Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Чуфистова И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационным жалобам Солохненко А.В. и ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 26 апреля 2023 года (N 2а-1429/2023) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 28 августа 2023 года по административному исковому заявлению Солохненко А.В. к ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании действий незаконными, присуждении денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Солохненко А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми о признании незаконными действий, взыскании денежной компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 500 000 руб. В обоснование административного иска указал, что отбывал уголовное наказание в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, в ненадлежащих условиях.
Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 26 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 28 августа 2023 года, административный иск удовлетворен частично. Признаны незаконными действия (бездействие) ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми по содержанию Солохненко А.В. в ненадлежащих условиях в отсутствие централизованного горячего водоснабжения в санитарных приборах исправительного учреждения с 27 января 2005 года по 15 июля 2011 года. Взыскана с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Солохненко А.В. компенсация в размере 35 000 руб. за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации условий содержания с 24 июля 2005 года по 9 декабря 2011 года в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми в части необеспечения централизованным горячим водоснабжением санитарных приборов. В остальной части административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 26 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 28 августа 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 13 ноября 2023 года, Солохненко А.В. ставит вопрос об изменении судебных актов, настаивая на удовлетворении его требований в полном объеме.
В кассационной жалобе на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 26 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 28 августа 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 2 октября 2023 года, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России ставят вопрос об отмене судебных актов, настаивая на пропуске административным истцом срока обращения в суд.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Как следует из материалов дела, Солохненко А.В. с 24 июля 2005 года по 9 декабря 2011 года отбывал уголовное наказание в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми.
Установив, что в период содержания административного истца в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми отсутствовало горячее водоснабжение в санитарных узлах, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении административного искового заявления и взыскании в пользу административного истца компенсации в размере 35 000 рублей.
В остальной части требований административного истца суд не усмотрел оснований для их удовлетворения ввиду неустановления нарушения прав.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого судебного акта, с указанными выводами согласился.
Выводы судов основаны на правильном применении норм действующего законодательства, в том числе положений Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", положений Свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр, и соответствуют обстоятельствам дела.
Установив несоответствие условий содержания административного истца установленным законом требованиям, суды пришли к верному выводу о том, что ненадлежащими условиями содержания ему причинены лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, данные нарушения свидетельствуют о наличии правовых оснований для взыскания в пользу Солохненко А.В. компенсации за ненадлежащие условия содержания, предусмотренной статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Взыскивая компенсацию в размере 35000 рублей, суд принял во внимание степень причиненных административному истцу установленным нарушением страданий, характер и продолжительность допущенного нарушения прав, требования разумности и справедливости.
Оснований полагать размер взысканной судом компенсации не отвечающим требованиям разумности и справедливости, суд кассационной инстанции не находит.
Позиция административных ответчиков относительно пропуска срока для обращения с административным исковым заявлением в суд основана на неверном толковании норм процессуального права, так как на момент подачи административного искового заявления административный истец находился в местах лишения, что ограничивало его возможности по защите нарушенных прав в суде.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и в апелляционном определении мотивированными, в кассационных жалобах по существу не опровергнутыми.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов в кассационном порядке, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 26 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 28 августа 2023 года оставить без изменения, кассационные жалобы Солохненко А.В. и ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России - без удовлетворения.
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 26 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 28 августа 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 25 декабря 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.