Московский городской суд в составе: судьи Михалевой Т.Д., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-5585/202 по административному исковому заявлению Жукова Александра Ивановича к Государственному бюджетному учреждению адрес "Городской центр имущественных платежей", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании незаконным действий по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости и внесению сведений в Единый государственный реестр недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Жуков А.И. обратился в Московский городской суд с иском:
о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес по внесению в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости нежилых помещений:
с кадастровым номером 77:06:0004011:7507 в размере сумма;
с кадастровым номером 77:06:0004011:7508 в размере сумма;
с кадастровым номером 77:06:0004011:7514 в размере сумма;
с кадастровымномером77:06:0004011:7515в размере сумма;
с кадастровым номером 77:06:0004011:7516 в размере сумма;
с кадастровым номером 77:06:0004011:75171 в размере сумма;
с кадастровым номером 77:06:0004011:7518 в размере сумма;
с кадастровым номером 77:06:0004011:7519 в размере сумма;
с кадастровым номером 77:06:0004011:7520 в размере сумма;
обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве исключить из ЕГРН вышеуказанные сведения о кадастровой стоимости и включить в ЕГРН следующие сведения о кадастровой стоимости с даты их образования:
сумма для объекта с кадастровым номером 77:06:0004011:7507 с 27 августа 2021 года;
сумма для объекта с кадастровым номером 77:06:0004011:7508 с 27 августа 2021 года;
сумма для объекта с кадастровым номером 77:06:0004011:7514 с 20 октября 2021 года;
сумма для объекта с кадастровым номером 77:06:0004011:7515 с 20 октября 2021 года;
сумма для объекта с кадастровым номером 77:06:0004011:7516 с 20 октября 2021 года;
сумма для объекта с кадастровым номером 77:06:0004011:7517 с 20 октября 2021 года;
сумма для объекта с кадастровым номером 77:06:0004011:7518 с 20 октября 2021 года;
сумма для объекта с кадастровым номером 77:06:0004011:7519 с 20 октября 2021 года;
сумма для объекта с кадастровым номером 77:06:0004011:7520 с 20 октября 2021 года;
В обосновании требований ссылается на то, что является собственником указанных объектов недвижимости, которые образованы в 2021 году в результате раздела помещений.
После образования всех указанных объектов и до настоящего времени характеристики (ни количественные, ни качественные) не изменялись. Однако, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве безосновательно внесло в ЕГРН изменения в части кадастровой стоимости всех указанных объектов.
Административному истцу об этом стало известно после получения им выписок из ЕГРН (соответствующие выписки от 02 июня 2023 года и от 05 июня 2023 года прилагаются).
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Государственное бюджетное учреждение адрес "Городской центр имущественных платежей", в связи с чем, административным истцом уточнены исковые требования.
Представитель административного истца административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представители Департамента городского имущества адрес, Государственного бюджетного учреждения адрес "Городской центр имущественных платежей", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве просили в удовлетворении требований отказать по доводам письменных возражений.
Представители публично-правовой компании "Роскадастр" в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав объяснения представителей явившихся сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статье 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление Пленума N 28) под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований: об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки; об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии (пункт 2 Постановления Пленума N 28).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 6 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ, Федеральный закон "О государственной кадастровой оценке") государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (далее - бюджетное учреждение). К полномочиям бюджетных учреждений в сфере государственной кадастровой оценки относится, в том числе рассмотрение заявлений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (пункт 4 части 1 статьи 7 Федерального закона N 237-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 237-ФЗ определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 N 226 "Об утверждении
Методических указаний о государственной кадастровой оценке" введены в действие соответствующие методические указания (далее - Методические указания), определяющие правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости, в том числе
земельных участков, и предназначенные для определения кадастровой стоимости
бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации, наделенного полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 2.2 Методических указаний для целей подготовки
к проведению государственной кадастровой оценки уполномоченным в сфере проведения государственной кадастровой оценки органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации обеспечивается предоставление сведений ЕГРН, а также сведений, содержащихся в учетно-технической документации.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона о государственной кадастровой оценке определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном Методическими указаниями.
Подведомственное органу регистрации прав федеральное государственное бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня внесения в ЕГРН сведений об объекте недвижимости формирует и направляет в бюджетное учреждение такие сведения
в соответствии с порядком формирования и предоставления перечней объектов недвижимости (пункт 2 статьи 16 Закона о государственной кадастровой оценке).
На основании статьи 16 Закона о государственной кадастровой оценке письмом
Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве от 02.09.2021 N 2.15-/0124-ГБУ в адрес Учреждения были направлены сведения об объектах недвижимости, в отношении которых 27.08.2021 осуществлялись регистрационные действия, в том числе сведения о нежилых помещениях с кадастровыми номерами 77:06:0004011:7507, 77:06:0004011:7508.
На основании статьи 16 Закона о государственной кадастровой оценке письмом
Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве от 27.10.2021 N 2.15-/0155-ГБУ в адрес Учреждения были направлены сведения об объектах недвижимости, в отношении которых 20.10.2021 осуществлялись регистрационные действия, в том числе сведения о нежилых помещениях с кадастровыми номерами 77:06:0004011:7514, 77:06:0004011:7515, 77:06:0004011:7516, 77:06:0004011:7517, 77:06:0004011:7518, 77:06:0004011:7519, 77:06:0004011:7520.
В силу пункта 1.3 Методических указаний при определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых
для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 7.1 Методических указаний объекты недвижимости объединяются в группы и подгруппы (при необходимости) в соответствии с Методическими указаниями. Кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется в рамках
каждой из групп (подгрупп). При этом в рамках одной группы (подгруппы) должны
быть использованы одни и те же подходы и методы, а также критерии взвешивания
полученного результата.
Согласно пункту 9.2 Методических указаний группировка объектов недвижимости должна ориентироваться на сложившиеся сегменты рынка недвижимости и быть основана
на результатах анализа информации о рынке объектов недвижимости, модели оценки кадастровой стоимости, составе ценообразующих факторов и сведений о значениях ценообразующих факторов объектов недвижимости для каждого исследуемого объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 12.1 Методических указаний определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов
недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки, осуществляется по алгоритмам, предусмотренным Методическими указаниями, с применением подходящей по виду использования объекта недвижимости модели оценки кадастровой стоимости на основе результатов последней государственной кадастровой
оценки, действовавших по состоянию на дату возникновения основания пересчета
кадастровой стоимости.
В разделе 3.3 Тома N 2 Отчета N 1/2018 "Об итогах государственной
кадастровой оценки зданий, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест и сооружений, расположенных на территории адрес
по состоянию на 01.01.2018" (далее - Отчет ГКО 2018) содержится обоснование
подходов к сегментации объектов недвижимости, подлежащих государственной
кадастровой оценке, в целях их группировки.
В разделе 3.3.1 Тома N 2 Отчета ГКО 2018 указано, что на первом уровне
(основном уровне) группировки производится разделение объектов оценки по признаку
их основного использования (назначения), в связи с чем на основе сегментов рынка недвижимости, выделенных в результате его анализа, было сформировано 16 групп.
Для объектов оценки, не представленных на рынке, в том числе вспомогательных
объектов, а также объектов, назначение которых установить невозможно, либо объектов свободного назначения, была сформирована дополнительная группа.
В соответствии с разделом 3.3.1.15 Тома N 2 Отчета ГКО 2018 объекты, назначение которых не установлено, были отнесены к группе 15 "Объекты
неустановленного назначения".
На основании полученных данных о характеристиках объектов недвижимости
по состоянию на 27.08.2021 кадастровая стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:06:0004011:7507, 77:06:0004011:7508 была определена с учетом их отнесения
к группе 15 "Объекты неустановленного назначения", подгруппе 15.4 "Помещения
(нежилые)".
На основании полученных данных о характеристиках объектов недвижимости
по состоянию на 20.10.2021 кадастровая стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:06:0004011:7514, 77:06:0004011:7515, 77:06:0004011:7516, 77:06:0004011:7517, 77:06:0004011:7518, 77:06:0004011:7519, 77:06:0004011:7520 была определена с учетом
их отнесения к группе 15 "Объекты неустановленного назначения", подгруппе 15.4
"Помещения (нежилые)".
Согласно разделу 3.7.14.4 Тома N 2 Отчета ГКО 2018 расчет кадастровой
стоимости подгруппы 15.4 "Помещения (нежилые)" осуществлялся в рамках
сравнительного подхода с применением метода моделирования на основе удельных
показателей кадастровой стоимости (далее - УПКС).
Описание данного метода представлено в подпункте 7.2.3 Методических указаний.
Метод применяется для групп (подгрупп) объектов недвижимости, схожих с группами
(подгруппами) объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых определена
на основе построения статистических моделей, в случаях, когда отсутствует возможность применения метода статистического (регрессионного) моделирования, метода типового (эталонного) объекта недвижимости и индивидуального определения кадастровой
стоимости вследствие отсутствия точной информации о местоположении объекта
недвижимости и других его характеристиках (пункт 7.2 Методических указаний).
Расчет кадастровой стоимости объектов подгруппы 15.4 "Помещения (нежилые)" осуществлялся с применением метода моделирования на основе УПКС, в соответствии
с которым УПКС помещений принимался равным УПКС здания, в котором расположено
данное помещение, в случае, если оценочная группа помещения соответствовала
оценочной группе вышеуказанного здания. В случае, если оценка здания, в котором
расположено оцениваемое встроенное помещение, не проводилась или здание отнесено
к отличной от рассматриваемого помещения группе, то кадастровая стоимость такого
помещения определяется путем умножения среднего значения УПКС объекта оценки соответствующего назначения по кадастровому кварталу (району, городу), в котором расположено помещение, на его площадь (раздел 3.7.14.4 Тома N 2 Отчета).
Поскольку нежилое здание с кадастровым номером 77:06:000401.1:1014, в котором расположены спорные нежилые помещения, отнесено к группе 6 "Объекты, предназначенные для размещения административных и офисных зданий", то УПКС
указанных объектов недвижимости был определен как среднее взвешенное по площади
значение УПКС объектов соответствующего назначения в кадастровом квартале
77:06:0004011 и составил сумма/кв. м.
Таким образом, с учетом вышеизложенного по состоянию на 27.08.2021
кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:06:0004011:7507 определена в размере сумма, кадастровая стоимость нежилого помещения
с кадастровым номером 77:06:0004011:7508 определена в размере сумма
По состоянию на 20.10.2021 кадастровая стоимость нежилого помещения
с кадастровым номером 77:06:0004011:7514 определена в размере сумма, кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:06:0004011:7515 определена в размере сумма, кадастровая стоимость нежилого помещения
с кадастровым номером 77:06:0004011:7516 определена в размере сумма, кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:06:0004011:7517 определена в размере сумма, кадастровая стоимость нежилого помещения
с кадастровым номером 77:06:0004011:7518 определена в размере сумма, кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:06:0004011:7519 определена в размере сумма, кадастровая стоимость нежилого помещения
с кадастровым номером 77:06:0004011:7520 определена в размере сумма
В соответствии с пунктом 7 статьи 15 Закона о государственной кадастровой оценке подведомственное органу регистрации прав федеральное государственное бюджетное учреждение в течение десяти рабочих дней со дня начала применения кадастровой
стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки, обеспечивает формирование и предоставление бюджетному учреждению перечня вновь учтенных, ранее учтенных в ЕГРН объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых
внесены изменения в период с 1 января года проведения государственной кадастровой
оценки до даты начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам
проведения государственной кадастровой оценки.
Письмом Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве от 21.01.2022 N 2.15-/01321/22
в адрес Учреждения был направлен сформированный перечень вновь учтенных, ранее
учтенных в ЕГРН объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения
в период с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки до даты начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки. Указанный перечень содержал, в том числе, сведения о нежилых помещениях с кадастровыми номерами 77:06:0004011:7507, 77:06:0004011:7508, 77:06:0004011:7514, 77:06:0004011:7515, 77:06:0004011:7516, 77:06:0004011:7517, 77:06:0004011:7518, 77:06:0004011:7519, 77:06:0004011:7520.
В разделе 3.2 Тома N 3 Отчет N 1/2021 "Об итогах государственной кадастровой
оценки всех видов объектов недвижимости, в том числе земельных участков (категория
земель - "земли населенных пунктов"), расположенных на территории адрес, по состоянию на 01.01.2021" (далее - Отчет ГКО 2021) содержится обоснование
подходов к сегментации объектов недвижимости, подлежащих государственной
кадастровой оценке, в целях их группировки.
В соответствии с разделом 3.3.1 Тома N 3 Отчета ГКО 2021 на первом уровне
(основном уровне) группировки производится разделение объектов оценки по признаку
их основного использования (назначения), в связи с чем на основе сегментов рынка недвижимости, выделенных в результате его анализа, было сформировано 16 групп.
Для объектов оценки, не представленных на рынке, в том числе вспомогательных
объектов, а также объектов, назначение которых установить невозможно, либо объектов свободного назначения, была сформирована дополнительная группа.
В соответствии с разделом 3.3.1.15 Тома N 3 Отчета ГКО 2021 объекты, назначение которых не установлено, и объекты вспомогательного назначения были
отнесены к группе 15 "Объекты неустановленного и вспомогательного назначения".
На основании полученных данных о характеристиках объектов недвижимости
по состоянию на 01.01.2021 кадастровая стоимость спорных нежилых помещений
была определена с учетом их отнесения к группе 15 "Объекты неустановленного
и вспомогательного назначения", подгруппе 15.4 "Помещения (нежилые)".
Согласно разделу 3.7.15.4 Тома N 4 Отчета ГКО 2021 расчет кадастровой стоимости подгруппы 15.4 "Помещения (нежилые)" осуществлялся в рамках сравнительного подхода
с применением метода моделирования на основе УПКС.
Расчет кадастровой стоимости объектов подгруппы 15.4 "Помещения (нежилые)" осуществлялся с применением метода моделирования на основе УПКС, в соответствии
с которым УПКС помещений принимался равным УПКС здания, в котором расположено
данное помещение, в случае, если оценочная группа помещения соответствовала
оценочной группе вышеуказанного здания. В случае, если оценка здания, в котором
расположено оцениваемое встроенное помещение, не проводилась или здание отнесено
к отличной от рассматриваемого помещения группе, то кадастровая стоимость такого
помещения определяется путем умножения среднего значения УПКС объекта оценки соответствующего назначения по кадастровому кварталу (району, городу), в котором расположено помещение, на его площадь.
Поскольку нежилое здание с кадастровым номером 77:06:000401.1:1014, в котором расположены спорные нежилые помещения, отнесено к группе 6 "Объекты, предназначенные для размещения административных и офисных зданий", то УПКС
указанных объектов недвижимости был определен как среднее взвешенное по площади
значение УПКС объектов соответствующего назначения в кадастровом квартале
77:06:0004011 и составил сумма/кв. м.
На основании вышеизложенного кадастровая стоимость
спорных объектов недвижимости была определена в следующем размере:
с кадастровым номером 77:06:0004011:7507 - сумма;
с кадастровым номером 77:06:0004011:7508 - сумма;
с кадастровым номером 77:06:0004011:7514 - сумма;
с кадастровым номером 77:06:0004011:7515 - сумма;
с кадастровым номером 77:06:0004011:7516 - сумма;
помещения с кадастровым номером 77:06:0004011:7517 - сумма;
с кадастровым номером 77:06:0004011:7518 - сумма;
с кадастровым номером 77:06:0004011:7519 - сумма;
с кадастровым номером 77:06:0004011:7520 - сумма
Оценив изложенное в совокупности, суд приходит к выводу, что кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости определена Учреждением в соответствии с требованиями, установленными Законом о государственной кадастровой оценке и Методическими указаниями.
С учетом изложенного, суд считает, что оснований для признания незаконным действий по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости и внесению в Единый государственный реестр недвижимости не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Жукова Александра Ивановича к Государственному бюджетному учреждению адрес "Городской центр имущественных платежей", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании незаконным действий по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости и внесению в Единый государственный реестр недвижимости отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Московского городского суда Т.Д. Михалева
Мотивированное решение изготовлено 11 декабря 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.