Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "СВК" ФИО2 на вступившее в законную силу определение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 03.04.2023 N12-128/2023, вынесенное по разрешению вопроса, связанного с исполнением постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи Катаевского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми от 25.09.2017 N5-1451/2017, оставленным без изменения решением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 04.12.2017 N12-2013/2013, ООО "СВК" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 000 рублей.
Определением мирового судьи Катаевского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми от 16.12.2022 N5-1451/2017 удовлетворено заявление судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Коми, заменен взыскатель по исполнительному производству N43370/20/11022-ИП с прокуратуры Республики Коми на Управление Федеральной службы судебных приставов России по Республике Коми.
Определением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 03.04.2023 N12-128/2023 вышеуказанное определение мирового судьи отменено, заявление судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Коми о замене стороны взыскателя по исполнительному производству N43370/20/11022-ИП с прокуратуры Республики Коми на УФССП по Республике Коми оставлено без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, защитник ООО "СВК" ФИО2 ставит вопрос об отмене определения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 03.04.2023 N12-128/2023, возвращении дела на новое рассмотрение.
Одновременно указанным лицом заявлено ходатайство о восстановлении срока обжалования судебного акта, которое разрешению не подлежит, так как нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлен срок для подачи жалобы на вступившие в законную силу постановление и (или) решения по делу об административном правонарушении.
Прокурор города Сыктывкара Республики Коми, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче жалобы на указанный выше судебный акт, в установленный срок возражений на нее не направил.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы и дополнений к ней, возражений, позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с частью 1 статьи 31.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами.
Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению в полном объеме с момента его вступления в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.3 и 1.3-1 статьи 32.2 настоящего Кодекса (часть 2 статьи 31.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Порядок рассмотрения вопросов, связанных с исполнением судебных постановлений, вынесенных по делам об административных правонарушениях, определен статьей 31.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела следует, что 22.08.2017 исполняющим обязанности прокурора города Сыктывкара вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.28 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в отношении ООО "СВК".
Постановлением мирового судьи Катаевского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми от 25.09.2017 N5-1451/2017, оставленным без изменения решением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 04.12.2017 N12-2013/2017, ООО "СВК" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 000 рублей, подлежащего уплате в УФК по Республике Коми (прокуратура Республики Коми).
20.09.2018 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Коми возбуждено исполнительное производство N17759/18/11022-ИП о взыскании с ООО "СВК" административного штрафа в размере 10 000 000 рублей.
02.06.2022 судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Коми обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с заявлением о замене взыскателя с прокуратуры Республики Коми на УФССП России по Республике Коми со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации от 15.10.2021 N1756, ссылалась на то, что постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2021 N 1756 внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 995, а именно абзац 4 Правил осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным Банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 995, дополнен абзацем, которым предусмотрено, что администрирование доходов федерального бюджета в случае вынесения федеральным судом судебного акта о наложении административного штрафа, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения постановления прокурора об административном правонарушении, направленного им в суд, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
Определением судьи Сыктывкарского городского суда Республик Коми от 20.06.2022 N15-175/2022 указанное заявление передано на рассмотрение мировому судье Катаевского судебного участка г.Сыктывкара.
Удовлетворяя заявление судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Коми о замене стороны исполнительного производства, мировой судья пришел к выводу об уклонении должника от исполнения постановления о назначении административного штрафа, в связи с чем срок давности исполнения прерван и не истек, на основании статьи 52 Федерального закона от 02.10.2007 N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" произвел замену взыскателя по исполнительному производству.
Отменяя определение мирового судьи, отказывая в удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя, судья городского суда установил, что юридически значимый факт передачи УФССП по Республике Коми дебиторской задолженности ООО "СВК" по исполнительному производству N43370/20/11022-ИП прокуратурой Республики Коми не подтвержден, основания для замены взыскателя по исполнительному производству отсутствуют.
С указанными выводами согласиться нельзя, поскольку приведенные выше обстоятельства и положения закона судьей городского суда при рассмотрении жалобы на определение мирового судьи в полной мере учтены не были.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 995 "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также государственными корпорациями, публично-правовыми компаниями и Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" утверждены Правила осуществления, в том числе, федеральными органами государственной власти (государственными органами) бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Подпунктом "г" пункта 1 изменений, внесенных в Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 995, пункт 4 Правил после абзаца седьмого дополнен абзацем, предусматривающим, что администрирование доходов федерального бюджета в случае вынесения федеральным судом судебного акта о наложении административного штрафа, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения постановления прокурора об административном правонарушении, направленного им в суд, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
Пункт 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям администратора доходов бюджета относит осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним (абзац второй); осуществление взыскания задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов (абзац третий); принятие решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, представление поручения в орган Федерального казначейства для осуществления возврата (абзац четвертый).
Согласно пункту 8.25 Положения об Управлении Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми, утвержденного приказом ФССП России от 30.04.2020 N 319, УФССП по Республике Коми осуществляет бюджетные полномочия получателя бюджетных средств и бюджетные полномочия администратора доходов федерального бюджета в соответствии с правовыми актами, принятыми главным администратором доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В определении судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 03.04.2023 N12-128/2023 не приведены нормы материального права, которые существенным образом нарушены мировым судьей при рассмотрении заявления судебного пристава-исполнителя, не указано основание для отказа в замене взыскателя в исполнительном производстве.
Также невозможно согласиться с определением судьи городского суда со ссылкой, приведенной в обоснование отмены определения мирового судьи, на результаты рассмотрения иных дел, поскольку они не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела по субъектному составу, в нем установлены иные обстоятельства.
Таким образом, требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, при рассмотрении дела об административном правонарушении судьей городского суда соблюдены не были, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела не приняты.
Подобное рассмотрение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела и разрешении его в соответствии с законом. Допущенные нарушения требований названного Кодекса носят существенный характер и не позволяют признать вынесенные решения законными.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, определение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 03.04.2023 N12-128/2023 не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене, жалоба защитника ООО "СВК" на определение мирового судьи Катаевского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми от 16.12.2022 N5-1451/2017 подлежит направлению на новое рассмотрение в Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Содержащиеся в поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции жалобе доводы подлежат проверке при новом рассмотрении дела судьей городского суда.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
определение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 03.04.2023 N12-128/2023, вынесенное по разрешению вопроса, связанного с исполнением постановления о назначении административного наказания, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.