Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника Центральной энергетической таможни ФТС России на постановление Хамовнического районного суда города Москвы от 23.11.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ в отношении Майорова Александра Викторовича, которым Майоров А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1/2 от таможенной стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения, что составляет сумма Вещественные доказательства: алкогольные напитки - соджу, объемом 360 мл - 88 стеклянных бутылок; алкогольный напиток - пиво, торговой марки " ... " объемом 375 мл - 48 жестяных банок - вернуть законному владельцу по вступлении постановления в законную силу,
УСТАНОВИЛ:
19.08.2022 начальником отдела административных расследований ЦЭТ ФТС России в отношении фио составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.16.2 КоАП РФ, материалы в переданы для рассмотрение в Хамовнический районный суд г.Москвы, судьей которого вынесено вышеназванное постановление.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, заместитель начальника Центральной энергетической таможни ФТС России фио просит об отмене постановления суда, изменении вида назначенного наказания на конфискацию изъятых незадекларированных товаров.
В судебное заседание Майоров А.В. не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, ходатайства об отложении слушания не заявлял. Руководствуясь положениями ст.25.4 КоАП РФ суд считает возможным рассмотреть дело без его участия.
Заместитель начальника Центральной энергетической таможни ФТС России фио надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, ходатайства об отложении слушания не заявлял. Руководствуясь положениями КоАП РФ, суд считает возможным рассмотреть дело без его участия.
Допрошенный в суде второй инстанции представитель ЦЭТ ФТС России фио поддержал доводы жалобы, указал, что изъятые в ходе проведения таможенного досмотра алкогольные напитки - соджу, объемом 360 мл - 88 стеклянных бутылок; алкогольный напиток - пиво, торговой марки "... " объемом 375 мл - 48 жестяных банок находятся на ответственном хранении в ФТС России.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к выводу о наличии оснований для изменения обжалуемого судебного постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения фио к административной ответственности) недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 этого Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Пунктом 1 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза определено, что товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Главой 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза урегулированы особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза товаров для личного пользования.
Согласно пункту 6 статьи 256 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза независимо от критериев, указанных в пункте 4 этой статьи, к товарам для личного пользования не относятся, в частности, категории товаров, определяемые Комиссией.
В соответствии с пунктом 7 статьи 256 данного Кодекса в отношении перемещаемых через таможенную границу Союза физическими лицами товаров, не отнесенных в соответствии с названной главой к товарам для личного пользования, положения этой главы не применяются. Такие товары подлежат перемещению через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены иными главами указанного Кодекса.
Как следует из пункта 1 статьи 257 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза может применяться система двойного коридора.
Применение системы двойного коридора предусматривает самостоятельный выбор физическим лицом, следующим через таможенную границу Союза, соответствующего коридора ("красного" или "зеленого") для совершения (несовершения) таможенных операций, связанных с таможенным декларированием товаров для личного пользования. Пересечение физическим лицом линии входа (въезда) в "зеленый" коридор является заявлением физического лица об отсутствии товаров, подлежащих таможенному декларированию (пункты 2, 3 статьи 257 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
Из материалов дела усматривается, что 30.04.2022 должностными лицами Службы в адрес пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю осуществлен пограничный контроль при оформлении на прибытие из Республики Корея в Российскую Федерацию танкера "Залив Восток" (ИМО 9237711).
В рамках проведения пограничного контроля судна "Залив Восток" в офисе капитана под кроватью обнаружены алкогольные напитки в ассортименте. Алкогольные напитки упакованы в заводские картонные коробки, общим количеством 88 бутылок "соджу" (объемом 360 мл каждая) и 48 жестяных банок пива торговой марки "... " (объемом 375 мл каждая).
Указанный товар не был заявлен ни в письменной, ни в устной формах и не задекларирован по установленной таможенным законодательством ЕАЭС форме. В ходе осуществления пограничного контроля, а именно опрос членов экипажа, было установлено, что обнаруженный товар принадлежит капитану судна "Залив Восток" - Майорову А.В.
Согласно заключения эксперта ЦЭКТУ ФТС России от 26.07.2022 N 12411002/0014837, товар, направленный на экспертизу, представляет собой "водка корейская Соджу" (ликероводочное изделие) и "пиво корейское... " (пивной напиток). Данный товар не имеет признаков потребления. Рыночная стоимость товаров, явившихся предметом административного правонарушения, на рынке РФ по состоянию на 30.04.2022, составляет сумма.
Таким образом установлено, что Майоровым А.В. не были задекларированы по установленной форме товары, подлежащие таможенному декларированию, в связи чем его действия квалифицированы по ч.1 ст.16.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина фио в его совершении подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: определением о возбуждении дела и проведении административного расследования от 21.06.2022; протоколом изъятия вещей и документов от 30.04.2022; объяснениями гражданина фио от 30.04.2022, заявлением от 27.06.2022, 16.08.2022, заключением эксперта ЦЭКТУ ФТС России от 26.07.2022 N 12411002/0014837; протоколом об административном правонарушении, в котором изложено существо правонарушения и другими материалами дела.
Представленные доказательства обоснованно признаны допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судьей установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Действия Майорова А.В. квалифицированы по ч.1 ст.16.2 КоАП РФ правильно, т.к. он, допустил недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, оснований не доверять сведениям, указанным в них, не имеется.
В соответствии с ч. 3 ст. 256 ТК ЕАЭС количественные и качественные критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования, определяются Комиссией.
Пунктом ч. 1 ст. 1 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года N 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования" установлены категории товаров, не относящихся к товарам для личного пользования, определяются по перечню согласно приложению N 6, а именно Табак и табачные изделия в количестве более 200 сигарет, или 50 сигар (сигарилл), или сумма табака, или указанные изделия в ассортименте общим весом более 250 г, перемещаемые лицом, достигшим 18-летнего возраста.
В соответствии с ч. 5 ст. 256 ТК ЕАЭС в отношении перемещаемых через таможенную границу Союза физическими лицами товаров, не отнесенных в соответствии с настоящей главой к товарам для личного пользования, положения настоящей главы не применяются.
На основании пунктов 1-3 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом. Таможенное декларирование осуществляется в электронной форме.
Согласно пунктам 1 и 5 статьи 105 ТК ЕАЭС при таможенном декларировании применяются следующие виды таможенной декларации: декларация на товары; транзитная декларация; пассажирская таможенная декларация; декларация на транспортное средство. Формы таможенной декларации, структуры и форматы электронной таможенной декларации и электронных видов таможенной декларации на бумажном носителе и порядки их заполнения определяются Комиссией в зависимости от видов таможенной декларации, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, таможенных процедур, категорий товаров, лиц, их перемещающих через таможенную границу Союза.
В соответствии со ст.ст. 83, 84 ТК ЕАЭС декларантами товаров, помещаемых под таможенные процедуры, может выступать лицо государства-члена: являющееся стороной сделки с иностранным лицом, на основании которой товары перемещаются через таможенную границу Союза; от имени и (или) по поручению которого заключена сделка, указанная в абзаце втором настоящего подпункта; имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, - если товары перемещаются через таможенную границу Союза не в рамках сделки, одной из сторон которой является иностранное лицо; являющееся стороной сделки, заключенной с иностранным лицом или с лицом государства-члена в отношении иностранных товаров, находящихся на таможенной территории Союза, которое обязано произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с настоящим Кодексом; соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом. Декларант вправе осуществлять действия предусмотренные пунктом 1 статьи 84 ТК ЕАЭС, в том числе вправе поручить совершение от своего имени таможенных операций по таможенному оформлению товаров таможенному представителю, который обладает теми же правами, что и уполномочивающее его лицо.
В соответствии с пунктом 25 статьи 2 ТК ЕАЭС незаконное перемещение товаров через таможенную границу Союза это - перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 настоящего Кодекса должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 256 ТК ЕАЭС отнесение товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом исходя из: 1) заявления физического лица о перемещаемых через таможенную границу Союза товарах в устной форме или в письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации; 2) характера и количества товаров; 3) частоты пересечения физическим лицом таможенной границы Союза и (или) перемещения товаров через таможенную границу Союза этим физическим лицом или в его адрес.
В соответствии с пунктом 5-7 статьи 256 ТК ЭАЭС количественные характеристики критериев, указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 4 настоящей статьи, и (или) дополнительные критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования определяются Комиссией, а именно Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 N 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования". Пунктом 9 статьи 256 ТК ЕАЭС установлено, что Комиссия на основании актов, входящих в право Союза, устанавливающих запреты и ограничения, формирует сводный перечень товаров для личного пользования, в отношении которых при перемещении через таможенную границу Союза подлежат соблюдению запреты и ограничения, и обеспечивает его размещение на официальном сайте Союза в сети "Интернет".
В связи с указанным выводы судьи о виновности фио в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемом постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
Административное наказание Майорову А.В. назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершённого правонарушения и является справедливым.
Оснований для изменения постановления в части конфискации незадекларированных товаров у суда не имеется, поскольку санкция ч.1 ст.16.2 КоАП РФ предусматривает возможность назначения административного штрафа на граждан без конфискации. При этом ухудшение положения привлекаемого к административной ответственности при апелляционном рассмотрении дела не допускается.
Вместе с тем постановление суда подлежит изменению, поскольку суд, вынося постановление, и, возвращая алкогольную продукцию без маркировки ее владельцу, не учел, что оборот алкогольной продукции без маркировки запрещен пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции". В отношении изъятых товаров, являющихся предметом административного правонарушения, не имевших без маркировки, следовало принять решение об их уничтожении.
Таким образом изъятая у фио ввезенная алкогольная продукция, согласно списку, изложенному в резолютивной части решения, не могла быть конфискована, т.е. обращена в Федеральную собственность, но при этом она подлежит уничтожению, как изъятая из оборота.
В силу ст. 25 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
1. В целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также незаконного использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат:
1) этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются:
с нарушением требований к маркировке алкогольной продукции, установленных статьей 12 настоящего Федерального закона, или с маркировкой поддельными марками;
2. Изъятые этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, указанные в подпунктах 1 - 3, 8 и 9 пункта 1 настоящей статьи, а также сырье, полуфабрикаты, производственная, транспортная, потребительская тара (упаковка), этикетки, средства укупорки потребительской тары, используемые для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральные специальные марки и акцизные марки (в том числе поддельные) для маркировки алкогольной продукции, указанные в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, подлежат вывозу и хранению вне места изъятия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Изъятые или конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, указанные в подпунктах 1 - 3, 8 и 9 пункта 1 настоящей статьи и (или) явившиеся предметом административного правонарушения, а также сырье, полуфабрикаты, производственная, транспортная, потребительская тара (упаковка), этикетки, средства укупорки потребительской тары, используемые для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральные специальные марки и акцизные марки (в том числе поддельные) для маркировки алкогольной продукции, указанные в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, подлежат вывозу и уничтожению или уничтожению по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, изъятые или конфискованные этиловый спирт и спиртосодержащая продукция, указанные в подпунктах 1 - 3, 8 и 9 пункта 1 настоящей статьи и (или) явившиеся предметом административного правонарушения, направляются на переработку и (или) использование.
Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" разработаны Правила, устанавливающие порядок уничтожения по решению суда изъятых или конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в подпунктах 1 - 3, 8 и 9 пункта 1 статьи 25 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и (или) явившихся предметом административного правонарушения, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, обращенных в федеральную собственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - продукция), а также сырья, полуфабрикатов, производственной, транспортной, потребительской тары (упаковки), этикеток, средств укупорки потребительской тары, используемых для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральных специальных марок и акцизных марок (в том числе поддельных) для маркировки алкогольной продукции, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 25 Федерального закона (далее - предметы).
Уничтожение продукции и (или) предметов осуществляются акционерным обществом "Росспиртпром".
Иных нарушений норм материального и процессуального права, в том числе права на защиту, влекущих отмену обжалуемого постановления судьи районного суда, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.8, 30.9 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление судьи Хамовнического районного суда города Москвы от 23.11.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ в отношении Майорова Александра Викторовича изменить, указать, что изъятые по протоколу изъятия от 30.04.2022 в ходе проведения таможенного досмотра судна "Залив Восток" алкогольные напитки - соджу, объемом 360 мл - 88 стеклянных бутылок; алкогольный напиток - пиво, торговой марки "... " объемом 375 мл в количестве 48 жестяных банок, иностранного производства без маркировки - уничтожить.
В остальной части постановление Хамовнического районного суда города Москвы от 23.11.2022 оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.