Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М, судей Рябинина К.В, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Потапова А. М. на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 24 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 30 августа 2023 года по административному делу N 2а -5126/2023 по административному исковому заявлению Потапова А. М. к администрации Невского района Санкт- Петербурга, Санкт-Петербургскому ГКУ ЖА Невского района Санкт- Петербурга, Комитету финансов Санкт-Петербурга, Жилищному комитету Санкт-Петербурга о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушения.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав пояснения представителей администрации Невского района Санкт - Петербурга Волковой К.А, Санкт - Петербургского ГКУ ЖА Невского района Санкт- Петербурга Янсон Т.М, Комитета финансов Санкт-Петербурга Завьяловой Е.А, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Потапов А.М. обратился в Невский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к администрации Невского района Санкт-Петербурга, Санкт- Петербургскому ГКУ ЖА Невского района Санкт-Петербурга, Комитету финансов Санкт-Петербурга, Жилищному комитету Санкт-Петербурга, в котором просил признать незаконными бездействие административных ответчиков, не осуществивших незамедлительный ремонт с 06 июня 2022 года в его квартире и не включивших административного истца в адресную программу на 2023 год на проведение косметического ремонта проведение косметического ремонта в установленный законом срок в квартире по адресу: "адрес", а также в порядке п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ возложить на административных ответчиков обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца, незамедлительно начать ремонт с включением его в адресную программу на 2023 год, впереди всех очередников (вне очередников) и произвести косметический ремонт по адресу: "адрес".
В административном исковом заявлении Потапов А.М. указал, что апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от 22 июля 2021 года на администрацию Невского района Санкт-Петербурга возложена обязанность поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с 25 июня 2019 года. 06 июня 2022 года ему администрацией Невского района Санкт-Петербурга была предоставлена квартира по адресу: "адрес", которую он осмотрел и дал предварительное согласие на это жилое помещение. Однако, в квартире отсутствовал косметический ремонт, который администрация Невского района Санкт-Петербурга обязалась провести в 2023 году. В последующем административный истец обращался в администрацию Невского района Санкт-Петербурга с просьбой указать дату ремонта, и после длительной переписки с государственными органами и прокуратурой Невского района Санкт- Петербурга он получил ответ о том, что адресная программа на ремонт квартир на 2023, 2024 и 2025 годы сформирована, ремонт квартиры возможен лишь только после выполнения адресной программы на 2023 год при экономии или дополнительном финансировании. Учитывая, что квартира административному истцу была предоставлена апреле 2022 года, адресный перечень на ремонт формируется в апреле-июне 2022 года, следовательно, в действиях ответчиков усматривается бездействие, нарушающее права и законные интересы административного истца, являющегося инвалидом второй группы.
Решением Невского районного суда г. Санкт-Петербурга от 24 апреля 2033 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 30 августа 2023 года, в удовлетворении административных исковых требований Потапова А.М. отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 13 октября 2023 года, административный истец просит об отмене судебных актов и вынесении нового решения об удовлетворении требований, полагая, что они постановлены с неправильным применением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
В возражениях на кассационную жалобу Прокуратура Невского района просит оставить судебные акты без изменения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Потапов А.М. 10 марта 1980 года рождения является инвалидом второй группы бессрочно.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 14 июля 2020 года Потапову А.М. было отказано в удовлетворении иска к администрации Невского района Санкт-Петербурга, Потаповой В.И. в установлении факта, признании незаконным решения об отказе в принятии истца на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязании администрации поставить истца на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от 22 июля 2021 года решение Невского районного суда Санкт- Петербурга отменено, администрация Невского района Санкт-Петербурга обязана судом поставить Потапова А.М. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма с 25 июня 2019 года, определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 17 ноября 2022 года апелляционное определение оставлено без изменения.
На основании судебных актов истец был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и Потапову А.М, как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания к осмотру было предложено две квартиры в разных районах Санкт-Петербурга, от осмотра которых он отказался.
06 июня 2022 года административный истец предварительно согласился на получение квартиры по адресу: "адрес", при условии выполнения ремонта в ней в 2023 году.
14 июля 2022 года истец был уведомлен администрацией Невского района Санкт-Петербурга о том, что квартира по адресу: "адрес" будет включена в адресный перечень проведения ремонтных работ на 2023 год.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что административными ответчиками предприняты все меры по включению квартиры, по вышеуказанному адресу, в адресную программу ремонта квартир на 2023 год, фактических данных в подтверждение наступления для административного истца неблагоприятных последствий, указанных в ст. 218, п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, вследствие оспариваемого бездействия административных ответчиков, в дело не представлено.
С данными выводами судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции согласна по следующим основаниям.
Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен ч.ч. 3, 4 ст. 57 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
При этом содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам упомянутой категории жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 указанного кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие- либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19 декабря 2017 года N1098 "Об администрациях районов Санкт - Петербурга" к компетенции администрации района Санкт - Петербурга в сфере жилищной политики относятся полномочия указанные в разделе 3.12 Постановления: предоставлять в установленном порядке жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга по договорам социального найма; на основании заключений районных межведомственных комиссий принимать решения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан с указанием его дальнейшего использования, за исключением случаев, когда принятие указанных решений отнесено к компетенции федеральных органов исполнительной власти; принимать решения о включении жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга в специализированный жилищный фонд Санкт-Петербурга с отнесением таких помещений к жилым помещениям для социальной защиты отдельных категорий граждан и об исключении указанных жилых помещений из специализированного жилищного фонда Санкт- Петербурга; признавать граждан нуждающимися в специальной социальной защите; предоставлять жилые помещения специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга, относящиеся к жилым помещениям для социальной защиты отдельных категорий граждан, по договорам безвозмездного пользования; осуществлять отдельные функции по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга - жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения, установленные Правительством Санкт-Петербурга.
В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30 декабря 2003 года N175 "О Жилищном комитете" к компетенции Жилищного комитета Санкт-Петербурга разделом 3.3. Постановления отнесены следующие полномочия в сфере единой государственной жилищной политики Санкт-Петербурга: осуществлять учет и принимать решения об использовании жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, в том числе: принимать решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования; обеспечивать координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений, входящих в состав жилищного фонда Санкт-Петербурга и частного жилищного фонда, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания (далее - жилые помещения инвалидов), с учетом потребностей инвалидов; обеспечивать проведение проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором расположено жилое помещение инвалида, в целях приспособления жилого помещения инвалида и(или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором расположено жилое помещение инвалида, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
В соответствии с разделом 3 Постановления Правительства Санкт- Петербурга от 05 мая 2004 года N721 "О Комитете финансов Санкт- Петербурга" Комитет для осуществления задач, предусмотренных разделом 2 настоящего Положения, обладает полномочиями, в том числе и: разрабатывать и согласовывать проекты правовых актов по вопросам, находящимся в компетенции Комитета; разрабатывать предложения по организации бюджетного процесса в Санкт-Петербурге на основе применения современных информационных технологий при обеспечении разработки, развития и модификации функциональных возможностей автоматизированной информационной системы бюджетного процесса - электронного казначейства и иных автоматизированных информационных систем финансового управления; осуществлять управление находящимся в его ведении государственным имуществом; осуществлять мероприятия по управлению ликвидностью и рисками при исполнении бюджета Санкт-Петербурга, определять остаток (размер) активов (государственных ценных бумаг Санкт-Петербурга) и свободных средств (остатков средств на счетах по учету средств бюджета Санкт- Петербурга) для своевременного и полного выполнения финансовых обязательств перед получателями средств бюджета Санкт-Петербурга; утверждать лимиты бюджетных обязательств главных распорядителей средств бюджета Санкт-Петербурга.
Согласно постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 16 февраля 2011 года N196 "Об изменении целей и определения предметов деятельности Санкт-Петербургских государственных учреждений - районных жилищных агентств", а также постановления Правительства Санкт-Петербурга от 11 апреля 2019 года N202 "Об изменении целей и предмета деятельности Санкт-Петербургских государственных казенных учреждений - районных жилищных агентств" (далее постановление N202), Положения о Комитете имущественных отношений Санкт- Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт- Петербурга от 16 февраля 2015 года N98 распоряжением Комитета по управлению городским имуществом от 07 года 2019 года N2501-рз утвержден устав Учреждения в новой редакции.
Суды обоснованно пришли к выводу о том, что осуществление ремонта в квартирах, принадлежащих Санкт-Петербургу, относится к компетенции районных жилищных агентств.
В законе о бюджете Санкт - Петербурга на соответствующий финансовый год предусматриваются бюджетные ассигнования на содержание недвижимого имущества, переданного учреждению в оперативное управление, безвозмездное пользование или переданных на ином законном основании (закон Санкт-Петербурга от 29.11.2022 года N666-104 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов").
В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Федеральный закон N44-ФЗ) закупка работ (услуг) по техническому обслуживанию осуществляется путем заключения контракта.
Судами установлено, что 14.07.2022 года адресная программа на 2023 год утвержденная главой Администрации и была перенаправлена в Жилищный комитет и утверждена соответствующим органом (без учета спорного жилого помещения).
22.07.2022 года в адрес СПб ГКУ "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга" направлена информация о необходимости включения указанного адрес в адресную программу по ремонту пустующих жилых помещений.
Как следует из ответов ГКУ "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга" от 05 декабря 2022 года, 07 ноября 2022 года, 13 марта 2023 года квартира по адресу: "адрес" не была включена в адресную программу на 2023 год на выполнение работ по косметическому ремонту.
21 апреля 2023 года администрацией Невского района Санкт- Петербурга, после получения одобрения Жилищного комитета Санкт- Петербурга, в адрес СПб ГКУ ЖА Невского района Санкт-Петербурга направлен перечень жилых помещений для включения в адресную программу по ремонту пустующих жилых помещений на 2023 год за счет средств экономии денежных средств после проведения конкурсных процедур, и в перечень 10 апреля 2023 года включена квартира по адресу: "адрес", в связи с исключением из адресного перечня иной квартиры.
Указывая на нарушение своих прав административный истец ссылался на невключение сведений о ремонте квартиры в адресную программу на 2023 год.
Как следует из материалов дела квартира по адресу: г. Санкт- Петербург, ул. Дыбенко, д. 20, к. 3, кв. 43 включена в перечень жилых помещений для включения в адресную программу по ремонту пустующих жилых помещений на 2023 год.
Кроме того, установлено, что на 14 июля 2023 года СПб ГКУ "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга" выполнило ремонт вышеуказанной квартиры, что подтверждается актом о приемке в эксплуатацию рабочей комиссией законченных работ по выполнению ремонта квартир, находящихся в собственности Санкт- Петербурга от 14 июля 2023 года, что также подтверждает административный истец в своем заявлении от 22 августа 2023 года.
Доводы кассационной жалобы об обязанности ответчиков по совершению всех действий вне очереди получили оценку суда апелляционной инстанции и были правомерно отклонены, как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства, поскольку сама по себе процедура и порядок исполнения такого обязательства по производству ремонта административными ответчиками была соблюдена, данная процедура не содержит требований о внеочередном производстве ремонта, что не лишало административного истца истребовать у администрации района иные варианты иных жилых помещений для осмотра и предоставления на основании договора социального найма, в том числе и во внеочередном порядке.
Доводы кассационной жалобы направлены не переоценку обстоятельств по делу и на существо принятых судебных актов не влияют, им была дана оценка судами при рассмотрении административного дела и апелляционной жалобы в соответствии с положениями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства. Доказательства по делу оцениваются судом на предмет их относимости и допустимости по делу.
Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела установлены правильно, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены постановленных судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в ней, судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 24 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 30 августа 2023 года по административному делу N 2а -5126/2023 - оставить без изменения, кассационную жалобу Потапова А. М. - без удовлетворения.
Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 24 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 30 августа 2023 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.