Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Казакова М.Ю, при секретаре Вдовиной А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-4258/2023 (77OS0000-02-2023-000862-40) по административному исковому заявлению Чунарева Владимира Ивановича, Казимировой Ирины Викторовны, фио фио, Грибановой Марины Викторовны, Андреевой Ангелины Викторовны, Баранова Андрея Владимировича, Общества с ограниченной ответственностью "Д7" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:01:0001037:2541, 77:01:0001037:2542, 77:01:0001037:2552, 77:01:0001037:2554, 77:01:0001037:2556, 77:01:0001037:2558, 77:01:0001037:2559, 77:01:0001037:2560 (далее - нежилые помещения/объекты недвижимости/объекты капитального строительства), установленной по состоянию на 1 января 2021 года.
Просят установить кадастровую стоимость названных нежилых помещений, равной их рыночной стоимости, определённой в отчёте об оценке от 22 декабря 2022 года N01122-108К года подготовленном оценщиком ООО "БИЗНЕС ПЛЮС".
В обоснование своих требований административные истцы ссылаются на то, что им на праве собственности принадлежат названные выше нежилые помещения. Несоответствие, внесённой в Единый государственный реестр недвижимости, кадастровой стоимости названных нежилых помещений, их рыночной стоимости, нарушает права административных истцов как плательщиков налога на имущество, в связи с необоснованным завышением налоговой базы по указанному налогу.
Административные истцы полагают, что их права могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости нежилых помещений, равной их рыночной стоимости.
В настоящее судебное заседание представитель административных истцов явился, заявленные требования поддержал.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы в судебном заседании возражал против удовлетворения требований административных истцов.
Остальные лица, участвующие в деле, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направили, об отложении слушания дела не просили.
Руководствуясь положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом постановлено о рассмотрении дела при данной явке.
Выслушав объяснения представителя административных истцов, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования административных истцов подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусмотрено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с настоящим Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с указанными положениями Правительством Москвы 21 декабря 2016 года принято постановление N 910-ПП "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП", в соответствии с пунктом 1 которого установлено, что с 1 января 2017 года государственная кадастровая оценка объектов недвижимости в городе Москве осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость - часть 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Чунарева Владимира Ивановича, Казимировой Ирины Викторовны, Цветковой Любови Юрьевны, Грибановой Марины Викторовны, Андреевой Ангелины Викторовны, Баранова Андрея Владимировича, ООО "Д7" являются собственниками нежилых помещений с кадастровыми номерами с кадастровыми номерами 77:01:0001037:2541, 77:01:0001037:2542, 77:01:0001037:2552, 77:01:0001037:2554, 77:01:0001037:2556, 77:01:0001037:2558, 77:01:0001037:2559, 77:01:0001037:2560, расположенных по адресу адрес.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", в целях реализации приказа Департамента городского имущества города Москвы от 19 февраля 2018 года N 20 "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимого имущества в 2018 году", пунктом 1 распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов невидимости, расположенных на территории города Москвы, по состоянию на 1 января 2021 года.
Согласно названному распоряжению кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2021 года установлена в следующих размерах:
1. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001037:2541 в размере 57 877 465, 75 руб, 2. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001037:2542 в размере 6 587 842, 01 руб, 3. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001037:2552 в размере 16 471 102, 26 руб, 4. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001037:2554 в размере 55 948 785, 65 руб, 5. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001037:2556 в размере 22 609 857, 92 руб, 6. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001037:2558 в размере 28 224 240, 56 руб, 7. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001037:2559 в размере 47 104 910, 40 руб, 8. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001037:2560 в размере 52 570 745, 52 руб.
В Единый государственной реестр недвижимости внесены сведения об указанной кадастровой стоимости, которая подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2022 года.
Названные результаты определения кадастровой стоимости нежилых помещений затрагивают права и обязанности административных истцов, поскольку они являются плательщиками налога на имущество и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивают налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости.
Оспаривая приведенную выше кадастровую стоимость, административные истцы представили в суд отчёт от 22 декабря 2022 года N01122-108К года подготовленный оценщиком ООО "БИЗНЕС ПЛЮС", в которых по состоянию на 1 января 2021 года, определена рыночная стоимость в следующих размерах:
1. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001037:2541 в размере 28 471 000 руб, 2. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001037:2542 в размере 2 982 000 руб, 3. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001037:2552 в размере 9 291 000 руб, 4. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001037:2554 в размере 27 461 000 руб, 5. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001037:2556 в размере 11 581 000 руб, 6. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001037:2558 в размере 14 667 000 руб, 7. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001037:2559 в размере 22 863 000 руб, 8. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001037:2560 в размере 17 475 000 руб.
Частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определённых статьёй 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Исходя из особенностей рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости, обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Административный ответчик, возражающий против удовлетворения заявленных требований, обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Определением суда назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ГБУ "БТИ Московской области".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчёт об оценке от 22 декабря 2022 года N01122-108К года подготовленный оценщиком ООО "БИЗНЕС ПЛЮС", не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Определённая оценщиком в отчёте рыночная стоимость нежилых помещений не подтверждается. Рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2021 года определена в следующем размере:
1. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001037:2541 в размере 48 583 000 руб, 2. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001037:2542 в размере 5 629 000 руб, 3. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001037:2552 в размере 14 080 000 руб, 4. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001037:2554 в размере 46 973 000 руб, 5. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001037:2556 в размере 19 284 000 руб, 6. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001037:2558 в размере 24 021 000 руб, 7. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001037:2559 в размере 39 585 000 руб, 8. для нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001037:2560 в размере 28 880 000 руб.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" и пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания, и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (статья 67, часть 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При исследовании заключения эксперта суду следует проверять его соответствие вопросам, поставленным перед экспертом, полноту и обоснованность, содержащихся в нём, выводов.
В целях разъяснения или дополнения заключения суд может вызвать эксперта для допроса. При наличии в деле нескольких противоречивых заключений могут быть вызваны эксперты, проводившие как первичную, так и повторную экспертизу.
Не доверять выводам эксперта у суда оснований не имеется, так как они мотивированы, научно обоснованы. Экспертиза назначалась непосредственно судом и её производство поручалось выбранному им эксперту. Эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объёме на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Эксперт имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности, составленное экспертом заключение соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Экспертом проведено исследование рынка недвижимости, обосновано выбраны объекты-аналоги, подходы и, применяемые в их рамках, методы оценки. Применяемые в процессе оценки, корректировки проведены обосновано по наиболее существенным ценообразующим факторам. Расчёты не содержат математических, методических, арифметических ошибок и являются правильными.
Достоверных данных об иной рыночной стоимости нежилых помещений сторонами в суд не представлено.
Выводы о величине рыночной стоимости нежилых помещений, содержащиеся в отчёте об оценке рыночной стоимости от 22 декабря 2022 года N01122-108К года, подготовленном оценщиком ООО "БИЗНЕС ПЛЮС" опровергаются заключением проведённой судебной экспертизы, в связи с чем суд относится критически к названному отчёту.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым положить в основу решения заключение судебной оценочной экспертизы и установить кадастровую стоимость равной рыночной, определённую по состоянию на 1 января 2021 года для нежилых помещений в размерах, установленных экспертом ГБУ "БТИ Московской области".
С доводами, изложенными в письменных пояснениях, представителя Департамента городского имущества города Москвы о том, что административный истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, согласиться нельзя, поскольку такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Ссылки представителя Департамента городского имущества города Москвы на то, что сам факт расхождения величин кадастровой и рыночной стоимостей не свидетельствует о недостоверности первой, не могут повлиять на существо принимаемого судом решения, поскольку кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методом её проведения (массовым характером). Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в Единый государственный реестр недвижимости подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения административных истцов с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату его обращения в суд - 28 декабря 2022 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Чунарева Владимира Ивановича, Казимировой Ирины Викторовны, фио фио, Грибановой Марины Викторовны, Андреевой Ангелины Викторовны, Баранова Андрея Владимировича, Общества с ограниченной ответственностью "Д7" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0001037:2541 в размере 48 583 000 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0001037:2542 в размере 5 629 000 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0001037:2552 в размере 14 080 000 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0001037:2554 в размере 46 973 000 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0001037:2556 в размере 19 284 000 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0001037:2558 в размере 24 021 000 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0001037:2559 в размере 39 585 000 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0001037:2560 в размере 28 880 000 рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 28 декабря 2022 года.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда М.Ю. Казаков
Решение изготовлено в окончательной форме 28 декабря 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.