Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Городкова А.В, судей Зеленского А.М, Бельмас Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Полушкина С. А. на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 16 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 14 июля 2023 года по административному делу N 2а - 3894/2023 по административному исковому заявлению Полушкина С. А. об оспаривании действий и решений Призывной комиссии по мобилизации Санкт-Петербурга, Призывной комиссии по мобилизации Фрунзенского района Санкт-Петербурга ФКУ Военный комиссариат Санкт-Петербурга.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав пояснения представителя Полушкина С.А. - Горбачева А.Н, А.Д, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя призывной комиссии по мобилизации Санкт-Петербурга, призывной комиссии по мобилизации Фрунзенского района Санкт - Петербурга, Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат г. Санкт-Петербурга" Аристарховой И.В, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Полушкин С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам, в котором просит признать незаконным и отменить решение призывной комиссии по мобилизации Фрунзенского района Санкт-Петербурга от 24.09.2022 года.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 23.09.2022 года он прибыл в Военный комиссариат Фрунзенского района Санкт - Петербурга по повестке для уточнения данных воинского учета и оформления освобождения от призыва по мобилизации по состоянию здоровья. В тот же день, без проведения медицинского осмотра, без выяснения оснований, по которым истцу могла быть предоставлена отсрочка от призыва по мобилизации, он был призван на военную службу, ему была вручена повестка для явки в Военный комиссариат с целью отправки к месту прохождения военной службы.
При этом согласно протоколу обследования и медицинским заключениям у него отмечается множественные крупные гемангиомы, занимающие половину тел шейного, грудного и первого поясничного позвонков с рефлекторым болевым и мышечно-тоническим синдромом, сопровождающийся высоким риском патологического перелома.
Истец был направлен на освидетельствование военно-врачебной комиссией по результатам которой, административному истцу была установлена категории годности В.
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 16 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 14 июля 2023 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 04 октября 2023 года Полушкин С.А. просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и настаивая на доводах указанных в административном исковом заявлении.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Полушкин С.А. состоял на воинском учете в военном комиссариате Фрунзенского района города Санкт-Петербурга. В период с 2008г. по 2009г. проходил военную службу по призыву, имеет военно-учетную специальность - стрелок (100) стрелковые и разведывательные специальности (стрелковые (100) для всех видов и родов войск без особых требований к военной службе, был зачислен в запас.
Согласно выписки из протокола от 24.09.2022 N 4 заседания призывной комиссии Фрунзенского района по мобилизации граждан, гражданин Полушкин С.А, 1988 года рождения призван на военную службу по мобилизации.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что нарушений по проведению мероприятий по частичной мобилизации, входящих в компетенцию военного комиссариата, призывной комиссии судом не установлено. Административным истцом не представлено каких-либо доказательств для освобождения или предоставления отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и не предоставлялось никаких документов в подтверждение этого. При призыве на военную службу по мобилизации не предусмотрено проведение медицинского освидетельствования в том виде и объеме, в котором оно проводится в отношении граждан, не пребывающих в запасе. В отношении административного истца был проведен осмотр на наличие или отсутствие явных признаков инфекционных заболеваний, увечий. Оснований для проведения более углубленного медицинского освидетельствования отсутствовали. Оснований для освобождения от прохождения военной службы по мобилизации или предоставления отсрочки от призыва на военную службу (определения категории годности Д и Г по соответствующей графе расписания болезней) не имелось.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, установление прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от форм собственности и их должностных лиц, граждан Российской Федерации в этой области осуществляется Федеральным законом от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 указанного Федерального закона под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.
Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной. Комплекс мероприятий, проводимых при объявлении общей или частичной мобилизации в Российской Федерации, определяется в соответствии с настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Призыв граждан на военную службу по мобилизации осуществляется в сроки, устанавливаемые мобилизационными планами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований (статья 19 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации").
В силу статьи 20 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31- ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" в целях своевременного перевода Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на организацию и состав военного времени и создания специальных формирований граждане, пребывающие в запасе, заблаговременно приписываются к воинским частям (предназначаются в специальные формирования) для прохождения военной службы в военное время на воинских должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени (часть 1).
Граждане, приписанные к воинским частям (предназначенные в специальные формирования) для прохождения военной службы в военное время, призываются на военную службу по мобилизации в случае осуществления мероприятий по переводу воинских частей, к которым они приписаны, на организацию и состав военного времени, а также в случае создания специальных формирований (часть 2).
В соответствии с Положением о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям, для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года N 852. призыв граждан по мобилизации осуществляется на основании решений Президента Российской Федерации об объявлении общей или частичной мобилизации на территории Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (пункт 3).
Министерство Обороны Российской Федерации обеспечивает через военные комиссариаты заблаговременное направление органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям необходимые сведения об объемах (с учетом резервов), сроках оповещения и поставки мобилизационных людских ресурсов (пункт 4 Положения о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации).
Порядок проведения оповещения явки (доставки) людских ресурсов и предложения по обеспечению проведения этих мероприятий по представлению военного комиссариата (федерального органа исполнительной власти, имеющего запас) утверждается решением призывной комиссии по мобилизации субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (пункт 5 Положения о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации).
Категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития (пункты 6, 11 Положения).
Для оповещения граждан о сроках начала исполнения ими обязанностей по мобилизации соответствующим военным комиссариатом (федеральным органом исполнительной власти, имеющим запас) выписываются повестки, которые в мирное время хранятся в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (пункт 8 Положения о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 24 Положения о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации призывная комиссия по мобилизации в период мобилизации во взаимодействии с военным комиссариатом обеспечивает доведение до сведения граждан и организаций решений Президента Российской Федерации об объявлении общей или частичной мобилизации на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования); осуществляет во взаимодействии с военным комиссариатом (федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас) оповещение и контролирует явку (доставку) граждан, подлежащих призыву; организует взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам розыска не оповещенных или уклонившихся от явки граждан, приписанных к воинским частям.
Согласно пункту 25 Положения о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации решение призывной комиссии по мобилизации в день принятия оформляется протоколом, который подписывается председателем, его заместителем и членами комиссии. Решение призывной комиссии по мобилизации является основанием для выписки и вручения мобилизационного предписания, а также для проведения мероприятий по обеспечению этой работы.
В соответствии со статьей 27 Положения о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации призывная комиссия по мобилизации в отношении граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), принимает решения: о призыве для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, и направлении их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации; об освобождении от призыва на военную службу по мобилизации.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" призывной комиссией по мобилизации граждан Фрунзенского района Санкт-Петербурга в отношении Полушкина С.А. проведены мероприятия по призыву на военную службу по мобилизации в установленном законом порядке.
В соответствии с Федеральным законом от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.
Судами установлено, что административный истец имеет категорию годности А, имеет воинскую должность и военно-учетную специальность. Оснований для освобождения от прохождения военной службы по мобилизации или предоставления отсрочки от призыва на военную службу не имеется.
При таких обстоятельствах, суды правомерно пришли к выводу о законности оспариваемого решения призывной комиссии, принятого уполномоченным органом в установленном законом порядке.
Исходя из вышеприведенных норм права, граждане, пребывающие в запасе, а также граждане, призываемые на военные сборы, для уточнения диагноза заболевания могут быть направлены в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях. При этом медицинское освидетельствование граждан, имеющих основания для предоставления отсрочки от призыва или право на освобождение от призыва на военную службу, проводится по их заявлению, за исключением граждан, отказавшихся от реализации указанных прав, а также граждан, признанных временно не годными к военной службе.
Таким образом, для предоставления отсрочки, освобождения от мобилизационного призыва на военную службу по состоянию здоровья гражданин, прошедший военную службу и имеющий установленную категорию годности, должен заявить об имеющихся изменениях в состоянии своего здоровья, предъявить соответствующие документы, а также изъявить желание пройти освидетельствование для уточнения заболевания, после чего такой гражданин при наличии законных оснований может быть направлен военными комиссариатами в соответствующие медицинские организации на обследование.
Доводы административного истца на то, что было нарушено право на проведение медицинского освидетельствования, медицинского осмотра, получили оценку суда апелляционной инстанции и были правомерно отклонены, поскольку Полушкин С.А. при явке в военный комиссариат имел возможность предъявить члену призывной комиссии медицинские документы о состоянии здоровья с целью решения вопроса о его годности к военной службе по мобилизации. Однако такие документы представлены не были, жалобы на состояние здоровья не предъявлялись.
Из представленных медицинских документов усматривается, что все они были выданы после принятия решения, что свидетельствует о том, что административным истцом в призывную комиссию никакие медицинские документы не представлялись, о наличии конкретного заболевания, препятствующего призыву не заявлялось. Указание в выписке от 17.10.2022 года на заболевание остеохондроз, который был диагностирован административному истцу в 2020 г без указания на необходимость последующего лечения и обследования, само по себе не свидетельствует о наличии заболевания, препятствующего мобилизации административного истца и в связи с отсутствием данного документа на момент призыва не могло быть учтено при вынесении оспариваемого решения.
Кроме того из представленных в материалы дела документов усматривается, что согласно заключению военно-врачебной комиссии от 26 января 2023 года Полушкин С.А. признан ограниченно годным к военной службе.
При этом указание о наличии у него диагноза: множественные (две) крупные гемангиомы, занимающие половину объема тел шестого грудного и первого поясничного позвонков с рефлекторными болевым и мышечно-тоническим синдромом, сопровождающиеся высоким риском патологического перелома, не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения, поскольку на момент принятия решения данный диагноз установлен не был, и, как установлено выше, оснований для проведения медицинского освидетельствования, в том числе на наличие либо отсутствие данного заболевания, не имелось.
Суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, установленной взаимосвязанными положениями статей 328 и 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке проверяет соответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, были предметом изучения суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание выводов суда апелляционной инстанции об установленных обстоятельствах дела и не служат предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 16 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 14 июля 2023 года по административному делу N 2а - 3894/2023 - оставить без изменения, кассационную жалобу Полушкина С. А. - без удовлетворения.
Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 16 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 14 июля 2023 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.