Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М, судей Рябинина К.В, Бельмас Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Республике Карелия на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 3 августа 2023 года, по административному делу N 2а - 3327/2023 по административному исковому заявлению ФИО11 к Управлению Росреестра по Республике Карелия, регистратору Управления Росреестра по Республике Карелия ФИО12 о признании уведомления о приостановлении государственной регистрации прав незаконным.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Цыганаш Т.К, обратилась с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным уведомление от 2 декабря 2022 г. N Управления Росреестра по Республике Карелия и возложить на административного ответчика обязанность зарегистрировать право собственности административного истца на земельный участок с кадастровым номером N, по тем основаниям, что согласно уведомления о приостановлении государственной регистрации права собственности административного истца на земельный участок с кадастровым номером N на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", земельный участок с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования" не может быть предоставлен ей в собственность без проведения торгов до истечения трех лет с момента заключения договора аренды, договор аренды заключен 24 августа 2022 г. на 49 лет. Ссылаясь на то, что на возникшие правоотношения распространяют свое действие положения подпункта "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 N 629 и спорный земельный участок может быть передан ей в собственность без применения условий, предусмотренных статьей 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 25 апреля 2023 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 3 августа 2023 года, решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 25 апреля 2023 г. отменено. Принято по делу новое решение, которым административное исковое заявление Цыганаш Т. К. к Управлению Росреестра по Республике Карелия, регистратору Управления Росреестра по Республике Карелия Тюковой Н. Ю. о признании уведомления о приостановлении государственной регистрации прав незаконным удовлетворено. Признано незаконным уведомление Управления Росреестра по Республике Карелия от 2 декабря 2022 г. N. Суд обязал Управление Росреестра по Республике Карелия осуществить государственную регистрацию прав в отношении земельного участка с кадастровым номером N на основании договора купли - продажи земельного участка от 18 ноября 2022 г. N 190-м/20, заключенного между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия и ФИО13, при отсутствии иных оснований для отказа.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 12 октября 2023 года представитель заявителя просит об отмене апелляционного определения с оставлением в силе решения суда первой инстанции, ссылаясь на нарушения судом апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции.
Судами установлено и следует из материалов дела, что на основании заявления административного истца Цыганаш Т.К. о предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка для целей ведения личного подсобного хозяйства распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 15 июня 2022 г. N 3821-м/20р была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1670 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования. Предварительно согласовано административному истцу предоставление указанного земельного участка в аренду для цели использования - ведение личного подсобного хозяйства на полевом участке. Предоставление земельного участка в аренду возможно в случае проведения работ по формированию земельного участка и постановки его на государственный кадастровый учет.
1 июля 2022 г. на государственный кадастровый учет был поставлен земельный участок с кадастровым номером N, площадью 1684 кв.м, местоположение: Республика Карелия, Прионежский район, Деревянское сельское поселение, урочище Лососинное, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования.
24 августа 2022 г. между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия и Цыганаш Т.К. заключен договор N 200-м/20 аренды вышеуказанного земельного участка.
Земельный участок предоставляется в целях ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках (пункт 1.2 договора аренды). Срок аренды участка - 49 лет с даты подписания договора (пункт 2.1 договора аренды). Государственная регистрация аренды осуществлена Росреестром 26 августа 2022 г. (номер регистрации N).
18 ноября 2022 г. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия и Цыганаш Т.К. заключили договор купли-продажи указанного земельного участка N 190-м/20, по условиям которого земельный участок предоставляется в собственность на основании подпункта "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году" для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках (пункт 1.1 договора купли-продажи).
Административный истец, обратившись 23 ноября 2022 г. в Управление Росреестра по Республике Карелия, просила зарегистрировать переход права, право собственности на указанный земельный участок. К заявлению были приобщены заявление о государственной регистрации и иные документы.
2 декабря 2022 г. государственным регистратором прав было вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации права собственности N. В обоснование принятого решения приведена ссылка на подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного использования и переданных в аренду гражданину, этому гражданину по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что предоставленный административному истцу в аренду земельный участок не подпадает под действие положений подпункта "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году", поскольку земельный участок находился в аренде административного истца менее 3 лет.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об удовлетворении требований, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что поскольку земельный участок с кадастровым номером 10:20:0064701:1160 с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования", включающего в себя и вид разрешенного использования "ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках", предоставлен административному истцу в аренду без торгов в целях ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, постольку указанный земельный участок, как предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства и предоставленный в аренду без торгов, подпадает под действие положений подпункта "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году" и может быть предоставлен административному истцу в собственность без проведения торгов и без соблюдения трехлетнего срока владения земельным участком, установленного подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Между тем, судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
В силу подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Согласно подпункту "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году" (в редакции, действующей по состоянию на 2 декабря 2022 г.) в 2022г. предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом следующих особенностей: допускается наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, продажа гражданину без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства за границами населенного пункта, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и предоставленных в аренду этому гражданину, при условии отсутствия у уполномоченного органа, предусмотренного статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
В последующем постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2022 N 2536 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 г. N 629" указанные положения также распространяются на 2023 г.
Основанием для приостановления государственной регистрации перехода права, права собственности послужило то, что земельный участок, имеющий согласно сведениям ЕГРН вид разрешенного использования для сельскохозяйственного использования, находится в аренде у Цыганаш Т.К. менее трех лет.
В мотивировочной части апелляционного определения суд апелляционной инстанции правомерно указал на то, что Управлением Росреестра по Республике Карелия не проверялась информация о том, относится ли спорный земельный участок к сельскохозяйственным угодьям, и пришел к выводу, что данные обстоятельства подлежат проверке при повторном рассмотрении заявления Цыганаш Т.К. от 23 ноября 2022 г. о регистрации права собственности на земельный участок на предмет наличия иных оснований для отказа в его удовлетворении.
При этом, в резолютивной части апелляционного определения суд принял решение об обзании Управления Росреестра по Республике Карелия осуществить государственную регистрацию прав в отношении земельного участка с кадастровым номером N на основании договора купли - продажи земельного участка от 18 ноября 2022 г. N 190-м/20, заключенного между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия и Цыганаш Т. К..
Кроме того, принимая такое решение судом апелляционной инстанции не дана оценка сведениям Администрации Прионежского муниципального района о том, что земельный участок с кадастровым номером N расположен в границах территориальной зоны Сх1 - Зоны сельскохозяйственного использования, сельхозугодья.(л.д.70)
Поскольку допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, судебный акт суда апелляционной инстанции подлежит отмене, а дело в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации направлению в Верховный Суд Республики Карелия на новое апелляционное рассмотрение, так как суд кассационной инстанции правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеизложенное и принять судебное постановление в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 3 августа 2023 года - отменить.
Административное дело N 2а - 3327/2023 по административному исковому заявлению Цыганаш Т. К. к Управлению Росреестра по Республике Карелия, регистратору Управления Росреестра по Республике Карелия Тюковой Н. Ю. о признании уведомления о приостановлении государственной регистрации прав незаконным направить на новое рассмотрение в Верховный Суд Республики Карелия.
Настоящее кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.