Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М, судей: Рябинина К.В., Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Потребительского кооператива по эксплуатации стоянки маломерных судов "Прибрежный" на решение Зеленогорского районного суда г. Санкт -Петербурга от 27 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 26 июля 2023 года по административному делу N 2а - 236/2021 по административному исковому заявлению Потребительского кооператива по эксплуатации стоянки маломерных судов "Прибрежный" к Комитету по контролю за имуществом г. Санкт - Петербурга, Ботманову Э. И, Ланцову Д. О, Щербакову О. Ю, Штерну С. Л. о признании незаконными действий, обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав представителя потребительского кооператива эксплуатации стоянки маломерных судов "Прибрежный" Панченко И.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Потребительский кооператив по эксплуатации стоянки маломерных судов "Прибрежный" обратился в Зеленогороский районный суд г. Санкт- Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просили признать незаконными действия:
- Ботманова Э.И, главного специалиста отдела контроля имущества Управления контроля использования имущества северных районов Санкт - Петербурга Комитета по контролю за имуществом Санкт - Петербурга, выразившиеся в заполнении и вручении 25 сентября 2020 года в отсутствие начальника, заранее подписанных начальником незаполненных бланков - уведомлений серии N об освобождении земельного участка N, серии N об освобождении земельного участка N;
- Ланцова Д.О, врио начальника Управления контроля использования имущества северных районов Санкт - Петербурга Комитета по контролю за имуществом Санкт - Петербурга, выразившиеся в подписании и передаче подчиненным сотрудникам незаполненных бланков уведомлений серии N, серии N для их использования по усмотрению подчиненных;
- Штерна С.Л, заместителя председателя Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, выразившиеся в подписании заявки от 28 декабря 2020 года на бланке серии N на организацию работ по освобождению земельного участка N;
- Щербакова О.Ю, главного специалиста одела контроля имущества Управления контроля использования имущества северных районов Санкт- Петербурга Комитета по контролю за имуществом Санкт - Петербурга, выразившиеся в обеспечении им лично 18 марта 2021 года производства работ, в результате которых на грузовом автомобиле государственный номер N с земельного участка N без судебного решения и без составления (оставления) документов было вывезено имущество Потребительского кооператива по эксплуатации стоянки маломерных судов "Прибрежный" стоимостью 899520 рублей.
В качестве способа восстановления нарушенного права, административный истец просил суд обязать Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга:
- отозвать уведомление серии N об освобождении земельного участка N, серии N об освобождении земельного участка N;
- отозвать заявку от 28 декабря 2020 года на бланке серии N на организацию работ по освобождению земельного участка N;
- выдать Потребительскому кооперативу по эксплуатации стоянки маломерных судов "Прибрежный" документы об изъятии 18 марта 2021 года имущества с земельного участка N;
- вернуть Потребительскому кооперативу по эксплуатации стоянки маломерных судов "Прибрежный" изъятое 18 марта 2021 года имущество или возместить его стоимость в случае безвозвратного уничтожения.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве заинтересованного лицо было привлечено СПб ГКУ "Центр повышения эффективности использования государственного имущества".
Решением Зеленогорского районного суда г. Санкт-Петербурга от 27 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллеги по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 18 октября 2022 года в удовлетворении административного иска отказано.
Кассационным определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 10 мая 2023 года апелляционное определение Санкт- Петербургского городского суда от 18 октября 2022 года отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в Санкт-Петербургский городской суд.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 26 июля 2023 года решение Зеленогорского районного суда Санкт- Петербурга от 27 декабря 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 13 октября 2023 года представитель Потребительского кооператива по эксплуатации стоянки маломерных судов "Прибрежный" просит об отмене судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение, полагая, что они постановлены с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 12 февраля 1998 года между Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга в лице начальника агентства Комитета по управлению городским имуществом Курортного района Николаевой О.А. (арендодатель), с одной стороны, и Потребительским кооперативом "Стоянка маломерных судов "Прибрежный" (арендатор), с другой стороны, заключён договор N аренды земельного участка с кадастровым номером N на срок до 8 декабря 2046 года.
10 декабря 2007 года между этими же лицами заключен договор N 22/3K-02390 аренды земельных участков с кадастровыми номерами N и N на срок по 23 мая 2010 года.
Решением Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, принятым 13 января 2011 года по делу N N, Потребительский кооператив по эксплуатации стоянки маломерных судов "Прибрежный" обязан освободить земельные участки с указанными кадастровыми номерами.
Постановлением Тринадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 08 июля 2011 года решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13 января 2011 года по делу N оставлено без изменения, апелляционная жалоба Потребительского кооператива по эксплуатации стоянки маломерных судов "Прибрежный" без удовлетворения.
25 сентября 2020 года на основании приказа Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 сентября 2020 года сотрудниками Комитета по контролю за имуществом Санкт- Петербурга Ботмановым Э.И, Данилюком И.А. проведено обследование земельного участка, расположенного вблизи дома 9, литера А по ул. Прибрежной г. Зеленогорска (внутригородское муниципальное образование г. Санкт-Петербурга).
В ходе обследования земельного участка выявлен факт самовольного размещения административным истцом элементов благоустройства юго- западнее дома N 9 литера А по улице Прибрежная в г. Зеленогорске следующих элементов благоустройства: двух биотуалетов, части металлического ограждения протяженностью 8 м, на земельном участке площадью 861 кв.м, с кадастровым номером N по адресу: "адрес" (западнее дома 11, литер Г), учтенном в Реестре собственности г.Санкт-Петербурга за номером N, а также беседки, навеса, двух биотуалетов, части металлического ограждения протяженностью 34 м, на земельном участке площадью 704 кв.м, с кадастровым номером N по адресу: "адрес"), учтенном в Реестре собственности Санкт-Петербурга за номером N, без оформленных в установленном порядке документов, предусмотренных пунктом 27.4 приложения N 5 к Правилам благоустройства Санкт-Петербурга от 09 ноября 2016 года N 961 "О Правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт - Петербурга". По факту выявленных нарушений на земельных участках с кадастровыми номерами N и N, должностными лицами Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга Ботмановым Э.И, Данилюком И.А. составлен соответствующий акт.
Уведомлениями Комитета по контролю за имуществом Санкт- Петербурга от 25 сентября 2020 года Потребительскому кооперативу по эксплуатации стоянки маломерных судов "Прибрежный" предложено в срок до 15 октября 2020 года освободить незаконно занимаемые участки с кадастровыми номерами N, N.
В связи с тем, что потребительский кооператив СМС "Прибрежный" не предпринял никаких действий по демонтажу незаконно размещенного имущества в установленный срок, Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, во исполнение указанной заявки, на основании предоставленных полномочий, проведены мероприятия по освобождению земельных участков с названными выше кадастровыми номерами.
Между сроком, предоставленным потребительскому кооперативу в уведомлениях для освобождения земельных участков, и фактическим освобождением земельных участков от имущества прошло более 5 месяцев, что свидетельствует о том, что у кооператива имелось достаточно времени для добровольного освобождения земельных участков.
Постановлением первого заместителя председателя Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 12 ноября 2020 года N1708/2020 Потребительский кооператив по эксплуатации стоянки маломерных судов "Прибрежный" привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 16 Закона Санкт-Петербурга от 31 мая 2010 года N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге", и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением Зеленогорского районного суда города Санкт-Петербурга от 08 апреля 2021 года постановление первого заместителя председателя Комитета по контролю за имущество Санкт-Петербурга от 12 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 1 статьи 16 Закона Санкт-Петербурга от 31 мая 2010 года N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге", в отношении Потребительского кооператива по эксплуатации стоянки маломерных судов "Прибрежный" - оставлено без изменения, жалоба Потребительского кооператива по эксплуатации стоянки маломерных судов "Прибрежный" оставлена без удовлетворения. Указанное решение вступило в законную силу 13 мая 2021 года.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что сотрудниками Комитета по контролю за имуществом Санкт - Петербурга в результате обследования земельных участков выявлены признаки нарушений земельного законодательства в части использования земельного участка, находящегося в государственной собственности Санкт - Петербурга, государственная собственность на который не разграничена, а также в сфере правил благоустройства земельных участков. Все мероприятия по обследованию земельного участка с вручением уведомлений о добровольном освобождении земельных участков, а также действия по освобождению земельных участков проведены Комитетом в строгом соответствии с действующим законодательством, в рамках полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанций.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 года N 207 "О мерах по совершенствованию контроля за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга", утверждено Положение о Комитете по контролю за имуществом Санкт-Петербурга.
В соответствии с пунктом 3.2 Постановления Правительства Санкт- Петербурга от 23 марта 2016 года N 207 "О мерах по совершенствованию контроля за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга" для выполнения задач, предусмотренных в разделе 2 настоящего Положения, Комитет реализует следующие полномочия и функции (государственные услуги и государственные функции) осуществляет мониторинг использования объектов нежилого фонда, а также земельных участков, для этих целей проводит обследования объектов мониторинга, сбор и систематизацию сведений о целевом использовании таких объектов, об их пользователях, о соблюдении установленных действующим законодательством требований безопасности при их использовании для подготовки информации Губернатору Санкт-Петербурга.
Распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт- Петербурга от 5 сентября 2017 года N 11-р утвержден Порядок проведения обследований земельных участков и объектов нежилого фонда.
Названный Порядок регулирует вопрос организации и осуществления структурными подразделениями Комитета обследования объектов нежилого фонда, а также земель и земельных участков, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена.
Проведение обследований осуществляется в целях реализации полномочий Комитета, предоставленных пунктом 3.2 Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 года N 207 "О мерах по совершенствованию контроля за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга" по осуществлению мониторинга использования земельных участков.
Согласно пункту 1.4 Порядка предметом обследования является соблюдение требований действующего законодательства по использованию объектов недвижимости.
В силу абзаца 4 пункта 1.3 Порядка объектами обследований, в том числе являются земельные участки. В соответствии с пунктом 4.1 Порядка по результатам обследования должностными лицами Комитета, проводившими обследование объекта недвижимости, составляется акт обследования объекта нежилого фонда или акт обследования земельного участка.
Проведение обследования проводится по одному из оснований, указанных в пункте 2.1 Порядка на основании приказа Комитета, в том числе обращения граждан, указывающие на нарушения в области использования объектов недвижимости.
Согласно пункту 3.9 Порядка при выявлении в ходе проведения обследований признаков нарушений земельного законодательства, выразившихся в использовании земельного участка без правоустанавливающих документов, должностные лица Комитета, проводившие обследование, составляют уведомление об устранении выявленного нарушения по форме, установленной приказом Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга от 15 марта 2017 года N 49-п, и размещают его на объекте недвижимости либо вручают руководителю или уполномоченному представителю правообладателя (пользователя) объекта недвижимости в случае его участия в проведении обследования.
Согласно пункту 27.3 приложения N 5 к Правилам на территории Санкт-Петербурга запрещена самовольная установка (размещение) элементов благоустройства. Таким образом, на основании пункта 2.4.3. приложении я N 4 к Правилам размещение элементов благоустройства в отсутствие документов, предусмотренных пунктом 27.4 приложения N 5 к Правилам, образует состав административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 16 Закона.
Судами установлено, что в собственности Санкт-Петербурга находятся следующие земельные участки:
- площадью 704+/-9 кв.м, кадастровый номер N, по адресу "адрес"
- площадью 861+/-10 кв.м, кадастровый номер N, по адресу: "адрес"
Основанием для проведения административным ответчиком обследования послужило поступившее в Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга электронное обращение Макаровой Е.С. о размещении, в том числе на земельных участках с кадастровыми NN N и N объектов капитального строительства, которые обладают признаками самовольной постройки в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, зарегистрировано за N от 14 сентября 2020 года.
Как следует из материалов дела, обследование земельных участков проводилось на основании приказа Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 сентября 2020 года N 6334-по, осуществлялось должностными лицами Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга на основании Порядка проведения обследований земельных участков и объектов нежилого фонда в рамках осуществления мониторинга использования земельных участков, а не в рамках осуществления земельного контроля в форме внеплановой проверки Потребительского кооператива по эксплуатации стоянки маломерных судов "Прибрежный".
Другим решением Зеленогорского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 04 октября 2021 года по административному делу N 2а-148/2021, Потребительскому кооперативу по эксплуатации стоянки маломерных судов "Прибрежный" отказано в удовлетворении административного иска к Комитету по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, должностным лицам Ботманову Э.И. и Данилюку И.А. об оспаривании действий указанных должностных лиц Комитета, выразившихся, по утверждению представителя кооператива, в самовольном обследовании 25 сентября 2020 года земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N, и составлении акта от 25 сентября 2020 года обследования земельного участка по другому адресу: "адрес" а также в возложении на Комитет по контролю за имуществом Санкт- Петербурга обязанности вручить потребительскому кооперативу копию акта обследования земельного участка от 25 сентября 2020 года и воздержаться от совершения любых действий, вытекающих из указанного акта.
Апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от 20 июня 2022 года решение Зеленогорского районного суда Санкт-Петербурга от 04 октября 2021 года по административному делу N2а-148/2021 оставлено без изменения.
Отсутствие противоправного поведения в действиях должностных лиц Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга подтверждено и тем, что результатам проведенной проверки заявления представителя потребительского кооператива по эксплуатации стоянки маломерных судов "Прибрежный" от 06 апреля 2021 года о противоправных действиях в отношении имущества кооператива (материал КУСП-3550), в возбуждении уголовного дела было отказано по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации - отсутствие события преступления.
Действия врио начальника Управления контроля использования имущества северных районов Санкт-Петербурга Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга Ланцова Д.О, выразившиеся в подписании и передаче подчиненным сотрудникам (Ботманову Э.И.) незаполненных бланков уведомлений серии N серии N, не может быть признано незаконным, т.к. они были выданы в соответствии с актами после обследования земельных участков, которыми было установлено незаконное использование земельных участков.
Подписание заместителем председателя Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга Штерном С.Л. заявки от 28 декабря 2020 года на бланке серии ЗС/О N004795 на организацию работ по освобождению земельного участка N не противоречит приведённым выше нормативным актам и Положению о Комитете; данные действия предприняты в соответствии с полномочиями Комитета, предусмотренными пунктом 3.18 Положения о Комитете имущественных отношений Санкт- Петербурга от 23 марта 2016 года N 207 "О мерах по совершенствованию контроля за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга", в котором указано, что Комитет осуществляет распоряжение расположенными на территории Санкт-Петербурга земельными участками в части осуществления действий по их освобождению от движимого имущества лиц, незаконно использующих земельные участки.
Действия главного специалиста одела контроля имущества Управления контроля использования имущества северных районов Санкт-Петербурга Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга Щербакова О.Ю, выразившиеся в обеспечении им лично 18 марта 2021 года производства работ, в результате которых на грузовом автомобиле с земельного участка 78:38:0022488:1004 вывезено имущество Потребительского кооператива СМС "Прибрежный" стоимостью 899520 рублей, неразрывно связаны с выполнением своих должностных обязанностей по заявке Комитета на освобождение земельного участка, в связи с чем незаконность в его действиях отсутствует.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права и процессуального права, были предметом изучения суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание выводов судов об установленных обстоятельствах дела и не служат предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Зеленогорского районного суда г. Санкт -Петербурга от 27 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 26 июля 2023 года по административному делу N 2а - 236/2021 - оставить без изменения, кассационную жалобу Потребительского кооператива по эксплуатации стоянки маломерных судов "Прибрежный" - без удовлетворения.
Решение Зеленогорского районного суда г. Санкт -Петербурга от 27 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 26 июля 2023 года, кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.