Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-538/2022) по кассационной жалобе администрации муниципального образования Шлиссельбургского городского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области на решение Кировского городского суда Ленинградской области от 10 августа 2022г, дополнительное решение Кировского городского суда Ленинградской области от 9 января 2023г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 16 марта 2023г. (N33а-2117/2023) по административному иску Кировского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области о признании бездействия незаконным, обязании установить дорожные удерживающие ограждения.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, объяснения представителя администрации муниципального образования Шлиссельбургского городского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области ФИО5, возражение прокурора второго отдела Управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Парфеновой Е.Г, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Кировский городской прокурор Ленинградской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным бездействия администрации муниципального образования "Шлиссельбургское городское поселение" Кировского муниципального района Ленинградской области (далее администрация) и обязать установить на участке по адресу: "адрес" канал от "адрес" канал до "адрес" дорожные удерживающие ограждения, наличие которых предусмотрено п. 8.1.1, п. 8.1.6 ГОСТ Р 52289-2019 в срок до 31 декабря 2022г. с учетом требований Федерального закона от 25 июня 2002г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
В обоснование указал, что Кировской городской прокуратурой совместно с ОГИБДЦ ОМВД России по Кировскому району проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в ходе которого установлено, что на участке по адресу: "адрес" канал от "адрес" канал до "адрес" отсутствуют дорожные удерживающие ограждения, наличие которых предусмотрено требованиям п.8.1.1.и п.8.1.6 ГОСТ Р 52289-2019 Указанная дорога расположена в границах населенного пункта и входит в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования Шлиссельбургское городское поселение. Выявленные нарушения представляют реальную угрозу для жизни и здоровья участников дорожного движения и могут стать причиной дорожно- транспортных происшествий.
Решением Кировского городского суда Ленинградской области от 10 августа 2022г. признано незаконным бездействие администрации муниципального образования "Шлиссельбургское городское поселение" Кировского муниципального района Ленинградской области по несоблюдению требований законодательства в области дорожного движения.
Администрация муниципального образования "Шлиссельбургское городское поселение" Кировского муниципального района "адрес" обязана установить по адресу: "адрес" канал от "адрес" канал до ул.Кирова гор.Шлиссельбурга Кировского муниципального района Ленинградской области дорожные удерживающие ограждения в соответствии с п.8.1.1, п.8.1.6 ГОСТ Р 52289-2019 в срок до 30 апреля 2023г.
Дополнительным решением Кировского городского суда Ленинградской области от 9 января 2023г. признано незаконным бездействие администрации муниципального образования "Шлиссельбургское городское поселение" Кировского муниципального района Ленинградской области по несоблюдению требований законодательства в области дорожного движения.
Администрация муниципального образования "Шлиссельбургское городское поселение" Кировского муниципального района Ленинградской области обязана установить по адресу: "адрес" канал от "адрес" канал до "адрес" Кировского муниципального района Ленинградской области дорожные удерживающие ограждения в соответствии с п.8.1.1, п.8.1.6 ГОСТ Р 52289-2019 в срок до 30 апреля 2023г. с учетом требований Федерального закона от 25 июня 2002г. "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 16 марта 2023г. решение Кировского городского суда Ленинградской области от 10 августа 2022г, дополнительное решение Кировского городского суда Ленинградской области от 9 января 2023г. оставлены без изменения.
В кассационной жалобе администрация муниципального образования Шлиссельбургского городского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области просит отменить постановленные по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со статьями 1, 4, 5 Федерального закона от 10 декабря 1995г. N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве.
В силу пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Осуществляя дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, органы местного самоуправления обязаны осуществлять мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения на таких дорогах (пункт 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995г. N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08 ноября 2007г. N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", дорожная деятельность включает в себя деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильных дорог - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Ремонтом автомобильной дороги является комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
В соответствии с пунктом 8.1.1 ГОСТ Р 52289-2019 Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств, на автомобильных дорогах, улицах и мостовых сооружениях применяют боковые дорожные ограждения, в том числе временные, прошедшие испытания в соответствии с ГОСТ 33129 или ГОСТ Р 52721. В процессе эксплуатации дорожные ограждения должны отвечать требованиям ГОСТ 33220 и ГОСТ Р 50597.
Минимальные уровни удерживающей способности ограждений, устанавливаемых на городских дорогах и улицах, улицах и дорогах сельских поселений и мостовых сооружениях на них должны соответствовать таблице, указанной в п. 8.1.6 ГОСТ Р 52289-2019.
В силу статьи 1 Федерального закона от 25 июня 2002г. N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) предметом регулирования настоящего Федерального закона являются: особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом: недвижимого имущества; общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Как установлено пунктом 1 статьи 33 Федерального закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5.1 Федерального закона N73-ФЗ на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик, существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко- градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Согласно пункту 2 статьи 36 Федерального закона N73-ФЗ изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 Федерального закона N73-ФЗ требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия, включающих оценку воздействия проводимых работ на объекты культурного наследия.
Как следует из материалов дела, на участке дороги по адресу: "адрес" канал от "адрес" канал до "адрес" отсутствуют удерживающие дорожные ограждения, наличие которых предусмотрено п. 8.1.1, п. 8.1.6 ГОСТ Р 52289-2019, что подтверждается актом выявленных недостатков, составленным старшим инспектором ДН ОГИБДД ОМВД России по Кировскому району Ленинградской области ФИО6, фототаблицей.
Установка на данном участке дороги дорожных удерживающих ограждений предусмотрена в том числе, утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения, схемой дислокации дорожных знаков на улично-дорожную сеть "адрес".
Согласно информации, представленной комитетом по сохранению культурного наследия Ленинградской области, объект культурного наследия регионального значения "Комплекс сооружений Петровского канала", находящийся по адресу: "адрес"", принят на государственную охрану постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960г. N1327, в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации зарегистрирован под номером N, вид - Ансамбль.
Приказом комитета по культуре Ленинградской области от 24 декабря 2018г. N "Об установлении границ территории и предмета охраны объекта культурного наследия, регионального значения "Комплекс сооружений Петровского канала" по адресу: "адрес" установлены границы территории объекта культурного наследия согласно приложению 1 к приказу, установлен предмет охраны объекта культурного наследия согласно приложению 2 к приказу.
Приложениями 1 к приказам установлены режимы использования территории объектов культурного наследия регионального значения "Комплекс сооружений Петровского канала" и "Комплекс зданий и сооружений на Староладожском канале", на территории Ансамбля разрешается, в том числе:
- проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации или его отдельных элементов:
- сохранение элементов планировочной структуры;
- сохранение историко-градостроительной и природной среды объекта культурного наследия;
- проведение работ по обеспечению функционирования объекта культурного наследия и поддержанию его инфраструктуры, не нарушающих целостности его территории;
На территории Ансамбля запрещается, в том числе:
- строительство объектов капитального строительства;
- хозяйственная деятельность, ведущая к разрушению, искажению внешнего облика объекта культурного наследия, нарушающая его целостность и создающая угрозу его повреждения, разрушения или уничтожения;
- самовольная вырубка растительности, уничтожение травяного покрова;
- создание разрушающих вибрационных нагрузок динамическим воздействием на грунты: в зоне их взаимодействия с объектом культурного наследия;
- оставление материалов (конструкций) и строительного мусора после демонтажа возведенных сооружений, хозяйственной деятельности, работ по благоустройству;
- использование территории объекта культурного наследия под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих территорию, водные объекты и (или) имеющие вредные парогазообразные и иные выделения.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что отсутствие дорожных удерживающих ограждений на участке дороги "адрес" канал от "адрес" канал до "адрес", не обеспечивает безопасность дорожного движения на данном участке дороги, что влечет нарушение прав и законных интересов жителей г.Шлиссельбурга и других участников дорожного движения.
Суд апелляционной инстанции, сославшись на приведенное выше правовое регулирование с выводами суда первой инстанции согласился, отметив следующее.
Несмотря на то, что участок дороги по "адрес" канал от "адрес" канал до "адрес" расположен в границах территории объектов культурного наследия регионального значения "Комплекс сооружений Петровского канала" и "Комплекс зданий и сооружений на Староладожском канале", установленных приказами комитета по культуре Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГг. N, N, данное обстоятельство не препятствует установке дорожных удерживающих ограждений, необходимых для обеспечения безопасности дорожного движения, что подтверждено комитетом по сохранению культурного наследия Ленинградской области.
В соответствии с положениями Федерального закона N 73-ФЗ, администрация, как заказчик работ, обязана: разработать в составе проектной документации раздел об обеспечении сохранности объектов культурного наследия, включающий оценку воздействия проводимых работ на объекты культурного наследия (далее - документация или раздел документации, обосновывающий меры по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия); получить по документации или разделу документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия, заключение государственной историко-культурной экспертизы и представить его совместно с указанной документацией в комитет на согласование; обеспечить реализацию согласованной комитетом документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности объектов культурного наследия.
При изложенных обстоятельствах, выводы судов основаны на правильном применении норм приведенного выше законодательства. Суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, оценили собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, и применили закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу являлись предметом проверки судов, названным доводам дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке уже оцененных судами доказательств и не опровергают правильности выводов судов.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского городского суда Ленинградской области от 10 августа 2022г, дополнительное решение Кировского городского суда Ленинградской области от 9 января 2023г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 16 марта 2023г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования Шлиссельбургского городского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области-без удовлетворения.
Решение Кировского городского суда Ленинградской области от 10 августа 2022г, дополнительное решение Кировского городского суда Ленинградской области от 9 января 2023г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 16 марта 2023г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено ДД.ММ.ГГГГг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.