N 16-6271/2023
г. Санкт-Петербург 22 декабря 2023 года
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Косицына-Камалова И.Р, рассмотрев жалобу руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Коми ФИО5 на вступившие в законную силу решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 19 июня 2023 года и решение судьи Верховного Суда Республики Коми от 16 августа 2023 года в отношении министра физической культуры и спорта Республики Коми Кариной Натальи Викторовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛА:
постановлением руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Коми Честновой Л.И. N от 11 мая 2023 года министр физической культуры и спорта Республики Коми Карина Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.
Решением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 19 июня 2023 года постановление руководителя УФК по Республике Коми N от 11 мая 2023 года в отношении министра физической культуры и спорта Республики Коми Кариной Н.В. отменено; производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Верховного Суда Республики Коми от 16 августа 2023 года решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 19 июня 2023 года в отношении министра физической культуры и спорта Республики Коми Кариной Н.В. отменено; дело об административном правонарушении направлено на новое рассмотрение в Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Решением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 сентября 2023 года постановление руководителя УФК по Республике Коми N от 11 мая 2023 года в отношении министра физической культуры и спорта Республики Коми Кариной Н.В. отменено, дело об административном правонарушении направлено на рассмотрение в Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, руководитель Управления Федерального казначейства по Республике Коми ФИО5 выражает несогласие с решением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 19 июня 2023 года и решением судьи Верховного Суда Республики Коми от 16 августа 2023 года, считая их незаконными; полагает, что постановление N от 11 мая 2023 года о привлечении министра физической культуры и спорта Республики Коми Кариной Н.В. к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, вынесено должностным лицом административного органа без нарушения правил подведомственности в соответствии с ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ; ссылается на то, что должностным лицом, к которому поступило дело на рассмотрение, решения в порядке п. 1 ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ не принималось; просит указанные судебные решения отменить, оставить без изменения постановление должностного лица N от 11 мая 2023 года.
Министр физической культуры и спорта Республики Коми Карина Н.В, уведомленная в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о подаче данной жалобы, в установленный срок возражений на неё не представила.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы, позволяет сделать следующие выводы.
Частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.14 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ одной из задач производства по делам об административных правонарушениях является разрешение дела в соответствии с законом.
Как усматривается из материалов дела, основанием для возбуждения в отношении министра физической культуры и спорта Республики Коми Кариной Н.В. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, послужили результаты проведенной выездной проверки осуществления расходов федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта".
По результатам проверки, 2 марта 2023 года должностным лицом органа государственного контроля было возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, и 30 марта 2023 года заместителем начальника контрольно-ревизионного отдела в финансово-бюджетной сфере УФК по Республике Коми составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении министра физической культуры и спорта Республики Коми Кариной Н.В.
Рассмотрев в порядке главы 29 КоАП РФ протокол по делу об административном правонарушении и представленные материалы дела, руководитель Управления Федерального казначейства по Республике Коми пришел к выводу о доказанности изложенных в них обстоятельств дела и вины министра физической культуры и спорта Республики Коми Кариной Н.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, о чем изложил в постановлении N от 11 мая 2023 года о назначении административного наказания.
Решением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 19 июня 2023 года постановление руководителя УФК по Республике Коми N от 11 мая 2023 года в отношении министра физической культуры и спорта Республики Коми Кариной Н.В. отменено; производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Верховного Суда Республики Коми от 16 августа 2023 года решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 19 июня 2023 года в отношении министра физической культуры и спорта Республики Коми Кариной Н.В. отменено; дело об административном правонарушении направлено на новое рассмотрение в Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Проверив по жалобе должностного лица органа государственного контроля в порядке ст. 30.9 КоАП РФ законность постановления должностного лица и решения судьи городского суда, судья Верховного Суда Республики Коми пришел к выводу о том, что настоящее дело не относится к подведомственности должностного лица органа государственного финансового контроля, поскольку в данном случае дело на основании ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ подлежало рассмотрению судьей городского суда, а не должностным лицом, так как по делу проводилось административное расследование.
Отменив состоявшийся в отношении Кариной Н.В. судебный акт, судья второй инстанции направил дело об административном правонарушении на новое рассмотрение в Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Однако такие выводы судьи Верховного Суда Республики Коми нельзя признать правильными в силу следующего.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.15.3 КоАП РФ, рассматривают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (ч. 1 ст. 23.7.1 КоАП РФ).
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в ч. 1 ст. 23.7.1 КоАП РФ, вправе: руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и их заместители; руководители структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, их заместители (ч. 2 ст. 23.7.1 КоАП РФ).
При этом дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.15.3 КоАП РФ, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).
В силу положений абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 - 2 настоящей статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, дела об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов.
Согласно правовому подходу, сформулированному в подпункте "в" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", судьи рассматривают также отнесенные к компетенции иных органов (должностных лиц) дела, указанные в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, при условии, что они были переданы на их рассмотрение в связи с тем, что уполномоченный орган (должностное лицо) с учетом характера совершенного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и других указанных в законе обстоятельств признал необходимым обсудить вопрос о возможности применения мер наказания, назначение которых отнесено к исключительной компетенции судей.
Системный анализ приведенных норм с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ должна применяться с учетом положений частей 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ.
По смыслу ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ возможность отнесения к компетенции суда рассмотрения дел об административных правонарушениях, перечисленных в данной норме, поставлена законодателем в зависимость от усмотрения соответствующего административного органа или должностного лица, а положение абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ устанавливает правила подсудности дел, переданных уполномоченным органом (должностным лицом) в суд.
Таким образом, рассмотрение перечисленных в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ дел судьями, в том числе районных судов, в соответствии с абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ возможно только при наличии решения органа (должностного лица), к подведомственности которого положениями главы 23 КоАП РФ отнесено рассмотрение дела об административном правонарушении, о передаче дела на рассмотрение судье для целей назначения наказания, которое может быть назначено только судом.
К таким наказаниям относится и дисквалификация, возможность назначения которой для лица, замещающего должность муниципальной службы, предусмотрена санкцией ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.
Решение о передаче дела судье должностным лицом, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, принимается в порядке п. 1 ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ.
Между тем такого решения руководитель Управления Федерального казначейства по Республике Коми ФИО5, к которой поступили для рассмотрения протокол и материалы по делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении министра физической культуры и спорта Республики Коми Кариной Н.В. по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, не принимала.
С учетом изложенного, вывод судьи Верховного Суда Республики Коми о том, что настоящее дело при указанных выше обстоятельствах подлежало рассмотрению по правилам главы 29 КоАП РФ судьей Сыктывкарского городского суда Республики Коми, законным признать нельзя, в связи с чем решение судьи второй инстанции от 16 августа 2023 года, как вынесенное при существенном нарушении установленных ст. 24.1 КоАП РФ процессуальных норм, повлекших неправильное рассмотрение дела по существу, подлежит отмене.
Решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку в нарушение ч. 1 ст. 47 и ч. 3 ст. 56 Конституции Российской Федерации принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим суть правосудия.
При таких обстоятельствах последующее решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 сентября 2023 года об отмене постановления руководителя УФК по Республике Коми N от 11 мая 2023 года в отношении министра физической культуры и спорта Республики Коми Кариной Н.В. и направлении дела об административном правонарушении на рассмотрение в Сыктывкарский городской суд Республики Коми также подлежит отмене, как вынесенное с нарушением правил подсудности на основании решения, признанного незаконным.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таким образом, дело подлежит возвращению в Верховный Суд Республики Коми на новое рассмотрение жалобы руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Коми ФИО5 на решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 19 июня 2023 года, вынесенное в отношении министра физической культуры и спорта Республики Коми Кариной Н.В, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в ходе которого суду следует дать объективную оценку всем доводам жалобы, всесторонне, полно и объективно оценить все имеющиеся по делу доказательства и правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь ст. 30.13 и ст. 30.17 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛА:
жалобу руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Коми ФИО5 удовлетворить частично.
Решение судьи Верховного Суда Республики Коми от 16 августа 2023 года и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 сентября 2023 года в отношении министра физической культуры и спорта Республики Коми Кариной Натальи Викторовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, отменить.
Возвратить дело в Верховный Суд Республики Коми на новое рассмотрение жалобы руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Коми ФИО5 на решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 19 июня 2023 года.
Судья Третьего кассационного суда
общей юрисдикции И.Р. Косицына-Камалова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.