирования которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.
При формировании государственной системы наблюдений учитываются пункты и системы наблюдений за состоянием окружающей среды в районах расположения объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и владельцы которых в соответствии с федеральными законами осуществляют мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в зоне воздействия этих объектов.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2004 года N 372, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды.
Пунктами 5.4.3 и 5.4.4 данного Положения установлено, что Росгидромет осуществляет формирование и обеспечение функционирования государственной наблюдательной сети, в том числе организацию и прекращение деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения, а также осуществляет государственный мониторинг атмосферного воздуха (в пределах своей компетенции).
Положениями статьи 13 Федерального закона "О гидрометеорологической службе" установлено, что организация деятельности стационарных пунктов наблюдений, определение их местоположения осуществляется в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (Росгидрометом), прекращение деятельности пунктов наблюдений осуществляется исключительно в соответствии с решением Росгидромета. В целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения использования земельных участков.
Государственная наблюдательная сеть, в том числе отведенные под нее земельные участки и части акваторий, относится исключительно к федеральной собственности и находится под охраной государства.
Организация деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения осуществляются в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, прекращение деятельности указанных пунктов наблюдений осуществляется исключительно в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
В соответствии с пп. 2.5, 2.6, 2.7 ГОСТ 17.2.3.01-86 "Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов", утвержденного постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 10 ноября 1986 года N 3395, число постов и их размещение определяется с учетом численности населения, площади населенного пункта и рельефа местности, а также развития промышленности, сети магистралей с интенсивным транспортным движением и их расположением по территории города, рассредоточенности мест отдыха и курортных зон.
Согласно п. 1.1 ГОСТ 17.2.3.01-86 установлены три категории постов наблюдений загрязнением атмосферы: стационарные, маршрутные, передвижные.
адрес предназначен для обеспечения непрерывной регистрации содержания загрязняющих веществ или регулярного отбора проб воздуха для последующего анализа. Из числа стационарных постов выделяются опорные посты, которые предназначены для выявления долговременных изменений содержания основных и наиболее распространенных загрязняющих веществ. адрес предназначается для регулярного отбора проб в фиксированной точке местности при наблюдениях, которые проводятся с помощью передвижного оборудования. адрес предназначен для отбора проб под дымовым (газовым) факелом с целью выявления зоны влияния данного источника.
Число стационарных постов в зависимости от численности населения устанавливается не менее: 1 пост - до 50 тысяч жителей, 2 поста - 100 тысяч жителей, 2 - 3 поста - 100 - 200 тысяч жителей, 3 - 5 постов - 200 - 500 тысяч жителей, 5 - 10 постов - более 500 тысяч жителей, 10 - 20 постов (стационарных и маршрутных) - более 1 млн. жителей.
В населенных пунктах устанавливают один стационарный или маршрутный пост через каждые 0, 5-5 км с учетом сложности рельефа и наличия значительного количества источников загрязнения.
Постановлением Правительства РФ от 9 августа 2013 года N 681 утверждено Положение о государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды), которым установлено, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников этих органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Согласно утвержденной распоряжением Правительства РФ от 3 сентября 2010 года N 1458-р Стратегии деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года (с учетом аспектов изменения климата) (далее - Стратегия) одной из основных задач, связанных с мониторингом загрязнения атмосферного воздуха, является проведение регулярных наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха в городах с населением свыше 100 тыс. человек и крупных промышленных центрах.
Статья 6 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относит участие в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации, являющихся частью единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
Развитие систем экологического мониторинга на территориях субъектов Российской Федерации предусмотрено пунктом 64 Плана действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2012 года N 2423-p.
Требованиями к проведению наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, утвержденными приказом Минприроды России от 30 июля 2020 года N 524, с учетом Положения дифференцированы требования, предъявляемые к государственной наблюдательной сети, территориальным и локальным системам наблюдений за состоянием окружающей среды.
Так, в пункте 158 Требований указано, что пункты наблюдений государственной наблюдательной сети организуются преимущественно в административных центрах субъектов Российской Федерации, городах с населением более 100 тыс. человек и крупных промышленных центрах.
Пункты наблюдений территориальных систем наблюдений организуются в городских и иных поселениях с населением менее 100 тыс. человек, а также в дополнение к пунктам государственной наблюдательной сети в целях получения детализированной информации о распределении концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на наблюдаемой территории.
В силу пункта 124 Требований на территориях (акваториях), где отсутствует стационарная наблюдательная сеть, наблюдения проводятся с использованием подвижных пунктов наблюдений, включающих платформу (летательный аппарат, судно или иное плавательное средство, другое средство передвижения) с установленными на ней приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей среды, ее загрязнения. Организация деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения осуществляются в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Прекращение деятельности указанных пунктов наблюдений осуществляется исключительно в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
Утвержденные Указом Президента РФ от 11 марта 2019 года N 97 Основы реализации государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу предусматривают в качестве одной из основных задач в данной области организацию мониторинга атмосферного воздуха в городах и крупных промышленных центрах Российской Федерации с населением свыше 100 тысяч человек, где отсутствуют наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха.
При этом исходя из положений пп. 7 п. 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, и осуществляется данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
С 1 сентября 2022 года вступили в силу Правила разработки и согласования плана мероприятий, указанных в пункте 1 статьи 16.6, пункте 1 статьи 75.1 и пункте 1 статьи 78.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды", субъекта Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2022 года N 1370, которыми предусмотрен перечень мероприятий, на которые регионы смогут направлять поступившие в их бюджет экологические платежи, среди которых мероприятие 9 - "Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды".
При таких данных, учитывая, что открытие новых постов наблюдений в городах, не охваченных государственной наблюдательной сетью, требует выделения финансовых средств не только на приобретения поста наблюдений с установленными приборами и оборудованием, но и выделения дополнительного штата сотрудников, при том, что материалами дела установлено, что Росгидромет систематически принимает исчерпывающие меры, направленные на обеспечение финансирования организации дополнительных стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в соответствии с законодательством путем направления предложения о выделении дополнительного финансирования для выполнения работ по модернизации и развитию таких постов, которые в целом, как ненадлежащие и неэффективные расценены быть не могут, поскольку отвечают поставленным перед ответчиком целям и задачам, тогда как названные предложения Росгидромета ответственным за распределение бюджетных средств государственным органом - Правительством РФ, не были поддержаны, в связи с чем финансовое обеспечение реализации таких мероприятий не предусмотрено, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания бездействия Росгидромета незаконным, а также для возложения обязанности установить на территории адрес стационарные посты наблюдения за состоянием атмосферного воздуха.
Вместе с тем, судом указано на то, что исходя из требований природоохранного законодательства, вопрос организации дополнительных пунктов наблюдений за качеством атмосферного воздуха на территории адрес в городах с населением менее 100 тысяч человек следует решать путем создания Правительством адрес территориальной системы наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха с учетом формирования хозяйствующими субъектами, расположенными на территориях указанных населенных пунктов, локальных систем наблюдений в рамках производственного экологического контроля.
Судебная коллегия находит правомерным вывод суда об отказе удовлетворении заявленных требований, нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда первой инстанции не допущено.
Обжалуемое решение суда принято с учетом положений частей 9 и 11 статьи 226, части 2 статьи 227 КАС РФ, при правильно определенных характере правоотношений, возникших между сторонами по делу, и законе, подлежащем применению; верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (статья 62 КАС РФ), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам статьи 84 КАС РФ, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности; нарушений норм материального и процессуального права судом при рассмотрении дела не допущено.
Несогласие административного истца с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права; нарушений статьи 84 КАС РФ при оценке собранных по делу доказательств не допущено.
Таким образом, по материалам административного дела, доводам апелляционного представления оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда адрес от 17 января 2023 года оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.