Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Чуфистова И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе МВД России, МВД по Республике Коми, ОМВД России по г. Усинску на решение Усинского городского суда Республики Коми от 13 января 2023 года (N 2а-13/2023) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 11 мая 2023 года по административному исковому заявлению Карманова Э.В. к МВД по Республике Коми, ОМВД России по г. Усинску, МВД России о взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Карманов Э.В. обратился в Усинский городской суд Республики Коми с административным исковым заявлением к ФСИН России, МВД по Республике Коми, ОМВД России по г. Усинску о взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей в размере 20 000 рублей.
В обоснование заявленных требований указал, что в период с 19 по 26 декабря 2013 года, с 12 по 19 февраля 2015 года, с 4 по 12 марта 2015 года, с 20 по 25 марта 2015 года содержался в ИВС ОМВД России по г. Усинску в ненадлежащих условиях, выразившихся в отсутствии прогулочных дворов.
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено МВД России, в качестве заинтересованных лиц - Федорченко Р.А, Радченко С.И.
Решением Усинского городского суда Республики Коми от 13 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 11 мая 2023 года, административные исковые требования Карманова Э.В. к МВД по Республике Коми, ОМВД России по г. Усинску, МВД России о взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей удовлетворены частично. С Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Карманова Э.В. взыскана компенсация за нарушение условий содержания под стражей в размере 3 000 рублей.
В остальной части в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе на решение Усинского городского суда Республики Коми от 13 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 11 мая 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 26 сентября 2023 года, МВД России, МВД по Республике Коми, ОМВД России по г. Усинску ставят вопрос об отмене судебных актов, настаивая на отсутствии нарушений прав административного истца, влекущих взыскание компенсации.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Как следует из материалов дела, Карманов Э.В. содержался в ИВС ОМВД России по г. Усинску в следующие периоды: с 19 по 25 декабря 2013 года, с 12 по 17 февраля 2015 года, с 4 по 11 марта 2015 года, с 20 по 23 марта 2015 года.
В указанный период времени в ИВС ОМВД России по г. Усинску отсутствовал прогулочный двор для лиц, содержащихся в ИВС, что подтверждается государственным контрактом N от 24 августа 2015 года, заключенным ОМВД России по г. Усинску с ИП Арутюняном Р.Г, по условиям которого последний обязался выполнить из своих материалов, собственными силами и средствами общестроительные и сантехнические работы в здании ИВС ОМВД России по г. Усинску, в том числе обустроить прогулочный двор.
Согласно акту N 25 от 1 ноября 2015 года работы по вышеуказанному контракту были выполнены, следовательно, именно с 1 ноября 2015 года введен в эксплуатацию прогулочный двор.
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в период содержания Карманова Э.В. в ИВС ОМВД России по г. Усинску условия содержания административного истца не отвечали требованиям действующего законодательства, в части нарушения права Карманова Э.В. на прогулку в указанные периоды.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого судебного акта, с указанными выводами согласился.
Выводы судов основаны на правильном применении норм действующего законодательства, в том числе положений Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22 ноября 2005 года N 950, разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лип. находящихся в местах принудительного содержания", и соответствуют обстоятельствам дела.
Установив несоответствие условий содержания административного истца установленным законом требованиям, суды пришли к верному выводу о том, что ненадлежащими условиями содержания ему причинены лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, данные нарушения свидетельствуют о наличии правовых оснований для взыскания в пользу Карманова Э.В. компенсации за ненадлежащие условия содержания, предусмотренной статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Взыскивая компенсацию в размере 3000 рублей, суд принял во внимание степень причиненных административному истцу установленным нарушением страданий, характер и продолжительность допущенного нарушения прав, требования разумности и справедливости.
Оснований полагать размер взысканной судом компенсации не отвечающим требованиям разумности и справедливости, суд кассационной инстанции не находит.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и в апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов в кассационном порядке, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Усинского городского суда Республики Коми от 13 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 11 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу МВД России, МВД по Республике Коми, ОМВД России по г. Усинску - без удовлетворения.
Решение Усинского городского суда Республики Коми от 13 января 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 11 мая 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 25 декабря 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.