Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Казакова М.Ю, при секретаре Вдовиной А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-5427/2023 по административному исковому заявлению ООО "ЮСТ рент" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость объектов капитального строительства с кадастровыми номерами: 77:06:0008001:3954, 77:06:0008001:3955, 77:06:0008001:3956, 77:06:0008001:3957, 77:06:0008001:3958, 77:06:0008001:3959, 77:06:0008001:3960, 77:06:0008001:3961, 77:06:0008001:3962, установленной по состоянию на 1 января 2021 года.
В обоснование своих требований административный истец ссылается на то, что ему на праве собственности принадлежат названные выше объекты капитального строительства, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки значительно превышает рыночную стоимость, в связи с чем, административный истец считает возможным воспользоваться своим правом установления кадастровой стоимости в размере рыночной, в подтверждении которой представляет отчет об оценке N 00230-018 от 03.04.2023 года, подготовленный оценщиком ООО "Оценка-право".
В настоящее судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом.
Руководствуясь положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом постановлено о рассмотрении дела в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусмотрено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с настоящим Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с указанными положениями Правительством Москвы 21 декабря 2016 года принято постановление N 910-ПП "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП", в соответствии с пунктом 1 которого установлено, что с 1 января 2017 года государственная кадастровая оценка объектов недвижимости в городе Москве осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость - часть 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ООО "ЮСТ рент" является собственником объектов капитального строительства с кадастровыми номерами: 77:06:0008001:3954, 77:06:0008001:3955, 77:06:0008001:3956, 77:06:0008001:3957, 77:06:0008001:3958, 77:06:0008001:3959, 77:06:0008001:3960, 77:06:0008001:3961, 77:06:0008001:3962, расположенных по адресу адрес.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2021 года.
Согласно названному распоряжению кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2021 года установлена в следующих размерах:
1. 13 115 502, 81 руб. для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:06:0008001:3954, расположенного по адресу адрес, д.17, помещение 300/1/3 (3 этаж);
2. 11 902 031, 48 руб. для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:06:0008001:3955, расположенного по адресу адрес, д.17, помещение 300/2/3 (3 этаж);
3. 11 777 129, 71 руб. для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:06:0008001:3956, расположенного по адресу адрес, д.17, помещение 300/3/3 (3 этаж);
4. 20 686 032, 36 руб. для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:06:0008001:3957, расположенного по адресу адрес, д.17, помещение 300/4/3 (3 этаж);
5. 11 610 459, 84 руб. для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:06:0008001:3958, расположенного по адресу адрес, д.17, помещение 300/9/3 (3 этаж);
6. 19 781 368, 61 руб. для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:06:0008001:3959, расположенного по адресу адрес, д.17, помещение 300/6/3 (3 этаж);
7. 8 133 699, 86 руб. для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:06:0008001:3960, расположенного по адресу адрес, д.17, помещение 300/7/3 (3 этаж);
8. 19 610 188, 07 руб. для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:06:0008001:3961, расположенного по адресу адрес, д.17, помещение 300/8/3 (3 этаж);
9. 11 787 542, 16 руб. для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:06:0008001:3962, расположенного по адресу адрес, д.17, помещение 300/5/3 (3 этаж).
В Единый государственной реестр недвижимости внесены сведения об указанной кадастровой стоимости, которая подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2022 года.
Названные результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства затрагивают права и обязанности административного истца, поскольку в соответствии с положениями абзаца 2 пункта 2 статьи 372, статьи 374, пункта 1 статьи 373, статьи 374, пункта 2 статьи 375, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2, 2.1, 5, 6 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", он является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости.
Оспаривая приведенную выше кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчёт об оценке N 00230-018 от 03.04.2023 года, подготовленный оценщиком ООО "Оценка-право", в котором по состоянию на 1 января 2021 года, определена рыночная стоимость в следующих размерах:
1. 6 835 193 руб. для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:06:0008001:3954, расположенного по адресу адрес, помещение 300/1/3 (3 этаж);
2. 6 380 417 руб. для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:06:0008001:3955, расположенного по адресу адрес, помещение 300/2/3 (3 этаж);
3. 6 316 504 руб. для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:06:0008001:3956, расположенного по адресу адрес, помещение 300/3/3 (3 этаж);
4. 10 812 730 руб. для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:06:0008001:3957, расположенного по адресу адрес, помещение 300/4/3 (3 этаж);
5. 6 231 170 руб. для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:06:0008001:3958, расположенного по адресу адрес, помещение 300/9/3 (3 этаж);
6. 10 361 006 руб. для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:06:0008001:3959, расположенного по адресу адрес, помещение 300/6/3 (3 этаж);
7. 4 436 814 руб. для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:06:0008001:3960, расположенного по адресу адрес, помещение 300/7/3 (3 этаж);
8. 10 275 427 руб. для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:06:0008001:3961, расположенного по адресу адрес, помещение 300/8/3 (3 этаж);
9. 6 321 833 руб. для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:06:0008001:3962, расположенного по адресу адрес, помещение 300/5/3 (3 этаж).
Частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определённых статьёй 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Исходя из особенностей рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости, обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Административный ответчик, возражающий против удовлетворения заявленных требований, обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Определением суда назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчёт об оценке N 00230-018 от 03.04.2023 года, подготовленный оценщиком ООО "Оценка-право", не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Определённая оценщиком в отчётах рыночная стоимость объектов недвижимости не подтверждается. Рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2021 года определена в следующих размерах:
1. 15 019 040 руб. для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:06:0008001:3954, расположенного по адресу адрес, помещение 300/1/3 (3 этаж);
2. 13 543 618 руб. для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:06:0008001:3955, расположенного по адресу адрес, помещение 300/2/3 (3 этаж);
3. 13 392 292 руб. для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:06:0008001:3956, расположенного по адресу адрес, помещение 300/3/3 (3 этаж);
4. 24 401 211 руб. для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:06:0008001:3957, расположенного по адресу адрес, помещение 300/4/3 (3 этаж);
5. 13 190 525 руб. для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:06:0008001:3958, расположенного по адресу адрес, помещение 300/9/3 (3 этаж);
6. 23 266 271 руб. для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:06:0008001:3959, расположенного по адресу адрес, помещение 300/6/3 (3 этаж);
7. 9 029 078 руб. для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:06:0008001:3960, расположенного по адресу адрес, помещение 300/7/3 (3 этаж);
8. 23 051 893 руб. для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:06:0008001:3961, расположенного по адресу адрес, помещение 300/8/3 (3 этаж);
9. 13 404 903 руб. для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:06:0008001:3962, расположенного по адресу адрес, помещение 300/5/3 (3 этаж).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" и пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания, и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (статья 67, часть 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При исследовании заключения эксперта суду следует проверять его соответствие вопросам, поставленным перед экспертом, полноту и обоснованность, содержащихся в нём, выводов.
В целях разъяснения или дополнения заключения суд может вызвать эксперта для допроса. При наличии в деле нескольких противоречивых заключений могут быть вызваны эксперты, проводившие как первичную, так и повторную экспертизу.
Не доверять выводам эксперта у суда оснований не имеется, так как они мотивированы, научно обоснованы. Экспертиза назначалась непосредственно судом и её производство поручалось выбранному им эксперту. Эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объёме на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Эксперт имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности, составленное экспертом заключение соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Экспертом проведено исследование рынка недвижимости, обосновано выбраны объекты-аналоги, подходы и, применяемые в их рамках, методы оценки. Применяемые в процессе оценки, корректировки проведены обосновано по наиболее существенным ценообразующим факторам. Расчёты не содержат математических, методических, арифметических ошибок и являются правильными.
Достоверных данных об иной рыночной стоимости объектов недвижимости сторонами в суд не представлено.
Выводы о величине рыночной стоимости земельных участков, содержащиеся в отчёте об оценке N 00230-018 от 03.04.2023 года, подготовленном оценщиком ООО "Оценка-право", опровергаются заключением проведённой судебной экспертизы, в связи с чем суд относится критически к названному отчёту.
Согласно пункту 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое основание.
В связи с этим суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе, при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости (статья 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункт 3 статьи 3 НК РФ).
Несмотря на то, что размер рыночной стоимости объектов капитального строительства превышает их кадастровую стоимость, необходимо отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку правовое положение административного истца при рассмотрении спора, возбужденного в целях улучшения его положения как налогоплательщика, по смыслу законодательства не может быть ухудшено.
При таком положении суд, отказывая в удовлетворении административного искового заявления ООО "ЮСТ рент", полагает установленный размер кадастровой стоимости объектов капитального строительства, отвечающим интересам административного истца, иной размер рыночной стоимости в пределах кадастровой стоимости не доказан.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления суд, на основании положений статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, взыскивает с ООО "ЮСТ рент" в пользу ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России в счет стоимости, проведенной по делу, судебной экспертизы 570 576 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ООО "ЮСТ рент" отказать.
Взыскать с ООО "ЮСТ рент" в пользу ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России в счёт возмещения расходов, понесенных на проведение судебной оценочной экспертизы, в размере 570 576 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда М.Ю. Казаков
Решение изготовлено в окончательной форме 9 января 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.