Московский городской суд в составе председательствующего судьи Лоскутовой А.Е., при помощнике Добровольской А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кириллова Виталия Валерьевича о признании незаконным и отмене решения ГБУ "Центр имущественных платежей" об отказе в исправлении ошибок, обязании исправить допущенные ошибки, -
УСТАНОВИЛ:
Кириллов В.В. обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения ГБУ "Центр имущественных платежей" от 09 августа 2023г. N 369/23 об отказе в исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости; обязании исправить ошибки, допущенные при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости - жилого помещения (квартиры), с кадастровым номером 77:02:0022014:5836, расположенной по адресу: адрес.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ему на праве собственности принадлежит жилое помещение (квартира) с кадастровым номером 77:02:0022014:5836, общей площадью 96, 2 кв.м, расположенная по адресу: адрес. Кадастровая стоимость объекта недвижимости включена в Единый государственный реестр недвижимости на основании акта об определении кадастровой стоимости от 23 марта 2023г. NАОКС-77/2023/000064 в размере сумма, т.е. за 1 кв. метр сумма Кириллов В.В. от ГБУ "Центр имущественных платежей" получил разъяснения от 16 июня 2023 N РЗ-77/2023/000582, связанные с определением кадастровой стоимости, вместе с письмом от 16.06.2023 N 33-8-1581/23-(0)-1, согласно которым расчет кадастровой стоимости объекта недвижимости, закрепленный в акте от 23 марта 2023 N АОКС-77/2023/000064, осуществлялся путем отнесения объекта недвижимости к подгруппе 1.4. "Помещения" с применением сравнительного подхода и метода моделирования на основе удельных показателей кадастровой стоимости, в соответствии с которым удельный показатель кадастровой стоимости помещений принимался равным удельному показателю здания, в котором расположено данное помещение (подп. 5.4.7 и 5.4.8 разъяснений), при этом описание методологии и проведения оценки приведено в Отчете N 1/2021 об итогах государственной кадастровой оценки всех видов объектов недвижимости, в том числе земельных участков (категория земель - "земли населенных пунктов"), расположенных на территории адрес, по состоянию на 01 января 2021, размещенном в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - Отчет), для группировки объектов недвижимости группы 1 "Объекты многоквартирной жилой застройки", подгруппы 1.4 "Помещения" использовались данные о характеристиках объектов недвижимости, полученные от Росреестра и иных источников, в частности, информация о назначении (наименовании) объектов оценки.
Полная информация, с учетом допущений о группировке объектов недвижимости, представлена в разделе 3.3 на стр. 77-109 Тома 3 Отчета (подп. 5.4.6 разъяснений).
На обращение в адрес административного ответчика 18 июня 2023г, получен ответ в письме от 07 июля 2023 N 03-831/823-1, в котором дополнительно сообщено, что при применении метода моделирования на основе удельных показателей кадастровой стоимости для объекта недвижимости использовалось отнесение многоквартирного жилого дома, в котором находится объект недвижимости (здание по адресу: адрес, кадастровый номер 77:02:0022014:5724), к оценочной группе 1 "Объекты многоквартирной жилой застройки", подгруппе 1.3 "Объекты многоквартирной жилой застройки (здания элитного назначения)", а также предложено обратиться с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Кириллов В.В. 18 июля 2023г. обратился в ГБУ "Центр имущественных платежей" с заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, по результатам рассмотрения которого административным ответчика принято решение об отказе в пересчете кадастровой стоимости объекта недвижимости N 369/23, а именно отсутствие обоснования примененного метода моделирования на основе УПКС в рамках сравнительного метода согласно п. 45.3 Методических указаниях, примененный при определении УПКС метод оценки основан на ограниченных сведениях об отнесении здания с объектом недвижимости к зданию жилого назначения, которые использовались как полученные от органа государственного кадастрового учета для целей оценки бюджетным учреждением при определении значения кадастровой стоимости единицы площади как в здании ("Позднем здании"), так и в объекте недвижимости, которое согласно акту от 23 марта 2023г. составило сумма/кв.м при том, что для кадастрового квартала 77:02:0022014 установлены минимальное, среднее и максимальное значения в размере 174 193, 00, 192 114, 74 и сумма/кв.м.
Отнесение двух зданий к разным подгруппам оценочной группы 1 "Объекты многоквартирной жилой застройки", а именно к подгруппе 1.1 "Объекты многоквартирной жилой застройки" и подгруппе 1.3 "Объекты многоквартирной жилой застройки (здания элитного назначения)" соответственно, в рамках которой для первой подгруппы кадастровая стоимость единицы площади здании определена 01 сентября 2022г. (по состоянию на 22 августа 2022г.) в размере сумма/кв. м, для второй подгруппы кадастровая стоимость единицы площади здании определена 23.03.2023 (по состоянию на 22 февраля 2023г.) в размере сумма/кв. м, т.е. с разницей в 92, 12 % (396418, 7/206340, 11*100-100), осуществлено административным ответчиком произвольно. Два здания построены в качестве 1 и 2 этапа единого строительного проекта создания жилого комплекса, как это следует из разрешений на ввод объектов в эксплуатацию от 28 июля 2022г. N 77-1740000-010864-2022 и от 16 февраля 2023г. N 77-02-011283-2023, одним застройщиком (ООО "Промсоюз") на одном земельном участке (с кадастровым номером 77:02:0022014:2) с разницей в 6, 5 мес, к тому же у "раннего здания" эксплуатационные характеристики выше, а именно класс энергетической эффективности "А+" (Очень высокий) против класса "А" (Высокий) у "Позднего здания", в "Раннем здании" присутствуют 3-комнатные и 4-комнатные квартиры повышенного комфорта (2 ед. и 6 ед. соответственно) при отсутствии характеристик повышенного комфорта в квартирах "позднего здания", материалы стен и перекрытий как характеристика физических качеств двух зданий одинаковы - монолитные, железобетонные, из мелких блоков и монолитный железобетон соответственно.
Для целей проверки сопоставимости выбранных способов проведения оценки выбрано здание в одном жилом комплексе со зданием, в котором находится объект недвижимости, ниже в таблице приведены расчеты кадастровой стоимости двух идентичных по основной характеристике (площади) жилых помещений (квартир), произведенных административным ответчиком с разницей менее, чем в 7 месяцев, в течение срока действия единого Отчета: кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 77:02:0022014:4890 по адресу: адрес по состоянию на 01 сентября 2022г. составляет сумма, тогда как кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 77:02:0022014:5836 по адресу: адрес по состоянию на 23 марта 2023г. определена в размере сумма, что свидетельствуют о неустранимых ошибках в использованных административным ответчиком методах оценки и их применении.
Административный истец полагает, что принятое ГБУ "Центр имущественных платежей" решение от 09 августа 2023г. принято с нарушением методологии и правил для определения данной группы объектов недвижимости, которые определены для этих целей в качестве обязательных к применению в Отчете и Методических указаниях о государственной кадастровой оценке, Административный истец в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ГБУ "Центр имущественных платежей" фио против удовлетворения заявленных требований возражал по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представитель Филиала ППК "Роскадастр" по Москве, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об отложении рассмотрения дела не просил.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела и предоставленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статье 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и гражданами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Частью 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ, бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
В силу требований пункта 13 статьи 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237 "О государственной кадастровой оценке", при рассмотрении заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, учитывается, что ошибкой также является допущенное при определении кадастровой стоимости искажение данных об объекте недвижимости, на основании которых определялась его кадастровая стоимость, в том числе:
1) неправильное определение условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта недвижимости, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное или ветхое состояние объекта недвижимости, степень его износа, нахождение объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории);
2) использование недостоверных сведений о характеристиках объекта недвижимости при определении кадастровой стоимости.
По итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявления и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости; об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено (часть 14 статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценке).
Согласно части 4 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ, по итогам рассмотрения обращения об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением могут быть приняты: 1) решение о пересчете кадастровой стоимости в связи с наличием технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости; 2) решение об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено.
Решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения обращения об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде и в случае принятия судом решения о признании решения об отказе в исправлении ошибок незаконным, бюджетное учреждение обеспечивает исправление таких ошибок в порядке, предусмотренном данной статьей (пункт 22 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ).
В судебном заседании установлено, что Кириллов В.В. является собственником жилого помещения (квартиры) с кадастровым номером 77:02:0022014:5836, общей площадью 96, 2 кв.м, расположенной по адресу: адрес. Указанное помещение поставлено на кадастровый учет 22 февраля 2023г. (л.д.15-28)
Указанная квартира расположена в здании с кадастровым номером 77:02:0022014:5724 по адресу адрес, дата постановки здания на кадастровый учет - 22 февраля 2023г.
На основании Акта от 23 марта 2023 N АОКС-77/2023/000064 кадастровая стоимость жилого помещения (квартиры) с кадастровым номером 77:02:0022014:5836 определена в размере сумма (л.д.29)
Административный истец обратился в ГБУ "Центр имущественных платежей" с заявлением о предоставлении разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:02:0022014:5836.
Административным ответчикам 16 июня 2023г. даны разъяснения, согласно которым кадастровая стоимость объект недвижимости с кадастровым номером 77:02:0022014:5836 по состоянию на 01 января 2021г. определена путем его отнесения к оценочной группе 1 - "Объекты многоквартирной жилой застройки", подгруппе 1.4 - "Помещения" в рамках сравнительного подхода на основе метода моделирования на основе удельных показателей кадастровой стоимости (здание, кадастровый квартал, кадастровый район, субъект РФ) объектов недвижимости, отнесенных в подгруппы 1.1, 1.2, 1.3, 1.5, 1.7, 1.8. (л.д.30-36)
Кириллов В.В. обратился в ГБУ "Центр имущественных платежей" с заявлениями об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости жилого помещения.
Решением ГБУ "Центр имущественных платежей" от 09 августа 2023 года N 369/2023 в перерасчете кадастровой стоимости жилого помещения с кадастровым номером 77:02:0022014:5836 отказано, поскольку ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости, не выявлено. (л.д.40-41)
Приказом Департамента городского имущества адрес от 15.01.2020 года N 5 "О проведении государственной кадастровой оценки в 2020 году" с учетом изменений, внесенных приказом Департамента городского имущества адрес от 24.07.2020 года N 166 "О внесении изменений в приказ Департамента от 15.01.2020 N 5", принято решение о проведении в 2021 году государственной кадастровой оценки всех видов объектов недвижимости, в том числе земельных участков, расположенных на территории адрес.
В соответствии с частью 10 статьи 11 Федерального закона N 237-ФЗ Публично-правовая компания, созданная в соответствии с Федеральным законом "О публично-правовой компании "Роскадастр" (далее - публично-правовая компания) в течение двадцати рабочих дней со дня размещения органом регистрации прав копии решения о проведении государственной кадастровой оценки в фонде данных государственной кадастровой оценки формирует и бесплатно предоставляет в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком формирования и предоставления перечней объектов недвижимости предварительный перечень объектов недвижимости, предусмотренных решением о проведении государственной кадастровой оценки.
В отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами 77:02:0022014:5836, 77:02:0022014:5724, 77:02:0022014:4890, 77:02:0022014:4149 государственная кадастровая оценка в рамках тура в 2021 году не проводилась, поскольку указанные объекты поставлены на государственный кадастровый учет в 2022 и 2023 годах и не были включены в перечень объектов недвижимости для целей определения кадастровой стоимости в рамках тура государственной кадастровой оценки в 2021 году.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона N 237-ФЗ определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона N 237-ФЗ публично-правовая компания в течение трех рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости формирует и направляет в бюджетное учреждение такие сведения в соответствии с порядком формирования и предоставления перечней объектов недвижимости.
Письмом от 26 августа 2022 N 2.15-/0122-ГБУ/22 из филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве в адрес Учреждения поступила информация о совершении в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами 77:02:0022014:4149, 77:02:0022014:4890 учетно-регистрационных действий 22.08.2022.
В силу части 4 статьи 16 Федерального закона N 237-ФЗ определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящей статьей, осуществляется в течение десяти рабочих дней со дня поступления в бюджетное учреждение сведений об объекте недвижимости, направленных публично-правовой компанией, за исключением случая определения кадастровой стоимости в соответствии с частью 5 настоящей статьи.
Во исполнение вышеуказанных положений закона, ГБУ "Центр имущественных платежей" определило кадастровую стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами 77:02:0022014:4149, 77:02:0022014:4890 по состоянию на 01.01.2021 (дата применения с 22.08.2022) в размере сумма и сумма соответственно и направило в адрес филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве акт об определении кадастровой стоимости от 01 сентября 2022г. N АОКС-77/2022/000182.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 77:02:0022014:4149 по состоянию на 01 января 2021г. определена путем его отнесения к оценочной группе 1 - "Объекты многоквартирной жилой застройки", подгруппе 1.1 - "Объекты многоэтажной многоквартирной жилой застройки (основная территория)" в рамках сравнительного подхода на основе метода статистического (регрессионного) моделирования.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 77:02:0022014:4890 по состоянию на 01 января 2021г. определена путем его отнесения к оценочной группе 1 - "Объекты многоквартирной жилой застройки", подгруппе 1.4 - "Помещения" в рамках сравнительного подхода на основе метода моделирования на основе удельных показателей кадастровой стоимости (здание, кадастровый квартал, кадастровый район, субъект РФ) объектов недвижимости, отнесенных в подгруппы 1.1, 1.2, 1.3, 1.5, 1.7, 1.8.
Письмом от 27 февраля 2023 N 2.15-/0033-ГБУ/23 из филиала ППК "Роскадастр" по Москве в адрес Учреждения поступила информация о совершении в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:02:0022014:5724 учетно-регистрационных действий 22 февраля 2023г.
Учреждение определило кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 77:02:0022014:5724 по состоянию на 01 января 2021г, дата применения с 22 февраля 2023г. в размере сумма и направило в адрес филиала ППК "Роскадастр" по Москве Акт об определении кадастровой стоимости от 03 марта 2023г. N АОКС-77/2023/000051.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 77:02:0022014:5724 по состоянию на 01 января 2021г. определена путем его отнесения к оценочной группе 1 - "Объекты многоквартирной жилой застройки", подгруппе 1.3 - "Объекты многоквартирной жилой застройки (здания элитного назначения)" в рамках сравнительного подхода на основе метода статистического (регрессионного) моделирования.
Письмом от 14 марта 2023г. N 2.15-/0042-ГБУ/23 из филиала ППК "Роскадастр" по Москве в адрес Учреждения поступила информация о совершении в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:02:0022014:5836 учетно-регистрационных действий 22 февраля 2023г. Учреждение определило кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 77:02:0022014:5836 по состоянию на 01 января 2021г, дата применения с 22 февраля 2023г. в размере сумма и направило в адрес филиала ППК "Роскадастр" по Москве Акт об определении кадастровой стоимости от 23 марта 2023г. N АОКС-77/2023/000064.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 77:02:0022014:5836 по состоянию на 01 января 2021г. определена путем его отнесения к оценочной группе 1 - "Объекты многоквартирной жилой застройки", подгруппе 1.4 - "Помещения" в рамках сравнительного подхода на основе метода моделирования на основе удельных показателей кадастровой стоимости (здание, кадастровый квартал, кадастровый район, субъект РФ) объектов недвижимости, отнесенных в подгруппы 1.1, 1.2, 1.3, 1.5, 1.7, 1.8.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 237-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки.
Приказом Росреестра от 4 августа 2021 г. N П/0336 утверждены Методические указания о государственной кадастровой оценке (далее - Методические указания), определяющие правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости, в том числе земельных участков и предназначенные для определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации, наделенного полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости в силу прямого указания подп. 2 пункта 1 статьи 3 Федерального закона N 237-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 Методический указаний кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета имущественных прав на данный объект, кроме права собственности.
В силу пункта 3 Методический указаний при определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости. При невозможности применения методов массовой оценки определение кадастровой стоимости осуществляется в рамках индивидуального расчета в отношении объектов недвижимости в соответствии с пунктом 49 Указаний.
Для моделирования стоимости может быть использована методология любого из подходов к оценке (совокупность методов (последовательность процедур, позволяющая на основе существенной (оказывающей влияние на величину кадастровой стоимости) для данного метода информации определить стоимость объекта недвижимости в рамках одного из подходов к оценке), объединенных общей методологией): затратного, сравнительного или доходного. Выбор подхода или обоснованный отказ от его использования осуществляется исходя из особенностей вида разрешенного использования, назначения или наименования объектов недвижимости, а также достаточности и достоверности располагаемой рыночной информации, которые определяются по итогам анализа рынка недвижимости. Выбор подходов и методов, используемых для определения кадастровой стоимости, должен быть обоснован. Применение методов массовой оценки для целей Указаний предполагает определение кадастровой стоимости путем группирования объектов недвижимости. При проведении массовой оценки используются сравнительный, и (или) затратный, и (или) доходный подходы к оценке.
Довод административного истца о необходимости применения среднего значения УПКС в рамках сравнительного подхода для определения кадастровой стоимости жилого помещения с кадастровым номером 77:02:0022014:5836 в рамках оценочной подгруппы 1.4 основан на неверном толковании положений Отчета ГКО и Методических указаний по следующим основаниям.
Описание методологии и процесса оценки объектов недвижимости, отнесенных в оценочную подгруппу 1.4, по состоянию на 01 января 2021г. приведено в разделах 3.6 тома 3 Отчета N 1/2021 "Об итогах государственной кадастровой оценки всех видов объектов недвижимости, в том числе земельных участков (категория земель - "земли населенных пунктов"), расположенных на территории адрес, по состоянию на 01 января 2021г." (далее - Отчет ГКО), и 3.7.1.4 Тома 4 Отчета ГКО.
Согласно таблице 3-43 на стр. 148 Тома 3 Отчета ГКО расчет кадастровой стоимости объектов, включенных в подгруппу 1.4, осуществлялся в рамках сравнительного подхода с применением метода моделирования на основе удельных показателей кадастровой стоимости (здание, кадастровый квартал, кадастровый район, субъект РФ) объектов недвижимости, отнесенных в подгруппы 1.1, 1.2, 1.3, 1.5, 1.7, 1.8.
В разделе 3.7.1.4 Тома 4 Отчета ГКО закреплено, что на основании анализа рынка объектов жилой недвижимости можно сделать вывод о том, что величина удельной стоимости одного квадратного метра квартир (помещений) в здании практически равнозначна для всех помещений, расположенных в одном здании.
Кадастровая стоимость определена для зданий, в которых располагаются встроенные помещения (квартиры), определение кадастровой стоимости для помещений осуществлялось на базе метода УПКС, в соответствии с которым удельный показатель кадастровой стоимости помещений принимался равным удельному показателю здания, в котором расположено данное помещение (удельному показателю родительского объекта).
Кадастровая стоимость помещений может быть определена с использованием следующей формулы: КС = УПКС * S * Корректировка на этаж расположения, где КС - кадастровая стоимость объектов оценки; УПКС - удельный показатель кадастровой стоимости здания соответствующего назначения, в котором расположено помещение; S - площадь объекта оценки.
При расчете кадастровой стоимости жилого помещения с кадастровым номером 77:02:0022014:5836 по состоянию на 01 января 2021г. удельный показатель кадастровой стоимости жилого помещения принимался равным удельному показателю здания с кадастровым номером 77:02:0022014:5724, в котором расположено данное помещение: КС помещения с КН 77:02:0022014:5836 = 396 418, 70 (УПКС здания с КН 77:02:0022014:5724) * 96, 2 кв.м. = сумма
Аналогичная последовательность процедуры оценки была применена при расчете кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:02:0022014:4890: КС помещения с КН 77:02:0022014:4890 = 206 340, 11 (УПКС здания с КН 77:02:0022014:4149) * 96, 2 кв.м. = сумма
Методическими указаниями установлено, что определение кадастровой стоимости зданий, сооружений, ОНС, помещений, машино-мест осуществляется с использованием методов, предусмотренных Указаниями, или методов определения стоимости объектов недвижимости, использование которых должно быть обосновано, с обоснованием отказа от использования изложенных в Указаниях методов.
В соответствии с положениями Методических указаний обоснование применения метода моделирования на основе УПКС в рамках сравнительного подхода для определения кадастровой стоимости помещений, отнесенных к оценочной подгруппе 1.4, в том числе обоснование отказа от использования иных подходов к оценке объектов недвижимости данной оценочной подгруппы содержатся в разделе 3.7.1.4 Тома 4 Отчета ГКО.
Минимальное, среднее и максимальное значения УПКС для объектов недвижимости всех оценочных групп рассчитаны в рамках проведения тура государственной кадастровой оценки в 2021 году при учете стоимости объектов недвижимости, включенных в перечень объектов недвижимости для целей определения кадастровой стоимости, направленных в адрес Учреждения в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 237-ФЗ.
Средние значения УПКС при проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости с учетом отнесения к оценочной подгруппе 1.4 не используются, поскольку в разделе 3.1.8 Тома 3 Отчета ГКО, посвященного обоснованию использованных при определении кадастровой стоимости моделей с описанием их структуры, установлено, что в составе оценочной группы 1 определение кадастровой стоимости проводилось через определение среднего УПКС по кварталу / району / городу только для объектов недвижимости, отнесенных ГБУ "Центр имущественных платежей" к оценочным подгруппам 1.5 "Объекты с неполными характеристиками" и 1.6 "Объекты незавершенного строительства".
В разделе 3.7.1.4 Тома 4 Отчета содержится положение, согласно которому кадастровая стоимость помещения определяется путем умножения среднего значения УПКС объектов оценки соответствующего назначения по кадастровому кварталу, в котором расположено помещение, на его площадь в случае, если оценка здания, в котором расположено оцениваемое встроенное помещение, не проводилась.
Отнесение двух многоквартирных домов, в которых расположены жилые помещения с кадастровыми номерами 77:02:0022014:5836 и 77:02:0022014:4890, к разным оценочным подгруппам (1.1 и 1.3) осуществлено не произвольно, а на основании имеющихся сведений на момент поступления из филиала ППК "Роскадастр" по Москве соответствующих перечней объектов недвижимости для определения кадастровой стоимости в порядке ст. 16 Федерального закона N 237-ФЗ.
На момент проведения расчета кадастровой стоимости в рамках ст. 16 Федерального закона N 237-ФЗ (сентябрь 2022 года) источники, на основании которых объект недвижимости с кадастровым номером 77:02:0022014:4149 мог быть отнесен к подгруппе 1.3 "Объекты многоквартирной жилой застройки (здания элитного назначения)" не были установлены.
На момент проведения расчета кадастровой стоимости в рамках ст. 16 Федерального закона N 237-ФЗ (март 2023 года) использовались внешние источники информации, актуальные на дату внесения сведений в ЕГРН: - информация о рыночных ценах предложений; - информация о жилом комплексе, официально публикуемая застройщиком в Единой информационной системе жилищного строительства; - экспертная оценка по внешнему виду объекта и его описанию и пр.
Методические указания не содержат критерии выделения оценочных подгрупп 1.1 и 1.3, поскольку группировка объектов недвижимости при определении кадастровой стоимости проводится бюджетным учреждением.
Необходим указать, что выбор метода оценки, результата иной оценки, применяемых при расчете, предоставлен законодателем органу, проводящему соответствующую оценку, что не нарушает принципов государственной кадастровой оценки, предусмотренных ст. 4 Федерального закона N 237-ФЗ.
Содержание оспариваемого решения соответствует положениям Федерального закона N 237-ФЗ, кадастровая стоимость определена в соответствии с Методическими указаниями, а также Учреждением соблюдены: требования статьи 7, статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ, устанавливающие компетенцию органа, наделенного государственными полномочиями, на принятие оспариваемого решения; требования статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ, устанавливающие порядок принятия оспариваемого решения и основания для принятия оспариваемого решения.
Исходя из толкования пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными принимается при установлении двух условий одновременно: решение, действие (бездействие) не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца. Таких условий, в ходе судебного разбирательства не установлено.
Учитывая вышеизложенное, суд не находит оснований для удостоверения требований фио о признании незаконным и отмене решения ГБУ "Центр имущественных платежей" от 09 августа 2023г. N 369/23 об отказе в исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости; обязании исправить ошибки, допущенные при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости - жилого помещения (квартиры), с кадастровым номером 77:02:0022014:5836, расположенной по адресу: г.Москва, адрес.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд, -
Решил:
В удовлетворении заявленных требований Кириллова Виталия Валерьевича отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда А.Е. Лоскутова
Решение в окончательной форме изготовлено 12 января 2024г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.