Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М, судей Мальцевой Е.Г, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФСИН России, ФКУ ИК-19 УФСИН России, УФСИН России по Республике Коми по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 18 сентября 2023 года по административному делу N 2а - 4508/2023 по административному исковому заявлению Королева И. В. к ФСИН России, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми о признании ненадлежащими условий содержания, взыскании компенсации за ненадлежащие условии содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Королев И.В. обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с административным исковым заявлением к ФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации за ненадлежащие условии содержания в исправительных учреждениях в размере 300 000 рублей.
В обоснование заявленных требований указывал, что с 21 января по 19 апреля 2021 года содержался в ФКУ ИК - 1 УФСИН России по Республике Коми, с 02 февраля 2022 года - в ФКУ ИК - 19 УФСИН России по Республике Коми, где условия содержания являлись ненадлежащими, имелась переполненность отрядов, во всех помещениях отрядов отсутствовало горячее водоснабжение, отсутствовала вентиляция, не обеспечивалась приватность санузлов.
Судом первой инстанции к участию в деле привлечены в качестве административных соответчиков ФКУ ИК - 1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, в качестве заинтересованных лиц - УФСИН России по Республике Коми, начальник ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми Трефяк М.М, начальник ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми Алиев Р.Т.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 июня 2023 года, административный иск удовлетворен частично Признаны незаконными действия (бездействие) ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, выразившиеся в ненадлежащем обеспечении условий содержания Королева И.В. в исправительных учреждениях. Взыскана с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Королева И.В. компенсация за нарушение условий содержания в размере 11 000 рублей. В удовлетворении требований Королева И.В. к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 18 сентября 2023 года решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 июня 2023 года отменено в части, в которой признаны незаконными действия (бездействие) ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, выразившиеся в ненадлежащем обеспечении условий содержания Королева Ивана Васильевича в исправительном учреждении. Принято в отмененной части новое решение, которым в удовлетворении требований иска Королева Василия Ивановича о признании незаконными действий (бездействие) ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, выразившихся в ненадлежащем обеспечении условий содержания Королева Ивана Васильевича в исправительном учреждении отказано. В остальной части решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 июня 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 13 октября 2023 года, представитель заявителей просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судо обстоятельствам дела.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Королев В.И. отбывал меру уголовного наказания в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми в период с 28 января по 16 апреля 2021 года, по приезде в которое был размещен в карантинном отделении, с 30 января 2021 года распределен в отряд N 3 общежития N 4, располагаемый в двухэтажном здании в кирпичном исполнении 1978 года постройки, общей площадью здания 719, 9 кв.м, в том числе жилой площадь 655, 0 кв.м.
С 14 апреля по 16 апреля 2021 года Королев В.И. распределен в отряд N7 общежития N2, располагаемый в двухэтажном здании в кирпичном исполнении 1970 года постройки, общей площадью здания 729, 3 кв.м.
Удовлетворяя требования административного истца в части, суд первой инстанции, исходил из несоответствия условий содержания, выразившихся в отсутствии горячего водоснабжения в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми в период с 15 февраля 2022 года по 13 марта 2023 года, в связи с чем, признал за Королевым В.И право на денежную компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в порядке статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определив к взысканию в его пользу 11 000 рублей.
Иных оснований, влекущих присуждение компенсации, суд первой инстанции не усмотрел.
Апелляционная инстанция согласилась с данными выводами суда первой инстанции, указав, при этом, что, суд первой инстанции, не установив нарушений условий содержания административного истца в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, постановилрешение, в соответствии с которым признал незаконными действия (бездействие), в том числе ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, выразившиеся в ненадлежащем обеспечении условий содержания Королева И.В. в исправительном учреждении, в связи с чем, в указанной части решение суда первой инстанции отменено с принятием в отменной части нового решения об отказе в удовлетворении требований иска.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В силу положений статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении. Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с частью 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Из содержания подпункта 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, следует, что задачей ФСИН является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Нормами проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России (СП 15-01), утвержденными приказом Минюста России от 28 мая 2001 года N 161-дсп (утратил силу), предусмотрены требования о подводке горячей воды к умывальникам, в том числе в камерах следственных изоляторов.
Пунктами 20.1, 20.5 Инструкции по проектированию исправительных учреждений и специализированных учреждений уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 02 июня 2003 года N 130-дсп (утратила силу), предусмотрены требования об оборудовании зданий следственных изоляторов и исправительных учреждений горячим водоснабжением, в том числе подводке горячей воды к умывальникам и душевым установкам в режимной зоне зданий.
Согласно пунктам 19.1, 19.5 ныне действующего Свода правил СП 247.1325800.2016. Свод правил. Следственные изоляторы уголовно -исполнительной системы. Правила проектирования, утвержденного Приказом Минстроя России от 15 апреля 2016 года N 245/пр, предусмотрены требования о подводке горячей воды к умывальникам в камерах следственного изолятора.
В соответствии с положениями пунктов 19.2.1 и 19.2.5 Свода Правил 308.1325800.2017 Исправительные учреждения и центры уголовно -исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях), утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы горячим водоснабжением согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также действующих нормативных документов. Подводку горячей воды следует предусматривать к санитарным приборам, требующим обеспечения горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).
В силу части 3 статьи 101 Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно - гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Доводы кассационной жалобы о пропуске административным истцом срока на обращение в суд с данными требованиями получили оценку суда апелляционной инстанции и были правомерно отклонены, поскольку обстоятельство пропуска срока на обращение в суд само по себе не может быть признано достаточным и веским основанием для принятия судом решения об отказе в удовлетворении административных требований без проверки законности оспариваемых административным истцом действий, что следует из статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 20 июня 2023 года в неотмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 18 сентября 2023 года по административному делу N 2а - 4508/2023 - оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК - 19 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России - без удовлетворения.
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 20 июня 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 18 сентября 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.