Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Чуфистова И.В, Корнюшенкова Г.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми", Федеральной службы исполнения наказаний на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 10 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 21 августа 2023 года по административному делу N 2а-1806/2023 по административному иску Каленик С.И. к ФКУ "Исправительная колония N 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми", Федеральной службе исполнения наказаний об оспаривании бездействия и взыскании денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Каленик С.И. обратился в с административным иском к ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми об оспаривании бездействия и взыскании денежной компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 150000 рублей. В обоснование административного иска указал, что с ноября 2019 года по май 2021 года отбывал уголовное наказание в названном исправительном учреждении, где в карантинном отделении, а также в помещениях общежитий отрядов нарушалась норма санитарной площади, предусмотренная на одного осужденного, в помещениях санузлов отсутствовало горячее водоснабжение; помещения находились в аварийном состоянии; ненадлежащим образом обеспечивалась работа вентиляционной системы и отсутствовало помещение для сушки верхней одежды.
Определением суда участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России).
Решением Ухтинского городского суда Республики Коми, принятым 10 апреля 2023 года, административный иск удовлетворён частично - признано незаконным бездействие ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, выраженное в несоблюдении надлежащих условий содержания Каленик С.И. в отсутствие централизованного горячего водоснабжения в санузлах, а также в нарушении нормы площади в отряде N 5 в секции N 3.
Этим же решением с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Каленик С.И. взыскана компенсация в размере 18000 руб. за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации условий содержания; в удовлетворении остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 21 августа 2023 года решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 10 апреля 2023 года оставлено без изменения, апелляционные жалобы ФКУ "Исправительная колония N 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми" и Федеральной службы исполнения наказаний - без удовлетворения.
В кассационной жалобе на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 10 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 21 августа 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 13 сентября 2023 года, в Третий кассационный суд общей юрисдикции 11 октября 2023 года, представитель ФКУ "Исправительная колония N 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми" и Федеральной службы исполнения наказаний ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов, указывая на необоснованность присуждения истцу денежной компенсации.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, судами не допущено.
Судом первой инстанции в ходе судебного разбирательства по делу установлено, что Каленик С.И. прибыл в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми 14 ноября 2019 года из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, освободился 19 мая 2021 года: на момент рассмотрения дела судом содержался в ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми.
По прибытии в исправительную колонию Каленик С.И. с 14 ноября 2019 года по 25 ноября 2019 года находился в карантинном помещении, с 26 ноября 2019 года по 08 июня 2020 года размещён в отряд N 4 секция N 3, затем с 09 июня 2020 года по 19 мая 2021 года - в секцию N 3 отряда N 5.
Судом первой инстанции обоснованно признаны не имеющими доказательств доводы административного истца о нахождении помещений отрядов колонии в аварийном состоянии, ненадлежащей вентиляции помещений и отсутствии помещений для сушки верхней одежды. Выводы суда в указанной части в постановленном по делу решении подробно мотивированы и основаны на исследованных судом доказательствах.
Судом также установлено, что согласно техническому паспорту карантинное отделение имеет площадь жилой секции 107, 2 кв.м, что, исходя из нормы 2 кв.м. на одного осужденного, рассчитано на проживание 53 человека; отряд N 4 площадь секции N 3 - 87 кв.м, рассчитано на 43 осужденных, секции N 3 отряда N 5 - 87, 6 кв.м, что рассчитано на 43 осужденных.
Из материалов дела следует, что в период содержания истца в карантинном отделении содержалось не более 18 человек, в отряде N 4 жилой секции N3 - от 32 до 43 человек, в отряде N 5 секции N 3 - от 34 до 42 человек.
Суд первой инстанции учёл представление Ухтинской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 21 августа 2020 года, направленное администрации ФКУ ИК-19, в котором отмечалось, что в отряде N 5 в секции N 3 содержится 46 осужденных, то есть на одного осужденного приходится менее 1, 9 кв.м. площади помещения.
В период содержания истца в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми централизованное горячее водоснабжение санузлов помещений отрядов колонии отсутствовало; данный факт со стороны администрации исправительной колонии в ходе судебного разбирательства по делу не оспаривался.
Кроме того, решением Ухтинского городского суда от 20 мая 2020 года, вступившим в законную силу, на ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми возложена обязанность обеспечить в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда горячим водоснабжением помещения всех?общежитий для проживания осужденных, карантинов, ОСУ ОН, всех камер блока штрафного изолятора (ШИЗО) и помещений камерного типа (ПКТ) исправительного учреждения, где установлены санитарные приборы (умывальники, раковины, мойки, ванны, душевые, сетки) в соответствии с требованиями пунктов 19.2.1. и 19.2.5 свода правил "Исправительные учреждения и центры УИС. Правила проектирования", утверждённых приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства РФ от 20 октября 2017 года N 1454/пр, СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, пункта 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 года N 64. В случае недостаточности средств у ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми на проведение указанных мероприятий на ФСИН России возложена обязанность выделить необходимые для их проведения денежные средства.
Разрешая вопрос об обоснованности доводов истца относительно отсутствия горячего водоснабжения в помещениях общежитий отрядов, камер штрафных изоляторов и помещений камерного типа ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, суды первой и апелляционной инстанций приняли во внимание то обстоятельство, что представителем административного ответчика не отрицался факт отсутствия инженерных сетей горячего водоснабжения в помещениях общежитий колонии в период отбытия истцом наказания.
Оценив доводы административного истца, приведённые в административном исковом заявлении о ненадлежащих условиях содержания в исправительном учреждении, суды пришли к обоснованному выводу о несоответствии материально-бытовых условий в заявленный период содержания в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми предъявляемым требованиям в части касающейся оборудования санитарных узлов горячим водоснабжением и соблюдения площади помещений, в связи с чем правильно признали за Каленик С.И. право на денежную компенсацию, определив её размер в разумных пределах.
Отвергая доводы представителя административных ответчиков, сводящиеся к тому, что отсутствие горячего водоснабжения обусловлено постройкой помещений исправительной колонии в периоды, когда требования к оборудованию помещений санузлов исправительных колоний горячим водоснабжением отсутствовали, суды правильно руководствовался пунктами 19.2.1 и 19.2.5 Свода Правил 308.1325800.2017 Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях), утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр, согласно которым здания исправительных учреждений должны быть оборудованы горячим водоснабжением согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также ранее действующих нормативных документов, в частности Инструкцией по проектированию исправительных учреждений и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом Минюста России от 02 июня 2003 года N 130-дсп, признанной утратившей силу Приказом Минюста России от 22 октября 2018 года N 217-дсп, предусматривающей требования о подводке горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях исправительных учреждений.
Кроме того, в силу части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным и уголовно-исполнительным законодательством, и иным законодательством Российской Федерации.
Статья 8 Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", предусматривает право гражданина на благоприятную среду обитания, которая, в свою очередь, предполагает возможность гражданина пользоваться во время гигиенических процедур горячей водой. Уголовное и уголовно-исполнительное законодательство такое право никак не ограничивает.
Суды первой и апелляционной инстанции обоснованно исходили из несостоятельности доводов представителя исправительной колонии, сводящихся к утверждению о том, что Каленик С.И. обеспечивался горячей водой в объёме, достаточном для удовлетворения потребности питания и личных гигиенических нужд, посредством предоставления помывки согласно утверждённого графика в банно-прачечном комплексе, а также путём предоставления возможности кипятить воду электрическим водонагревателем в помещениях общежитий отрядов колонии.
Установив несоответствие условий содержания административного истца установленным законом требованиям, суды пришли к верному выводу о том, что ненадлежащими условиями содержания ему причинены лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы.
Взыскивая компенсацию в размере 18000 рублей, суд принял во внимание степень причиненных административному истцу установленным нарушением страданий, характер и продолжительность допущенного нарушения прав, требования разумности и справедливости.
Оснований полагать размер взысканной судом компенсации не отвечающим требованиям разумности и справедливости, суд кассационной инстанции не находит.
Понятия разумности и справедливости являются оценочной категорией, чёткие критерии определения которых законодательством не предусмотрены.
Таким образом, в каждом конкретном случае суд вправе определить пределы разумности, справедливости и соразмерности компенсации с учетом конкретных обстоятельств дела.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов в кассационном порядке, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 10 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Коми от 21 августа 2023 года, оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ Исправительная колония N 19 Управления ФСИН России по Республике Коми, Федеральной службы исполнения наказаний - без удовлетворения.
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 10 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Коми от 21 августа 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объёме изготовлено 25 декабря 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.