Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Казакова М.Ю, при секретаре Вдовиной А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2146/2023 (77OS0000-02-2022-020416-47) по административному исковому заявлению ООО "Проект-Центр" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0006031:1017, расположенного по адресу: адрес, д. 5, стр. 4, установленной по состоянию на 1 января 2021 в размере 14 868 366, 46 рублей, объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0006031:1016, расположенного по адресу: адрес, д. 5, стр. 3, установленной по состоянию на 1 января 2021 в размере 56 173 536, 46 рублей, объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0006031:1010, расположенного по адресу: адрес, д. 5, стр. 7, установленной по состоянию на 1 января 2021 в размере 47 329 236, 97 рублей, объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0006031:1013, расположенного по адресу: адрес, д. 5, стр. 8, установленной по состоянию на 1 января 2021 в размере 76 480 996, 73 рублей, объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0006031:1018, расположенного по адресу: адрес, д. 5, стр. 9, установленной по состоянию на 1 января 2021 в размере 30 744 140, 46 рублей, объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0006031:1012, расположенного по адресу: адрес, д. 5, стр. 13, установленной по состоянию на 1 января 2021 в размере 128 787 946, 55 рублей, и земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006031:3, расположенного по адресу: адрес, вл. 5, стр. 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 13, установленной по состоянию на 1 января 2021 года в размере 543 343 184, 40 рублей (далее - земельный участок).
Просит установить кадастровую стоимость названных объектов капитального строительства, равной их рыночной стоимости, определённой в отчёте об оценке от 10.08.2022 N МСК1816-ОКС-ЗУ, подготовленным оценщиком ООО "Первое бюро оценки и экспертиз", по состоянию на 1 января 2021 для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0006031:1017 в размере 8 756 712 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0006031:1016 в размере 26 258 854 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0006031:1010 в размере 21 296 088 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0006031:1013 в размере 29 143 870 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0006031:1018 в размере 15 297 226 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0006031:1012 в размере 51 843 198 рублей, для земельного участка в размере 245 753 965 рублей.
В обоснование своих требований административный истец ссылается на то, что ему на праве собственности принадлежат названные выше объекты капитального строительства. Несоответствие, внесённой в Единый государственный реестр недвижимости, кадастровой стоимости названных объектов капитального строительства их рыночной стоимости, нарушает права административного истца как плательщика налога на имущество, в связи с необоснованным завышением налоговой базы по указанному налогу. Несоответствие же кадастровой стоимости названного земельного участка его рыночной стоимости нарушает права административного истца как арендатора, в связи с необоснованным завышением арендных платежей за пользование земельным участком.
Административный истец полагает, что его права могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости объектов капитального строительства, равной их рыночной стоимости.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусмотрено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с настоящим Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с указанными положениями Правительством Москвы 21 декабря 2016 года принято постановление N 910-ПП "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП", в соответствии с пунктом 1 которого установлено, что с 1 января 2017 года государственная кадастровая оценка объектов недвижимости в городе Москве осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость - часть 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ООО "Проект-Центр" является собственником объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0006031:1017, расположенного по адресу: адрес, и объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0006031:1016, расположенного по адресу: адрес, объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0006031:1010, расположенного по адресу: адрес, и объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0006031:1013, расположенного по адресу: адрес, объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0006031:1018, расположенного по адресу: адрес, и объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0006031:1012, расположенного по адресу: адрес и арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006031:3, расположенного по адресу: адрес, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 13.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2021 года.
Согласно названному распоряжению кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2021 установлена для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0006031:1017 в размере 14 868 366, 46 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0006031:1016 в размере 56 173 536, 46 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0006031:1010 в размере 47 329 236, 97 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0006031:1013 в размере 76 480 996, 73 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0006031:1018 в размере 30 744 140, 46 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0006031:1012 в размере 128 787 946, 55 рублей, для земельного участка в размере 543 343 184, 40 рублей.
В Единый государственной реестр недвижимости внесены сведения об указанной кадастровой стоимости, которая подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2022 года.
Названные результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости затрагивают права и обязанности административного истца, поскольку в соответствии с положениями абзаца 2 пункта 2 статьи 372, статьи 374, пункта 1 статьи 373, статьи 374, пункта 2 статьи 375, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2, 2.1, 5, 6 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", он является плательщиком налога на имущество и в отношении спорных объектов капитального строительства уплачивает налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости. В соответствии с условиями договора аренды земельного участка и постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2006 года N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" исчисление арендной платы за пользование земельным участком, производится в процентом соотношении к его кадастровой стоимости.
Оспаривая приведенную выше кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчёт об оценке рыночной стоимости от 10.08.2022 N МСК1816-ОКС-ЗУ, подготовленный оценщиком ООО "Первое бюро оценки и экспертиз", в котором по состоянию на 1 января 2021, определена рыночная стоимость для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0006031:1017 в размере 8 756 712 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0006031:1016 в размере 26 258 854 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0006031:1010 в размере 21 296 088 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0006031:1013 в размере 29 143 870 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0006031:1018 в размере 15 297 226 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0006031:1012 в размере 51 843 198 рублей, для земельного участка в размере 245 753 965 рублей.
Частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определённых статьёй 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Исходя из особенностей рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости, обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Административный ответчик, возражающий против удовлетворения заявленных требований, обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Определением суда назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчёт об оценке рыночной стоимости от 10.08.2022 N МСК1816-ОКС-ЗУ, подготовленный оценщиком ООО "Первое бюро оценки и экспертиз", не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Определённая оценщиком в отчёте рыночная стоимость объектов капитального строительства не подтверждается. Рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2021 определена экспертом для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0006031:1017 в размере 11 949 180 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0006031:1016 в размере 53 771 310 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0006031:1010 в размере 41 224 671 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0006031:1013 в размере 61 538 277 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0006031:1018 в размере 26 288 196 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0006031:1012 в размере 111 724 833 рублей, для земельного участка в размере 440 691 000 рублей.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" и пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания, и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (статья 67, часть 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При исследовании заключения эксперта суду следует проверять его соответствие вопросам, поставленным перед экспертом, полноту и обоснованность, содержащихся в нём, выводов.
В целях разъяснения или дополнения заключения суд может вызвать эксперта для допроса. При наличии в деле нескольких противоречивых заключений могут быть вызваны эксперты, проводившие как первичную, так и повторную экспертизу.
Не доверять выводам эксперта у суда оснований не имеется, так как они мотивированы, научно обоснованы. Экспертиза назначалась непосредственно судом и её производство поручалось выбранному им эксперту. Эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объёме на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Эксперт имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности, составленное экспертом заключение соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Экспертом проведено исследование рынка недвижимости, обосновано выбраны объекты-аналоги, подходы и, применяемые в их рамках, методы оценки. Применяемые в процессе оценки, корректировки проведены обосновано по наиболее существенным ценообразующим факторам. Расчёты не содержат математических, методических, арифметических ошибок и являются правильными.
Достоверных данных об иной рыночной стоимости объектов капитального строительства сторонами в суд не представлено.
Выводы о величине рыночной стоимости объектов капитального строительства, содержащиеся в отчёте об оценке рыночной стоимости от 10.08.2022 N МСК1816-ОКС-ЗУ, подготовленном оценщиком ООО "Первое бюро оценки и экспертиз", опровергаются заключением проведённой судебной экспертизы, в связи с чем суд относится критически к названному отчёту.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым положить в основу решения заключение судебной оценочной экспертизы и установить кадастровую стоимость равной рыночной, определённую по состоянию на 1 января 2021 для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0006031:1017 в размере 11 949 180 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0006031:1016 в размере 53 771 310 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0006031:1010 в размере 41 224 671 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0006031:1013 в размере 61 538 277 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0006031:1018 в размере 26 288 196 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0006031:1012 в размере 111 724 833 рублей, для земельного участка в размере 440 691 000 рублей.
С доводами, изложенными в письменных пояснениях, представителя Департамента городского имущества города Москвы о том, что административный истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, согласиться нельзя, поскольку такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Ссылки представителя Департамента городского имущества города Москвы на то, что сам факт расхождения величин кадастровой и рыночной стоимостей не свидетельствует о недостоверности первой, не могут повлиять на существо принимаемого судом решения, поскольку кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методом её проведения (массовым характером). Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в Единый государственный реестр недвижимости подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения административного истца с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату его обращения в суд - 26 августа 2022 года.
В соответствии с положениями статьи 24.20 Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие, в том числе, установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 03.11.2022 N 64489 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории города Москвы, по состоянию на 1 января 2022 г, которые подлежат применению с 1 января 2023 года.
Таким образом, установленная судом кадастровая стоимость земельного участка подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года, то есть до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 103, 106, 108, 111, 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ООО "Проект-Центр" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0006031:1017, общей площадью 77, 1 кв.м, расположенного по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021, в размере 11 949 180 рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0006031:1016, общей площадью 340, 4 кв.м, расположенного по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021, в размере 53 771 310 рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0006031:1010, общей площадью 293, 1 кв.м, расположенного по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021, в размере 41 224 671 рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0006031:1013, общей площадью 510, 1 кв.м, расположенного по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021, в размере 61 538 277 рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0006031:1018, общей площадью 167, 9 кв.м, расположенного по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021, в размере 26 288 196 рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0006031:1012, общей площадью 818, 5 кв.м, расположенного по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021, в размере 111 724 833 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006031:3, общей площадью 6 504 кв.м, расположенного по адресу: адрес, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 13, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 440 691 000 рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 26 августа 2022 года.
Установленная судом кадастровая стоимость земельного участка подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда М.Ю. Казаков
Решение изготовлено в окончательной форме 18 декабря 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.