N 16-6528/2023
Санкт-Петербург 4 декабря 2023 года
Заместитель председателя Третьего кассационного суда общей юрисдикции Городков А.В, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении жалобу Бабаджанова С.З. и дополнения к ней на вступившие в законную силу постановление судьи Киришского городского суда Ленинградской области от 18 июля 2023 года и решение судьи Ленинградского областного суда от 9 августа 2023 года в отношении Бабаджанова Сабура Зариповича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Киришского городского суда Ленинградской области от 18 июля 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинградского областного суда от 9 августа 2023 года, лицо без гражданства Бабаджанов С.З. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст.18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В качестве меры обеспечения производства по делу было принято решение о помещении Бабаджанова С.З. в специальное учреждение - Центр временного содержания иностранных граждан N2 ГУ МВД РФ по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Бабаджанов С.З. признан виновным в нарушении лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, совершенном в городе федерального значения Санкт-Петербурге.
Правонарушение, в рамках рассматриваемого дела, совершено Бабаджановым С.З. в Санкт-Петербурге с 26 января 2023 года при обстоятельствах, подробно изложенных в постановлении судьи районного суда, и выявлено 16 июля 2023 года.
В жалобе и дополнениях к ней, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, Бабаджанов С.З. просит судебные акты изменить, исключить из них решение о назначении наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации и освободить его из Центра временного содержания иностранных граждан N2 ГУ МВД РФ по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. С данной судами оценкой доказательствам по делу, решениями по доводам защиты - не согласен. Оспаривает правильность установления судами фактических обстоятельств дела. Поясняет, что принимал меры по получению временного удостоверения личности лица без гражданства. Обращает внимание, что проживал на территории Российской Федерации со времен СССР и выдворению за ее пределы не подлежит. Оспаривает указание в судебных актах на дату прибытия его на территорию Российской Федерации. Просит также признать за ним право на принадлежность к гражданству Российской Федерации.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, приложенные к ней документы и судебные решения, оснований для ее удовлетворения не усматриваю.
В соответствии с ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в частности, за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Положениями ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушения, предусмотренные частями 1 и 2 чт. 18.8 КоАП РФ, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, определены Федеральным законом от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Согласно п.1 ст.2 названного Федерального закона, законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Положениями п.2 ст.2 данного Федерального закона определено, что в целях настоящего Федерального закона понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.
Документом, содержащим сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающим право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащим для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, является миграционная карта. В соответствии со ст.10 вышеуказанного Федерального закона, документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
Из представленных материалов дела следует, что 16 июля 2023 года в Санкт-Петербурге был выявлен Бабаджанов С.З, который, являясь лицом без гражданства, допустил нарушение режима пребывания на территории Российской Федерации, выразившееся в пребывании на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание в России.
Судьей районного суда обстоятельства административного правонарушения установлены правильно, действиям Бабаджанова С.З, не содержащим признаков уголовно наказуемого деяния, дана верная правовая оценка по ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами данного Кодекса.
В соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст.26.1 данного Кодекса.
Фактические обстоятельства вмененного Бабаджанову С.З. административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами и иными материалами дела, получившими оценку по правилам, установленным ст.26.11 КоАП РФ, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Отсутствие на момент выявления административного правонарушения и вынесения обжалуемых судебных актов у Бабаджанова С.З. документов, подтверждающих его право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, с бесспорностью усматривается из материалов дела и не оспаривается в рассматриваемой жалобе.
При таких обстоятельствах оснований для иной оценки действий Бабаджанова С.З. у судов не было.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание Бабаджанову С.З. назначено в пределах санкции ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ с соблюдением требований ст.ст. 3.1, 4.1 данного Кодекса и является обоснованным.
Назначение наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в постановлении мотивировано, как и решение о помещении Бабаджанова С.З. в ЦВСИГ N2 сомнений в своей законности не вызывает.
При рассмотрении жалобы на постановление судьи районного суда с доводами, аналогичными приведенным в настоящей жалобе, судьей городского суда дело проверено в полном объеме в соответствии со ст.26.1, ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, в решении дана объективная правовая оценка всем доводам заявителя и приведены мотивы, по которым суд пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения Бабаджанова С.З. к административной ответственности и справедливости назначенного наказания.
Исходя из содержания материалов дела и обжалуемых судебных актов, оснований ставить под сомнение выводы судов о наличии в действиях Бабаджанова С.З. состава административного правонарушения, правильность его юридической оценки, характер и размер назначенного наказания - не имеется.
29 августа 2023 года после вынесения обжалуемых судебных актов Бабаджанову С.З. было выдано временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ (л.д.100), которым узаконивается его пребывание в РФ с 29 августа 2023 года по 29 августа 2033 года.
В связи с данным обстоятельством постановлением Киришского городского суда Ленинградской области от 27 октября 2023 года, вынесенным в порядке главы 31 КоАП РФ, исполнение в отношении Бабаджанова С.З. административного наказания в виде принудительного административного выдворения за пределы Российской Федерации было прекращено (л.д.194-200).
Из специального учреждения - Центра временного содержания иностранных граждан N ГУ МВД РФ по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области Бабаджанов С.З. был освобожден.
Вместе с тем данное обстоятельство не может быть расценено, как свидетельствующее об отсутствии в действиях Бабаджанова С.З. на 16 июля 2023 года состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, а также о незаконности постановления судьи Киришского городского суда Ленинградской области от 18 июля 2023 года и решения судьи Ленинградского областного суда от 9 августа 2023 года.
Прекращение исполнения административного наказания является самостоятельной юридической процедурой, направленной на соблюдение прав и законных интересов иностранного гражданина, и не свидетельствует о незаконности его назначения.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2-4 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ, ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Киришского городского суда Ленинградской области от 18 июля 2023 года и решение судьи Ленинградского областного суда от 9 августа 2023 года в отношении Бабаджанова Сабура Зариповича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, оставить без изменения, а его жалобу - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Третьего кассационного суда
общей юрисдикции (подпись) А.В. Городков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.