Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Чуфистова И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Ильина А.Б. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31 января 2023 года (N 2а-55/2023) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 3 июля 2023 года по административному исковому заявлению Ильина А.Б. к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о признании действий (бездействия), выразившихся в ненадлежащих условиях содержания в исправительном учреждении и оказании медицинской помощи незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Ильин А.Б. обратился в суд с административным исковым заявлением к УФСИН России по Республике Коми о признании действий (бездействия), выразившихся в ненадлежащих условиях содержания в исправительном учреждении ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми за период с августа 2014 года по май 2021 года незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 9 000 000 рублей.
В обоснование заявленных требований указал, что в период с августа 2014 года отбывает наказание в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, где нарушаются условия содержания, выразившиеся в том, что по прибытии в исправительной учреждение он был размещен в отряде N 3, где все помещения требуют ремонта, а проводимый косметический ремонт сразу приходил в негодность. Стены в жилых секциях покрыты плесенью, в помещении холодно, сыро, температурный режим не соблюдается, в умывальных комнатах до февраля 2021 года отсутствовала горячая вода, санузел в аварийном состоянии, освещение плохое, водятся грызуны, которые портят одежду и продукты питания; отряд N 3 предусмотрен для осужденных в ограниченными возможностями по здоровью, имеет стесненные условия по квадратуре, медицинское обслуживание проводится в неполном объеме. После стирки вещей в банно-прачечном комплексе вещи приобретают бежевый оттенок; не все душевые лейки работают в душевой, вентиляция отсутствует; пища в столовой не соответствует норме; помещение столовой покрыто грибком. При водворении в ШИЗО нательное белье запрещается, горячая вода в камерах ШИЗО отсутствует, также как и принудительная вентиляция. Условия содержания в иных отрядах также не соответствуют требованиям, и аналогичны указанным выше. В направленных в адрес суда в ходе рассмотрения дела дополнениях к административному исковому заявлению административный истец ссылался на акты ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России и акты прокурорских проверок, которыми установлены нарушения, допущенные в ИК-25 при содержании осужденных, в том числе административного истца, что также просил принять во внимание.
Судом к участию в деле привлечены в качестве административных соответчиков ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 3 июля 2023 года, административное исковое заявление Ильина А.Б. удовлетворено частично. Признаны незаконными действия (бездействие) ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, выразившиеся в ненадлежащих условиях содержания Ильина А.Б. в исправительном учреждении. Признаны незаконными действия (бездействие) ФКЗ МСЧ-11 ФСИН России, выразившееся в ненадлежащем оказании Ильину А.Б. медицинских услуг по имеющимся заболеваниям. Взыскана с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Ильина А.Б. компенсация за нарушение условий содержания в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, ненадлежащее оказание медицинской помощи ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России в размере 70 000 рублей. В удовлетворении требований к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о взыскании компенсации - отказано.
В кассационной жалобе на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 3 июля 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 29 сентября 2023 года, Ильин А.Б. ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их незаконными и необоснованными.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Как следует из материалов дела, административный истец с 15 августа 2014 года отбывает наказание в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми.
Принимая во внимание, что требования административного истца мотивированы, в том числе, ненадлежащим оказанием медицинской помощи по имеющимся у него заболеваниям, судом первой инстанции для проверки указанных доводов была назначена судебно-медицинская экспертиза, производство которой поручено ГБУЗ РК "Бюро судебно-медицинской экспертизы".
Из представленного по результатам проведения комиссионной судебно-медицинской экспертизы заключения N 03/352-22/402-22-П следует, что имели место дефекты оказания медицинской помощи, выраженные в непроведении полного обследования с целью диагностики заболевания по обращению с жалобами на боли в почках, отсутствии консультации врача-уролога, отсутствии лабораторного исследования на коронавирусную инфекцию COVID-19".
Разрешая требования Ильина А.Б. относительно иных ненадлежащих условий содержания, выразившихся в нарушении санитарно-гигиенических и материально-бытовых норм обеспечения, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований, признав отсутствие горячего водоснабжения до 2021 года, нарушении нормы питания, существенным нарушением прав административного истца на надлежащие условия содержания и наличии у него права на получение компенсации.
В остальной части требований административного истца суд не усмотрел оснований для их удовлетворения ввиду неустановления нарушения его прав.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого судебного акта, с указанными выводами согласился.
Выводы судов основаны на правильном применении норм действующего законодательства, в том числе положений в том числе положений Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", положений Свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр, Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, и соответствуют обстоятельствам дела.
Установив несоответствие условий содержания административного истца установленным законом требованиям, суды пришли к верному выводу о том, что ненадлежащими условиями содержания ему причинены лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, данные нарушения свидетельствуют о наличии правовых оснований для взыскания в пользу Ильина А.Б. компенсации за ненадлежащие условия содержания, предусмотренной статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Взыскивая компенсацию в размере 70 000 рублей, суд принял во внимание степень причиненных административному истцу установленным нарушением страданий, характер и продолжительность допущенного нарушения прав, требования разумности и справедливости.
Оснований полагать размер взысканной судом компенсации не отвечающим требованиям разумности и справедливости, суд кассационной инстанции не находит.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и в апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов в кассационном порядке, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 3 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ильина А.Б. - без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31 января 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 3 июля 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 25 декабря 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.