Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Бельмас Н.А, Чуфистова И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 14 августа 2023 года по административному делу N 2а-4166/2023 по административному исковому заявлению Баранцева Олега Станиславовича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (далее - Росреестр) о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации прав и понуждении к осуществлению определенных действий.
По первой инстанции решение вынесено Петрозаводским городским судом Республики Карелия 23 мая 2023 года.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Баранцев О.С. обратился с административным иском по тем основаниям, что 11.01.2023 Росреестром в его адрес направлены уведомления о приостановлении государственной регистрации прав в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N. Основанием для приостановления послужило отсутствие правовых оснований у Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - МИЗО) для предоставления Баранцеву О.С. указанных земельных участков в собственность без проведения торгов до истечения трехлетнего срока с момента заключения договоров аренды земельных участков от 23.03.2022 N 48-м/20, N 49-м/20 и N 50-м/20 на срок 49 лет. Баранцев О.С. просил суд признать уведомления Росреестра от 11.01.2023 NКУВД- N, N, N незаконными; обязать Росреестр осуществить государственную регистрацию права собственности в отношении данных земельных участков.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 23 мая 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 14 августа 2023 года решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 23 мая 2023 года отменено. По делу принято новое решение, которым суд постановилиск удовлетворить. Признать незаконным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия от 11.01.2023 N, N, N. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия при отсутствии иных оснований для отказа осуществить государственную регистрацию прав в отношении: земельного участка с кадастровым номером N на основании договора купли-продажи земельного участка от 22.12.2022 N 248-м/20, заключенного между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия и Баранцевым О.С.; земельного участка с кадастровым номером N на основании договора купли-продажи земельного участка от 22.12.2022 N251-м/20, заключенного между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия и Баранцевым О.С.; земельного участка с кадастровым номером N на основании договора купли-продажи земельного участка от 22.12.2022 N 252-м/20, заключенного между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия и Баранцевым О.С.
На вступившее в законную силу судебное постановление административный ответчик подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судом норм материального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
В силу подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Согласно подпункту "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах" (далее - постановление N 629) в 2022-2023 годах допускается наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, продажа без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства и предоставленных в аренду, при условии отсутствия у уполномоченного органа, предусмотренного статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
Как видно из указанной нормы, граждане имеют право на приобретение земельных участков в зависимости от их предназначения, указанного в договоре аренды или передачи в собственность, а не от разрешенного использования земельных участков, сведения о котором внесены в ЕГРН.
Как следует из материалов дела, 23.03.2022 между МИЗО и Баранцевым О.С. на 49 лет в целях ведения личного подсобного хозяйства заключены договоры: N 48-м/20 аренды земельного участка с кадастровым номером N, площадью 4550 кв.м, N 49-м/20 земельного участка с кадастровым номером N, площадью 9985 кв.м, N 50-м/20 земельного участка с кадастровым номером 10:20:0064701:1133, площадью 2777 кв.м. Все земельные участки находятся в Прионежском муниципальном районе, Деревянского сельского поселения, в районе урочища Лососинное, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование.
22.12.2022 МИЗО и Баранцев О.С. заключили договоры купли- продажи указанных земельных участков N 248-м/20, N 251-м/20 и N 252- м/20, согласно которым МИЗО обязалось передать, а Баранцев О.С. принять и оплатить по цене и на условиях данного договора из земель сельскохозяйственного назначения земельные участки с кадастровыми номерами N, N и N. Согласно абзацу второму пункта 1.1 договоров земельные участки предоставляются в собственность на основании подпункта "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах" (далее - постановление N 629) для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках.
11.01.2023 уведомлениями Росреестра N, N, N приостановлена государственная регистрация прав на вышеуказанные земельные участки на основании вышеуказанных договоров купли- продажи. В обоснование принятых решений приведена ссылка на подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, согласно которой без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину, этому гражданину по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином.
21.04.2023 Баранцев О.С. обратился с административным иском в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что осуществляющий государственную регистрацию уполномоченный орган действовал в пределах предоставленных ему полномочий, обжалуемые уведомления приняты в пределах предоставленной компетенции, соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы административного истца.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия правильно отменила решение суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в том числе, в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Частью 1 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ регламентировано, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав состоят в том числе из проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Государственный регистратор прав, устанавливая действительность поданных заявителем документов, проверяет: соответствие документов, в том числе их формы и содержания, требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа; наличие у органа государственной власти (органа местного самоуправления) соответствующей компетенции на издание акта, в том числе наличие полномочий у лица, подписавшего этот акт (подпункты 1 и 2 пункта 221 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 07.06.2017 N278).
23.12.2022 МИЗО в Росреестр были представлены договоры купли- продажи спорных земельных участков, заключенные с административным истцом 22.12.2022 на основании подпункта "а" пункта 1 постановления N 629.
Государственный регистратор 11.01.2023 вынес уведомления о приостановлении государственной регистрации прав, указав, что участок с видом разрешенного использования "сельскохозяйственное использование" не может быть предоставлен в частную собственность без проведения торгов до истечения трех лет с момента заключения договора аренды, то есть фактически сделав вывод об отсутствии оснований для продажи спорного земельного участка на основании подпункта "а" пункта 1 постановления N 629.
Как следует из положений подпункта "а" пункта 1 постановления N 629, наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, допускается продажа без проведения торгов земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства и предоставленного в аренду, при условии отсутствия у уполномоченного органа, предусмотренного статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 3 статьи 11.2 ЗК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 N П/0412 (далее - Классификатор), вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования" подразумевает под собой ведение сельского хозяйства. Данный вид разрешенного использования включает в себя виды разрешенного использования с кодами 1.1-1.20, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Следовательно, вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования" включает в себя и вид разрешенного использования "ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках" (пункт 1.16 Классификатора).
Как следует из пункта 1.2 договоров аренды земельного участка от 23.03.2022 N 48-м/20, N 49-м/20 и N 50-м/20, прошедших государственную регистрацию, земельные участки предоставляются в целях ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках.
Таким образом, поскольку земельные участки с кадастровыми номерами N, N и N с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования", включающего в себя и вид разрешенного использования "ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках", предоставлены административному истцу в аренду без торгов в целях ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, постольку указанные земельные участки как предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства и предоставленные в аренду без торгов подпадают под действие положений подпункта "а" пункта 1 постановления N 629 и могут быть предоставлены административному истцу в собственность без проведения торгов и без соблюдения трехлетнего срока владения земельным участком, установленного подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
Юридически значимым обстоятельством по данному делу является вопрос о том, предназначены ли предоставленные в аренду земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства не только по сведениям ЕГРН и наименованию вида разрешенного использования, но также и по фактическому нахождению земельных участков на землях, использование которых, согласно закону, возможно для ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно статье 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
Статья 79 ЗК РФ определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - это пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (пункты 1 и 4).
Из анализа положений статей 34, 35, 36 ГрК РФ следует, что градостроительный регламент не присваивает землям статус земель сельскохозяйственных угодий.
Пункт 6 статьи 36 ГрК РФ устанавливает, что градостроительные регламенты не устанавливаются для уже существующих земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
В обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 г, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.06.2014 и не утратившем своей актуальности на момент рассмотрения настоящего дела, отмечено, что градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и часть 6 статьи 30, части 1 и 6 статьи 36, часть 5 статьи 37 ГрК РФ).
Вместе с тем федеральный закон, регулирующий порядок изменения одного вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на землях сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, на другой вид, не принят, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также исключает применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Данные выводы согласуются с принципом сохранения целевого использования сельскохозяйственных угодий, закрепленным в подпункте 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии со статьей 2 Закона Республики Карелия от 25.03.2009 N 1277-ЗРК не допускается использование в других целях особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, включенных в перечень земель, утверждаемый Правительством Республики Карелия.
В Перечень земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Карелия, использование которых в других целях не допускается, утвержденный распоряжением Правительства Республики Карелия от 16.07.2009 N 271р-П, включены: пашни, залежи, сенокосы, пастбища, земли, занятые многолетними насаждениями, находящиеся у граждан и юридических лиц на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования, аренды, кадастровая стоимость которых превышает средний уровень кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий по муниципальному району (городскому округу) более чем на 10 процентов; пашни, залежи, сенокосы и пастбища осушенные, находящиеся у граждан и юридических лиц на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования, аренды; пашни, залежи, сенокосы, пастбища, земли, занятые многолетними насаждениями, находящиеся в фонде перераспределения земель, кадастровая стоимость которых превышает средний уровень кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий по муниципальному району (городскому округу) более чем на 10 процентов; пашни, залежи, осушенные, находящиеся в фонде перераспределения земель.
Земельные участки с кадастровыми номерами N и N были поставлены на кадастровый учет 10.02.2022, земельный участок с кадастровым номером N - 11.02.2022, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Деревянского сельского поселения, утвержденными решением Совета Прионежского муниципального района от 17.12.2020 N7, спорные земельные участки расположены за границами населенных пунктов в территориальной зоне СХ-1 (зона сельскохозяйственного использования, сельхозугодья), которая предназначена для размещения пашен, сенокосов, пастбищ, залежей, земель, занятых многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.). Градостроительные регламенты для сельскохозяйственных угодий не установлены.
В силу правовой позиции, изложенной в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2022 г. N 75-КАД22-1-КЗ, нахождение земельного участка в территориальной зоне СХ-3 "зона сельскохозяйственного использования (сельхозугодья)" само по себе не свидетельствует об отнесении земельного участка к сельскохозяйственным угодьям, для правильного разрешения спора юридически значимым обстоятельством является установление факта отнесения земель, на которых расположен земельный участок, к сельскохозяйственным угодьям. Судам необходимо установить, находится ли земельный участок на землях сельскохозяйственных угодий либо он выбыл из сельскохозяйственных угодий в связи с утратой ценности.
С этой целью судом апелляционной инстанции была запрошена информация в филиале ПИК "Роскадастр" по Республике Карелия из государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, согласно которой спорные земельные участки расположены на землях Петрозаводской птицефабрики Прионежского района, о чем свидетельствуют фрагменты материалов по выдаче свидетельства в бессрочное пользование землей Петрозаводской птицефабрике Прионежского района 1992 г. инв. N 21892-ОД, материалов инвентаризации земель Петрозаводской птицефабрики 1988 г. инв. N2160 ПОД, материалов инвентаризации орошаемых и осушенных земель Петрозаводской птицефабрики 1987 г. инв. N 2145 ПОД.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении. При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
С учетом изложенного решение в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права было отменено с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была бы дана оценка судом апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судом апелляционной инстанции доказательств и оспариванию обоснованности выводов суда об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 14 августа 2023 года по административному делу N 2а-4166/2023 по административному исковому заявлению Баранцева Олега Станиславовича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (далее - Росреестр) о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации прав и понуждении к осуществлению определенных действий оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 14 августа 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 18 декабря 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.