Московский городской суд в составе председательствующего судьи Лоскутовой А.Е., при помощнике Добровольской А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "КФ "ТриКа" о признании незаконным решение ГБУ "Центр имущественных платежей" об отказе в перерасчете кадастровой стоимости объектов недвижимости, обязании исправить допущенные ошибки, -
УСТАНОВИЛ:
ООО "КФ "ТриКа" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения ГБУ "Центр имущественных платежей" от 05 июля 2023г. N319/23 об отказе в перерасчёте кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:06:0012001:1026, обязании ГБУ "Центр имущественных платежей" исправить ошибку в определении кадастровой стоимости здания с кадастровым номером 77:06:0012001:1026 в части отнесения его к оценочной группе 4.1 "Объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечений, включая объекты многофункционального назначения (основная территория)" и осуществить перерасчёт кадастровой стоимости здания с отнесением его к оценочной группе 3.1 "Объекты, предназначенные для хранения индивидуального транспорта", взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере сумма
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ООО "КФ "ТриКа" принадлежат на праве собственности, расположенные в нежилом здании, нежилое помещение и машиноместа. Распоряжением Департамента городского имущества адрес N51520 от 15 ноября 2021г. утверждены результаты кадастровой оценки объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2021г. Согласно утвержденным результатам кадастровая стоимость нежилого здания, расположенного по адресу: адрес, кадастровый номер 77:06:0012001:1026 определена в размере сумма
ООО "КФ "ТриКа" полагает, что кадастровая стоимость здания определена неверно, поскольку при ее определении объект недвижимости был отнесен к неверной оценочной группе 4.1 "Объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечений, включая объекты многофункционального назначения (основная территория)", тогда как фактически здание является многоэтажным гаражом-стоянкой (паркингом) и должно быть отнесено к оценочной группе 3.1 Объекты, предназначенные для хранения индивидуального транспорта".
13 июля 2023г. административный истец обратился в ГБУ "Центр имущественных платежей" с заявлением об исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости здания. Решением ГБУ "Центр имущественных платежей" от 05 июля 2023 г. N319/23 отказано в перерасчёте кадастровой стоимости.
Представитель ООО "КФ "ТриКа" фио в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ГБУ "Центр имущественных платежей" фио против удовлетворения заявленных требований возражал по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представитель ООО "Управляющая компания СТИК" фио заявленные требования поддержал.
Представитель Филиала ППК "Роскадастр" фио, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об отложении рассмотрения дела не просил.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела и предоставленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статье 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Частью 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ, бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
В силу требований пункта 13 статьи 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237 "О государственной кадастровой оценке", при рассмотрении заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, учитывается, что ошибкой также является допущенное при определении кадастровой стоимости искажение данных об объекте недвижимости, на основании которых определялась его кадастровая стоимость, в том числе:
1) неправильное определение условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта недвижимости, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное или ветхое состояние объекта недвижимости, степень его износа, нахождение объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории);
2) использование недостоверных сведений о характеристиках объекта недвижимости при определении кадастровой стоимости.
По итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявления и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости; об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено (часть 14 статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценке).
Согласно части 4 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ, по итогам рассмотрения обращения об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением могут быть приняты: 1) решение о пересчете кадастровой стоимости в связи с наличием технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости; 2) решение об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено.
Решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения обращения об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде и в случае принятия судом решения о признании решения об отказе в исправлении ошибок незаконным, бюджетное учреждение обеспечивает исправление таких ошибок в порядке, предусмотренном данной статьей (пункт 22 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ).
В судебном заседании установлено, что ООО "КФ "ТриКа" является собственником нежилых помещений, расположенных в нежилом здании, с кадастровым номером 77:06:0012001:1026, расположенного по адресу адрес. (л.д.53-57)
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 237-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 237-ФЗ, кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N 226 "Об утверждении Методических указаний о государственной кадастровой оценке" (далее - Методические указания N 226), действовавшим в период возникновения спорных правоотношений, были введены в действие соответствующие Методические указания, определяющие правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости, в том числе объектов капитального строительства, и предназначенные для определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации, наделенным полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости в силу прямого указания в части 2 статьи 3 Федерального закона N 237-ФЗ.
Согласно пункту 1.2 данных Методических указаний N 226 в случае подтверждения информации о фактическом использовании объекта недвижимости, соответствующем виду (видам) разрешенного использования, определенному (установленному) в отношении такого объекта недвижимости и содержащемуся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) по состоянию на дату определения кадастровой стоимости, на основании поданной в бюджетное учреждение декларации о характеристиках объекта недвижимости, форма которой утверждена приказом Минэкономразвития России от 4 июня 2019 года N 318 "Об утверждении порядка рассмотрения декларации о характеристиках объекта недвижимости, в том числе ее формы", для целей Указаний под видом использования понимается такое фактическое использование объекта недвижимости.
В иных случаях под видом использования понимаются вид (виды) разрешенного использования или назначение объекта недвижимости, определенные (установленные) в отношении такого объекта недвижимости и содержащиеся в ЕГРН по состоянию на дату определения кадастровой стоимости.
Согласно пункту 2.1 Методических указаний N 226 подготовка к проведению государственной кадастровой оценки включает в себя сбор и обработку информации, необходимой для определения кадастровой стоимости.
Для целей подготовки к проведению государственной кадастровой оценки уполномоченным в сфере проведения государственной кадастровой оценки органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивается предоставление сведений Единого государственной реестра недвижимости, а также сведений, содержащихся в учетно-технической документации (при наличии) (пункт 2.2 Методических указаний N 226).
Согласно пункту 5 статьи 11 Федерального закона N 237-ФЗ решение о проведении государственной кадастровой оценки принимается уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.
Распоряжением Департамента городского имущества адрес от 29 ноября 2018 года N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в адрес по состоянию на 01 января 2018 г." кадастровая стоимость указанного нежилого здании, с кадастровым номером 77:06:0012001:1026 на 01 января 2018г. утверждена в размере сумма (л.д.51)
Распоряжением Департамента городского имущества адрес от 15 ноября 2021 года N 51520 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в адрес по состоянию на 01 января 2021 года" кадастровая стоимость указанного нежилого здании, с кадастровым номером 77:06:0012001:1026 по состоянию на 01 января 2021г. утверждена в размере сумма (л.д.52)
Административный истец 13 июня 2023г. обратился в ГБУ "Центр имущественных платежей" с заявлениями об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:06:0012001:1026. (л.д.43-47)
Решением ГБУ "Центр имущественных платежей" от 5 июля 2023 года N 319/23 в перерасчете кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:06:0012001:1026 отказано. (л.д. 49-50)
Первоначально ООО "КФ "ТриКа" в порядке ст. 21 Федерального закона от 03 июля 2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" обратилось с заявлением от 06 марта 2023г. N 01-2397/23О об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:06:0012001:1026, связанных с некорректным отнесением объекта к оценочной подгруппе 4.1 и, как следствие, неверным расчетом кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 01.01.2021.
В силу п. 5 ст. 14 Федерального закона N 237-ФЗ бюджетное учреждение вправе запросить недостающую информацию, необходимую для определения кадастровой стоимости, у органов и организаций, в распоряжении которых имеется такая информация.
В ходе рассмотрения заявления ООО "КФ "ТриКа" административным ответчиком направлен запрос в адрес ГБУ "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" (далее ГБУ "МКМЦН") о необходимости проведения мероприятий по обследованию объекта недвижимости здания с кадастровым номером 77:06:0012001:1026 с целью определения его фактического использования в соответствии с приказом Департамента экономической политики и развития адрес, Департамента городского имущества адрес, Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости адрес от 2 июля 2020 года N 82-ПР/151/Г1Р-142/20 "Об утверждении порядка сбора и передачи государственному бюджетному учреждению адрес, осуществляющему полномочия, связанные с определением кадастровой стоимости, сведений о фактическом использовании объектов недвижимости для целей государственной кадастровой оценки".
Письмом ГБУ "МКМЦН" от 27 марта 2023 года N МКМЦН-ИСХ-1583/23 в адрес ГБУ "Центр имущественных платежей" направлена информация об обследовании нежилого здания с кадастровым номером 77:06:0012001:1026.
В соответствии с актом обследования от 22 марта 2023 года N 91201686/ОФИ ГКО о фактическом использовании объекта для целей государственной кадастровой оценки, 67, 81 % от общей площади здания используется для хранения автотранспорта и иного транспорта, 28, 54 % от общей площади здания используется для размещения объектов оптовой и розничной торговли, 3, 33 % от общей площади здания используется для размещения объектов технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования.
Из фототаблицы акта обследования усматривается, что в нежилом здании находится магазин, аптека, парковка.
Рассмотрев заявление административного истца, принято решение о перерасчете кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:06:0012001:1026 от 29 марта 2023г. N 173/23 на основании предоставленного ГБУ "МКМЦН" Акта о фактическом использовании объекта для целей государственной кадастровой оценки от 22 марта 2023 N 91201686/ОФИ ГКО с применением коэффициента экспликации 0, 5949837853 и кадастровая стоимость в результате пересчета составила сумма
Удельный показатель кадастровой стоимости объекта недвижимости рассчитан методом статистического моделирования с применением указанного коэффициента экспликации площадей по видам функционального назначения на основании предоставленной ГБУ "МКМЦН" информации. Коэффициент экспликации определялся путем соотношения стоимостей объекта недвижимости, рассчитанных с учетом различных видов функционального использования, с применением доли площади соответствующего функционального использования:
6 601, 81 кв.м адрес сумма/кв.м = сумма
3 088, 89 кв.м адрес сумма/кв.м = сумма
Средневзвешанный УПКС = сумма/кв. адрес основной группы = сумма/кв. адрес экспликации = средневзвешанный УПКС / УПКС основной группы = сумма/кв.м / сумма/кв.м = 0, 5949837853.
При определении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:06:0012001:1026 нежилое здание отнесено к оценочной группе 4 - "Объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечений, включая объекты многофункционального назначения", подгруппе 4.1 - "Объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечений, включая объекты многофункционального назначения (основная территория)".
Порядок установления кадастровой стоимости объектов недвижимости на дату проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в адрес по состоянию на 1 января 2020 года определялся приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N 226 "Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке".
В соответствии с п. 1.2 Методических указаний N 226 кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект. Под видом использования понимаются вид (виды) разрешенного использования или назначение объекта недвижимости, определенные (установленные) в отношении такого объекта недвижимости и содержащиеся в ЕГРН по состоянию на дату определения кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 1.8 Методических указаний N 226 при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости бюджетное учреждение исходит из того, что использование такого объекта недвижимости в соответствии с его разрешенным использованием и назначением может быть продолжено без нарушения требований законодательства.
Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости осуществляется на основе того из определенных (установленных) для него видов использования, который позволяет использовать его наиболее эффективно, что приводит к максимизации его стоимости.
Решение о пересчете кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:06:0012001:1026 от 29.03.2023 N 173/23 является действующим, административным истцом в судебном порядке не оспорено.
Административным истцом каких-либо достоверных сведений, свидетельствующих о необходимости отнесения спорного объекта недвижимости к иной оценочной группе, в том числе к группе 3 "Объекты для хранения автотранспорта", не представлено, правомерность отнесения спорного объекта к оценочной группе 4, подгруппе 4.1 не опровергнута.
Не могут быть приняты во внимание доводы административного истца о том, что решениями Московского городского суда от 30 сентября 2021г. N 3а-2310/2023, от 12 сентября 2022г. N 3а-3139/2022, от 08 февраля 2023г. N 3а-3545/2023 по административному иску о признании недействующим отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, нежилое здание с кадастровым номером77:06:0012001:1026 исключено из Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость
Указанными решениями давалась оценка о подтверждении использования помещений в здании для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания с учетом 20% критерия, установленного налоговым законодательством.
Между тем критерии отнесения зданий к объектам налогообложения, предусмотренные ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, и критерии отнесения земельных участков к оценочным группам не являются идентичными.
Так, основным критерием для отнесения объекта капитального строительства к объектам, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, является вид экономической деятельности, осуществляемый в таком здании, который должен быть связан с осуществлением самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, и который может быть установлен исходя из вида разрешенного использования земельного участка, поскольку владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с разрешенным видом использования и установленным для них целевым назначением.
При рассмотрении дел об обоснованности включения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, проверяется соответствие зданий, включенных к такой перечень, требованиям ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе, исходя из правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 года N 46-П, выяснению подлежит то обстоятельство, используется ли более 20% от общей площади помещений в зданиях, расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает различные способы их использования, в целях размещения офисных помещений, помещений бытового обслуживания, общественного питания и торговли.
Содержание оспариваемого решения соответствует положениям Федерального закона N 237-ФЗ, кадастровая стоимость определена в соответствии с Методическими указаниями, а также Учреждением соблюдены: требования статьи 7, статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ, устанавливающие компетенцию органа, наделенного государственными полномочиями, на принятие оспариваемого решения; требования статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ, устанавливающие порядок принятия оспариваемого решения и основания для принятия оспариваемого решения.
Исходя из толкования пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными принимается при установлении двух условий одновременно: решение, действие (бездействие) не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца. Таких условий, в ходе судебного разбирательства не установлено.
Учитывая вышеизложенное, суд не находит оснований для удовлетворении требований ООО "КФ "ТриКа" о признании незаконными решения ГБУ "Центр имущественных платежей" от 05 июля 2023г. N319/23 об отказе в перерасчёте кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:06:0012001:1026, обязании ГБУ "Центр имущественных платежей" исправить ошибку в определении кадастровой стоимости здания с кадастровым номером 77:06:0012001:1026 в части отнесения его к оценочной группе 4.1 "Объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечений, включая объекты многофункционального назначения (основная территория)" и осуществить перерасчёт кадастровой стоимости здания с отнесением его к оценочной группе 3.1 "Объекты, предназначенные для хранения индивидуального транспорта", взыскании расходов об оплате государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд, -
Решил:
В удовлетворении заявленных требований ООО "КФ "ТриКа" отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда А.Е. Лоскутова
Решение в окончательной форме изготовлено 28 декабря 2023г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.