Московский городской суд в составе председательствующего судьи Лоскутовой А.Е., при помощнике Добровольской А.А., с участием прокурора фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "Отделстрой-Инвест" о признании недействующим отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", -
УСТАНОВИЛ:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП, вступившего в силу с 1 января 2022 года) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2022 года (далее - Перечень на 2022 год). Нормативный правовой акт опубликован 7 декабря 2021 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, т. 2, 3, 4, 5, 6, а также размещен 24 ноября 2021 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП, вступившего в силу с 1 января 2023 года) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2023 года (далее - Перечень на 2023 год). Нормативный правовой акт опубликован 6 декабря 2022 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, т.1, а также размещен 23 ноября 2022 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 21223 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП), пунктом 20257 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП) - в Перечни на 2022-2023 годы включено здание с кадастровым номером 77:09:0006012:1007, расположенное по адресу: адрес.
ООО "Отделстрой-Инвест" обратилось в Московский городской суд с требованиями о признании недействующим постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года в части включения в Перечень на 2022 год пункта 21223, в перечень на 2023 год пункта 20257.
В обоснование требований ООО "Отделстрой-Инвест" ссылается на то, что здание не отвечает критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона адрес от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Представитель ООО "Отделстрой-Инвест" Колядин В.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, правомочия Правительства Москвы на принятие обжалуемого нормативного правового акта не оспаривал.
Представитель Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития адрес фио в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта на соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшей заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно части первой статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с пунктами "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Проверяя в порядке части 8 статьи 208 Кодекса административного производства Российской Федерации полномочия Правительства Москвы на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к выводу о том, что на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона адрес от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановления обладал достаточной компетенцией для его принятия.
Постановление (в том числе в оспариваемых редакциях) подписано Мэром Москвы, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации размещено на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций, следовательно, введено в действие и опубликовано в установленном порядке. Стороны также не ставили под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемого постановления.
Исходя из положений статьи 375, подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в том числе в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
В пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемого в настоящей статье термина - "торговый центр (комплекс)", под которым признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом в силу положений указанной статьи фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
На территории адрес в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона адрес от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в том числе, в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1 000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, на территории адрес налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
При наличии одного из приведенных условий объект недвижимости признается административно-деловым центром или торговым центром (комплексом), налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества.
Из материалов дела следует, что административному истцу принадлежит нежилое здание, офисный корпус 1В, с кадастровым номером 77:09:0006012:1007, общей площадью 8133 кв.м, расположенное по адресу: адрес.(т.1 л.д.18-26)
Из материалов дела, отзыва Правительства Москвы следует, что здание включено в Перечни на 2022-2023 годы по критерию его фактического использования.
На основании статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок).
Пунктом 1.2 названного Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости адрес (далее - Госинспекция).
Постановлением Правительства Москвы от 26 мая 2020 года N 626-ПП изменена редакция пункта 1.2 Порядка, указано, что такие мероприятия проводятся с привлечением подведомственного Государственного бюджетного учреждения адрес контрольно-мониторинговый центр недвижимости" (далее - ГБУ "МКМЦН").
Согласно пункту 3.5 Порядка по результатам проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений составляется акт о фактическом использовании с приложением соответствующих фотоматериалов. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, предусматривающим размещение объектов, указанных в пункте 1.3 настоящего Порядка, признается использование не менее 20 процентов общей площади указанного здания (строения, сооружения), нежилого помещения для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания (п. 1.5 Порядка).
Установлено, что 05 августа 2014 года в отношении здания было проведено обследование в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП, по результатам которого составлен акт N 9098726 (далее - Акт 2014 года). Согласно выводам акта 100% от общей площади здания используется для размещения офисов. Акт составлен без доступа в здание. (т.1 л.д.41-46)
В материалы дела представлен акт N 91226052/ОФИ от 19 июля 2022 года, в разделе 6.5 Акта указано, что на момент проведения обследования здание фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Из расчетной части акта следует, что для размещения офисов используется 65, 24 % от общей площади здания. (т.1 л.д.47-65)
В силу пункта 3.4 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования.
Обследование здания в 2022г. было произведено с доступом в него, согласно имеющейся в акте фототаблице инспекторами осуществлена съемка внутренних помещений в здании, зафиксировано наличие в здании офисов, переговорной, вывесок. В акте имеется поэтажный план здания и экспликация к нему, которые позволяют проверить произведённые сотрудниками ГБУ "МКМЦН" расчеты.
Основания для признания актов о фактическом использовании нежилого здания ненадлежащими доказательствами суд не усматривает, поскольку акты обследования составлены до начала налогового периода, они являются надлежащими доказательствами правомерного включения спорного здания в Перечень N 700-ПП на налоговый период 2022-2023 годов.
В обоснование своей позиции административным истцом представлены договоры аренды нежилых помещений, заключенные с ООО "Макси" в целях размещения отеля SkyPoint, ООО "А-Техникс" (ООО "Аэрофлот Техникс"), в целях ремонта авиационной техники, ООО "Кюне+Нагель", ООО "Юнион Логистик-Кастомс", ООО "Полар Авиэйшн Сервисез", ООО "Инжиниринговые Системы", ООО "Вип Тент", ООО "Эвентинвест", ООО "Альбакор Шиппинг", ООО "Профпарк", ООО "Внедрим", ООО "Люксавто", ООО "Техпромплит".
Из предоставленного договора аренды нежилого помещения N 43-АШ/1 от 02 сентября 2019г. с дополнительными соглашениями, следует, что ООО "Макси" передано во временное владение и пользование помещение площадью 487, 4 кв.м. (т.2 л.д.79-99)
Согласно выписки из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО "Макси" является "Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания". (т.2 л.д.100-104)
Как следует из свидетельств N АА-062-2022-550023585-223 от 7 августа 2023г. следует, что хостелу "Sky Hostel" ООО "Макси" присвоена категория "Без звезд". (т.2 л.д.114-115)
Из предоставленного договора аренды нежилого помещения NР 252-2021 от 1 ноября 2021г. следует, что ООО "А-Техникс" передано во временное владение и пользование помещение площадью 1 930, 7 кв.м с разрешенным использованием в качестве офисного помещения. (т.2 л.д.137-154)
Согласно выписки из ЕГРЮЛ основной вид деятельности ООО "А-Техникс" - "Ремонт и техническое обслуживание летательных аппаратов, включая космические". (т.2 л.д.44-55)
ООО "А-Техникс" выданы лицензии по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее.
ООО "Аэрофлот Техникс" имеет сертификат организации по техническому обслуживанию.
Согласно пунктов 2.1, 2.2 и 1.1 договора аренды нежилого помещения N 85-АШ от 10 марта 2020г. с дополнительным соглашением к нему от 01 февраля 2021г, административным истцом ООО "Юнион Логистик-Кастомс"" передано во временное владение и пользование помещение площадью 72 кв.м для использования в качестве офисного помещения (т.2 л.д.175-193)
Для использования в качестве офисного помещения ООО "Отделстрой-Инвест" сданы в аренду помещения ООО "Полар Авиэйшн Сервисез" в размере 22 кв.м по договору N 89-АШ от 22 июня 2020г. и дополнительному соглашению к нему от 31 мая 2021г, по договору N 89-АШ/2 от 01 апреля 2023г. (т. 2 л.д.194-230), ООО "Инжиниринговые системы" в размере 48, 42 кв.м по договору аренды N86-АШ/1 от 15 апреля 2021г. (т.2 л.д.231-258), ООО "Вип Тент" в размере 47 кв.м, ООО "Эвентинвест" в размере 83, 24 кв.м, ООО Альбакор Шиппинг" в размере 77, 33 кв.м, ООО "Профпарк" в размере 70, 44 кв.м (т.3 л.д.1-19, 20-37, 38-57, 58-77)
Представленные административным истцом договоры аренды не опровергают выводы Актов 2014, 2022 гг, а, наоборот, подтверждают использование здания в качестве офисов.
Кроме того представленные договоры аренды подтверждают, что указанные в них арендаторы, которые в силу положений статей 50, 66 Гражданского кодекса Российской Федерации являются коммерческими организациями, осуществляют хозяйственную (предпринимательскую) деятельность, направленную на извлечение прибыли посредством использования офисных помещений, суммарная площадь которых превышает 20 процентов площади здания.
Кроме того, из материалов административных дел по иску ООО "Отделстрой-Инвест" об оспаривании кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0006012:1007, расположенного по адресу: адрес следует, что при определении кадастровой стоимости здания в размере рыночной по состоянию на 01 января 2021года, следует, что здание используется в качестве офисных, размещения паркинга.
В штате ООО "Аэрофлот-Техникс", как следует из представленного штатного расписания, имеются: руководство, финансовая служба, отдел бухгалтерского учета и финансового анализа, отдел планирования и экономического анализа, коммерческий отдел, отдел кадрового учета, то есть лица, не вовлеченные в производственный процесс данной организации. (т.2 л.д.68-72)
В статье 209 Трудового кодекса Российской Федерации приведено понятие производственной деятельности, которой является совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.
Сведений о том, что в здании размещены производственные мощности, какое-либо оборудование, исключающее использование здания только по офисному назначению, истцом представлено не было.
Оценивая представленные административным истцом, в подтверждение фактического использования здания, договоры аренды нежилых помещений, суд относится к ним критически, поскольку сами по себе данные документы не отражают той деятельности, которая фактически проводится в указанных нежилых помещениях.
Кроме того, данные договоры по существу подтверждают факт массовой сдачи в аренду нежилых помещений в спорном здании, в том числе под цели, предусмотренные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Необходимо отметить, что помещение общей площадью 487, 4 кв.м передано ООО "Макси" для размещения гостиницы, однако площадь используемая для данных целей составляет менее 20 процентов общей площади здания.
Таким образом, вывод Актов об использовании здания для размещения офисов более 20 процентов от общей площади подтверждается совокупностью представленных и исследованных доказательств.
Кроме того, согласно представленному в материалы дела отчету Системы СПАРК, в здании расположено множество коммерческих организаций, что также подтверждается объявлениями, распечатанными из сети Интернет.
В такой ситуации административным истцом сведений, опровергающих правомерность включения Правительством Москвы здания в Перечни на 2022- 2023 г, не представлено, несмотря на то обстоятельство, что согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2022 года N 1176-О, положения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не лишают налогоплательщиков возможности при разрешении споров представлять доказательства, указывающие на несоответствие принадлежащего им имущества критериям, установленным оспариваемым регулированием.
В силу части второй статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При указанных обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении административного искового заявления ООО "Отделстрой-Инвест" о признании недействующим в части постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ООО "Отделстрой-Инвест" о признании недействующим отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья
Московского городского суда А.Е.Лоскутова
Решение в окончательной форме изготовлено 26 декабря 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.