Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Городкова А.В, судей: Зеленского А.М, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Карданова А. С. на решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 21 августа 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 31 августа 2023 года по административному делу N 2а - 735/2023 по административному исковому заявлению Карданова А. С. к Территориальной избирательной комиссии Калевальского района о признании незаконными решений о регистрации кандидатов в депутаты Совета Юшкозерского сельского поселения, Совета Боровского сельского поселения, Луусалмского сельского поселения.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав заключение прокурора Поповой Е.В, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам
УСТАНОВИЛА:
Карданов А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконной регистрации кандидатов в депутаты Совета Юшкозерского сельского поселения, Совета Боровского сельского поселения, Совета Луусалмского сельского поселения, выдвинутых избирательным объединением Карельское республиканское отделение всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" по всем избирательным округам по тем основаниям, что при регистрации кандидатов в депутаты был нарушен порядок регистрации, предусмотренный Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", поскольку все кандидаты лично документы на регистрацию не сдавали.
Решением Костомукшского городского суда Республики Карелия от 21 августа 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 31 августа 2023 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано. Производство по делу в части административных исковых требований Карданова А. С. о признании незаконными решений Территориальной избирательной комиссии Калевальского района о регистрации кандидатов в депутаты Совета Юшкозерского сельского поселения по одномандатным избирательным округам NN 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10; Совета Боровского сельского поселения, Совета Луусалмского сельского поселения прекращено.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 04 октября 2023 года, административный истец ставит вопрос об отмене судебных актов и вынесении нового решения об удовлетворении требований в полном объеме, полагая их постановленными без учета фактических обстоятельств дела, неправильным применением норм материального права, нарушением норм процессуального права.
В возражениях на кассационную жалобу избирательная комиссия Республики Карелия просит оставить судебные акты без изменения.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Карданов А.С. 20 июля 2023 г. представил в Территориальную избирательную комиссию Калевальского района соответствующие документы для регистрации кандидата в депутаты Совета Юшкозерского сельского поселения пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 8, выдвинутого избирательным объединением Карельское республиканское отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации".
27 июля 2023 г. решением Территориальной избирательной комиссии Калевальского района N 61/198-5 кандидатом в депутаты Совета Юшкозерского сельского поселения пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 8 зарегистрирован Карданов А.С.
Кроме того, решением Территориальной избирательной комиссии Калевальского района от 20 июля 2023 г. N 59/167-5 кандидатом в депутаты Совета Юшкозерского сельского поселения пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 8 зарегистрирована Гутовская О.А, выдвинутая избирательным объединением Калевальское местное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
20 и 27 июля 2023 г. решениями Территориальной избирательной комиссии Калевальского района зарегистрированы кандидаты в депутаты Совета Юшкозерского сельского поселения, Совета Боровского сельского поселения, Луусалмского сельского поселения.
17 августа 2023 г. Карданов А.С. обратился в суд с настоящим административным иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из пропуска срока обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, поскольку административный истец обратился в суд 17 августа 2023 г, и невозможности его восстановления. В отношении остальных оспариваемых решений суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости прекращения производства по делу в указанной части на основании пункта 1 части 1 статьи 194 КАС РФ, поскольку непосредственно избирательные права и законные интересы административного истца именно как кандидата в депутаты Совета Юшкозерского сельского поселения пятого созыва по одномандатному избирательному округу N8 не затрагиваются.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с частью 10 статьи 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно части 5 статьи 60 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 N 683-ЗРК "О муниципальных выборах в Республике Карелия" решение организующей выборы избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение организующей выборы избирательной комиссией об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также Избирательной комиссией Республики Карелия в порядке, предусмотренном статьей 59 настоящего Закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) организующей выборы избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято организующей выборы избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных частями 14-16 статьи 26 настоящего Закона, иных требований, предусмотренных настоящим Законом.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2023 N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу (пункт 7.1 статьи 75, пункты 6, 6.1 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав, часть 10 статьи 239 КАС РФ). Следует иметь в виду, что кандидату, включенному в зарегистрированный список кандидатов, не предоставлено право оспорить регистрацию этого списка кандидатов и других включенных в него кандидатов либо регистрацию списка кандидатов или включенных в него кандидатов, выдвинутых иным избирательным объединением по этому же избирательному округу.
В пункте 27 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено также, что административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата, список кандидатов, кандидатом, зарегистрированным по тому же избирательному округу, избирательным объединением, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурором (пункты 7 - 9, 12 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав, часть 11 статьи 239 КАС РФ). Гражданин, которому решением избирательной комиссии отказано в регистрации кандидатом, не обладает правом на обращение в суд с административным иском об отмене регистрации другого кандидата, списка кандидатов, решения о регистрации другого кандидата, списка кандидатов, поскольку обстоятельства их регистрации не затрагивают его активного и (или) пассивного избирательного права (пункты 1 и 10 статьи 75 Федерального закона N 67-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 194 КАС РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
В силу пунктов 2, 5 части 1 статьи 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или публичных интересов гражданином, которому названным Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; имеются иные основания для отказа в принятии административного искового заявления, предусмотренные положениями Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.
Суды правомерно пришли к выводу о том, что в силу положений вышеуказанных норм права и разъяснений, административный истец, будучи зарегистрированным кандидатом лишь в депутаты Совета Юшкозерского сельского поселения пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 8, не обладает правом на обращение в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений Территориальной избирательной комиссии Калевальского района о регистрации кандидатов в депутаты Совета Юшкозерского сельского поселения по одномандатным избирательным округам NN 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10; Совета Боровского сельского поселения, Совета Луусалмского сельского поселения, в связи с чем имеются оснований для прекращения производства по делу в указанной части.
Доводы, изложенные заявителем в рассматриваемой кассационной жалобе, по существу повторяют доводы, которыми была обоснована апелляционная жалоба, и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку всем этим доводам уже дана надлежащая оценка судами в ходе судебного разбирательства, ссылок на какие -либо новые факты, которые остались без внимания судов, в кассационной жалобе не содержится.
Неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных актов, по настоящему административному делу не допущено. Суды правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, и постановили судебные акты, отвечающие нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 21 августа 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 31 августа 2023 года по административному делу N 2а - 735/2023 - оставить без изменения, кассационную жалобу Карданова А. С. - без удовлетворения.
Решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 21 августа 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 31 августа 2023 года,, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.