Московский городской суд в составе судьи Казакова М.Ю., при секретаре Вдовиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-6288/2023 по административному исковому заявлению адрес о признании незаконными решений об отказе в пересчете кадастровой стоимости, возложении обязанности произвести пересчет кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
адрес обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к ГБУ "Центр имущественных платежей" о признании незаконным решения об отказе в пересчете кадастровой стоимости, возложении обязанности произвести пересчет кадастровой стоимости, указывая в обоснование требований, что является собственником объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0001017:1059, общей площадью 713, 4 кв. метров, расположенного по адресу: адрес и арендатором следующих земельных участков: с кадастровым номером 77:01:0001017:1954, общей площадью 105 кв.м, расположенного по адресу: адрес; с кадастровым номером 77:01:0001017:1955, общей площадью 117 кв.м, расположенного по адресу: адрес; с кадастровым номером 77:01:0001017:1010, общей площадью 417 кв.м, расположенного по адресу: адрес.
Решением Московского городского суда от 16 сентября 2020 года, по административному делу 3а-2059/2020 установлена: кадастровая стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0001017:1059 в размере его рыночной стоимости, равной 118 533 896 рублей по состоянию на 1 января 2018 года; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001017:1954 в размере его рыночной стоимости, равной 4 869 350 рублей по состоянию на 1 января 2018 года; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001017:1955 в размере его рыночной стоимости, равной 5 425 847 рублей по состоянию на 1 января 2018 года; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001017:1010 в размере его рыночной стоимости, равной 19 338 277 рублей по состоянию на 1 января 2018 года.
При проведении очередной государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2021 года, ГБУ "Центр имущественных платежей" для объектов капитального строительства отдельно выделена подгруппа 15.8 "Объекты, рассчитанные методом индивидуального расчета", предназначенной для определения кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости индивидуально; кадастровая стоимость была определена затратным подходом, методом основанном на индексации иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства.
Согласно подгруппе 15.8 ГБУ "Центр имущественных платежей" выделило объекты недвижимости, кадастровая стоимость которых по результатам предыдущей государственной кадастровой оценки была оспорена в суде либо в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в порядке статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (Том 4 Отчета N 1 "Об итогах государственной кадастровой оценки всех видов объектов недвижимости, в том числе земельных участков (категория земель - "земли населенных пунктов"), расположенных на территории города Москвы, по состоянию на 01.01.2021"). К объектам недвижимости - объектам капитального строительства был избран и применен метод индексации прошлых результатов в размере +8, 4%, определенного в целом по виду объектов недвижимости. В отношении объектов недвижимости (земельных участков) отдельно выделена подгруппа 13.3 адрес, рассчитанные с использованием иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства", предназначенной для определения кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости (земельных участков) индивидуально; кадастровая стоимость была определена затратным подходом, методом основанном на индексации иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства.
Согласно подгруппе 13.3 ГБУ "Центр имущественных платежей" выделило объекты недвижимости (земельные участки), кадастровая стоимость которых по результатам предыдущей государственной кадастровой оценки была оспорена в суде либо в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в порядке статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (Том 5 Отчета N 1 "Об итогах государственной кадастровой оценки всех видов объектов недвижимости, в том числе земельных участков (категория земель - "земли населенных пунктов"), расположенных на территории города Москвы, по состоянию на 01.01.2021"). К объектам недвижимости был избран и применен метод индексации прошлых результатов в размере +7, 12%, определенного в целом по виду объектов недвижимости.
Таким образом, указывает административный истец, выделение бюджетным учреждением для целей государственной кадастровой оценки подобных самостоятельных оценочных групп означает, что правообладатели объектов недвижимости, ранее использовавшие процедуру оспаривания кадастровой стоимости, вправе рассчитывать на применение единой методологии оценки в отношении принадлежащих им объектов недвижимости. Вместе с тем, при проведении государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2021 года, ГБУ "Центр имущественных платежей" объект капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0001017:1059 был отнесен к подгруппе 6.1. "Объекты административного и офисного назначения" (основная территория); кадастровая стоимость была определена сравнительным подходом, методом статистического (регрессионного) моделирования.
При проведении государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2021 года, ГБУ "Центр имущественных платежей" земельные участки с кадастровыми номерами 77:01:0001017:1954, 77:01:0001017:1955, 77:01:0001017:1010 были отнесены к подгруппе 6.1. адрес, предназначенные для размещения административных и офисных зданий (основная территория); кадастровая стоимость была определена сравнительным подходом, методом статистического (регрессионного) моделирования).
Согласно официальных данных ЕГРН для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0001017:1059 установлена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 225 098 117, 51 руб, для земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001017:1954 установлена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 15 160 814, 55 руб, для земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001017:1955 установлена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 16 951 722, 84 руб, для земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001017:1010 установлена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 59 777 454, 57 руб.
Административный истец указывает, что ГБУ "Центр имущественных платежей" таким образом, был нарушен принцип единства методологии в отношении схожих объектов.
29 июня 2023 года административный истец обратился с письменными обращениями в ГБУ "Центр имущественных платежей" об исправлении допущенной в отношении спорных объектов недвижимости методологических ошибок, связанных с некорректным определением оценочной группы и проведением индексации кадастровой стоимости с учетом судебного акта, принятого Московским городским судом по административному делу N 3а-2059/2020. Решениями ГБУ "Центр имущественных платежей" от 26 июля 2023 года N 347/23 и N 349/23 административному истцу отказано в пересчете кадастровой стоимости.
В связи с изложенным, административный истец просит признать незаконными решения ГБУ "Центр имущественных платежей" от 26 июля 2023 года N 347/23, N 349/23 и обязать ГБУ "Центр имущественных платежей" исправить допущенные методологические ошибки, приняв в качестве исходных данных, определенную по состоянию на 1 января 2018 года, рыночную стоимость вышеуказанных объектов недвижимости.
В настоящем судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении по основаниям, приведенным в иске.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представители ГБУ "Центр имущественных платежей" и Департамента городского имущества города Москвы возражали против удовлетворения заявленных требований, указав, что оспариваемые решения являются законными, соответствуют действующим нормативным правовым актам, права и охраняемые законом интересы административного истца не нарушают.
В судебное заседание представитель ППК "Роскадастр" не явился, извещен надлежащим образом о рассмотрении административного дела.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителей ГБУ "Центр имущественных платежей" и Департамента городского имущества города Москвы, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Вопросы производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости урегулированы главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: 1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; 2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Пунктом 13 статьи 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237 "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) предусмотрено, что при рассмотрении заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, учитывается, что ошибкой также является допущенное при определении кадастровой стоимости искажение данных об объекте недвижимости, на основании которых определялась его кадастровая стоимость, в том числе: 1) неправильное определение условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта недвижимости, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное или ветхое состояние объекта недвижимости, степень его износа, нахождение объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории); 2) использование недостоверных сведений о характеристиках объекта недвижимости при определении кадастровой стоимости.
Пунктом 22 статьи 21 названного закона установлено, что решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения обращения об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде и в случае принятия судом решения о признании решения об отказе в исправлении ошибок незаконным, бюджетное учреждение обеспечивает исправление таких ошибок в порядке, предусмотренном данной статьей.
Судом установлено, что адрес является собственником объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0001017:1059, общей площадью 713, 4 кв. метров, расположенного по адресу: адрес и арендатором следующих земельных участков: с кадастровым номером 77:01:0001017:1954, общей площадью 105 кв.м, расположенного по адресу: адрес; с кадастровым номером 77:01:0001017:1955, общей площадью 117 кв.м, расположенного по адресу: адрес; с кадастровым номером 77:01:0001017:1010, общей площадью 417 кв.м, расположенного по адресу: адрес.
Вступившим в законную силу 14 января 2021 года, решением Московского городского суда от 16 сентября 2020 года, принятому по делу N 3а-2059/2020, установлена кадастровая стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0001017:1059 в размере его рыночной стоимости, равной 118 533 896 рублей по состоянию на 1 января 2018 года; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001017:1954 в размере его рыночной стоимости, равной 4 869 350 рублей по состоянию на 1 января 2018 года; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001017:1955 в размере его рыночной стоимости, равной 5 425 847 рублей по состоянию на 1 января 2018 года; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001017:1010 в размере его рыночной стоимости, равной 19 338 277 рублей по состоянию на 1 января 2018 года.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве, по состоянию на 1 января 2021 года.
Согласно названному распоряжению кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2021 года установлена для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0001017:1059 в размере 225 098 117, 51 руб, для земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001017:1954 в размере 15 160 814, 55 руб, для земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001017:1955 в размере 16 951 722, 84 руб, для земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001017:1010 в размере 59 777 454, 57 руб.
Не согласившись с указанной кадастровой стоимостью объектов недвижимости, административный истец обратился в ГБУ "Центр имущественных платежей" с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Решениями Учреждения от 26 июля 2023 года N 347/23, N 349/23 в перерасчете кадастровой стоимости объектов недвижимости адрес отказано.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 237-ФЗ кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний определение кадастровой стоимости предполагает расчет вероятной суммы типичных для рынка затрат, необходимых для приобретения объекта недвижимости на открытом и конкурентном рынке.
Пунктом 2.4 Методических указаний предусмотрено, что в рамках подготовки к государственной кадастровой оценке осуществляются в том числе сбор, обработка и учет (в случае если характеристики объекта недвижимости не изменялись) информации об объектах недвижимости, кадастровая стоимость которых была оспорена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 7.2 Методических указаний установлено, что определение кадастровой стоимости в рамках сравнительного подхода осуществляется одним из следующих способов (методов):
1) метод статистического (регрессионного) моделирования.
2) метод типового (эталонного) объекта недвижимости.
3) метод моделирования на основе удельных показателей кадастровой стоимости (УПКС).
4) метод индексации прошлых результатов.
Подпунктом 7.2.4 пункта 7.2 Методических указаний предусмотрено, что метод индексации прошлых результатов заключается в индексировании значений кадастровой стоимости зданий, сооружений, ОНС, помещений, машино-мест, установленных в результате предыдущей государственной кадастровой оценки.
Метод применяется в случае невозможности применения иных методов сравнительного подхода для зданий, сооружений, ОНС, помещений, машино-мест, по которым полностью отсутствуют характеристики, а также в случаях, предусмотренных пунктом 8.6 Указаний.
Согласно пункту 8.6 Методических указаний в качестве исходных данных для моделирования, а также для установления кадастровой стоимости возможно использовать результаты иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости (в том числе выполненных по заказу самих правообладателей данных объектов недвижимости), а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства, в целях повышения достоверности результатов определения кадастровой стоимости, с обязательной индексацией этих результатов на дату определения кадастровой стоимости.
Приведенные выше положения Методических указаний не содержат требований обязывающих использовать метод индексации прошлых результатов, при определении кадастровой стоимости на новый период. Данные положения допускают применения такого метода только в случае невозможности использования иных методов сравнительного подхода для объектов капитального строительства и в случаях, предусмотренных пунктом 8.6 Методических указаний.
Из представленных разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости от 31 мая 2023 года, усматривается, что при оценке спорного объекта капитального строительства применялся сравнительный подход, метод статистического (регрессивного) моделирования. Объект капитального строительства справедливо отнесен к подгруппе 6.1 - "Объекты административного и офисного назначения (основная территория)". При оценке спорных земельных участков применялся сравнительный подход, метод статистического (регрессивного) моделирования. Земельные участки справедливо отнесены к подгруппе 6.1 - адрес, предназначенные для размещения административных и офисных зданий (основная территория)".
Фактическое использование спорного объекта капитального строитель и земельных участков под размещение офисов подтверждается представленным в материалы заключением судебной оценочной экспертизы, проведенной в рамках административного дела N 3а-2059/2020, и по существу представителем административного истца не оспаривается.
Метод индексации прошлых результатов, в том числе с использованием результатов кадастровой стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, при определении оспариваемой кадастровой стоимости, не применялся, что соответствует положениям Методических указаний.
Таким образом, при определении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2021 года использовались достоверные сведения об объектах недвижимости, выбор метода оценки предоставлен законодателем органу, проводящему соответствующую оценку, следовательно, методологической ошибки при определении оспариваемой кадастровой стоимости Учреждением не допущено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в удовлетворении административного искового заявления адрес следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления адрес отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда М.Ю. Казаков
Решение изготовлено в окончательной форме 15 декабря 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.