Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Городкова А.В, судей: Зеленского А.М, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Бабенкова "данные изъяты" на решение Вытегорского районного суда Вологодской области от 07 марта 2023 года (с учетом определения Вытегорского районного суда Вологодской области от 16 марта 2023 года), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 06 июля 2023 года по административному делу N2а-108/2023 по административному исковому заявлению Бабенкова "данные изъяты" к МВД России, ОМВД России по Вытегорскому району об обжаловании условий содержания в изоляторе временного содержания и взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бабенков А.К. обратился в суд с административным исковым заявлением к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вытегорскому району (далее - ОМВД России по Вытегорскому району), Министерству внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) о признании действий ОМВД России по Вытегорскому району незаконными, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в изоляторе временного содержания в размере 1 500 000 рублей. В обоснование требований указал, что в период с 28 сентября 2022 года по 07 октября 2022 года он находился в изоляторе временного содержания ОМВД России по Вытегорскому району (далее - ЛВС ОМВД России по Вытегорскому району) в ненадлежащих условиях: в камере температурный режим не соответствовал нормам, не оказывалась медицинская помощь, не соблюдалась приватность в санитарной комнате (отсутствовали стены), кроме того, не было унитаза, не имелось фильтров для воды, отсутствовала горячая вода и возможность её подогреть, с внутренней стороны окна установлены решетки, препятствующие его открытию для проветривания, окно расположено выше уровня глаз, маленького размера, стекло непрозрачное, тусклое освещение, отсутствует вентиляция.
Протокольным определением суда от 23 января 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области (далее - УМВД России по Вологодской области).
Решением Вытегорского районного суда Вологодской области от 07 марта 2023 года (с учетом определения Вытегорского районного суда Вологодской области от 16 марта 2023 года), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 06 июля 2023 года, иск удовлетворен частично. Признаны незаконными действия ОМВД России по Вытегорскому району, выразившиеся в необеспечении надлежащих условий содержания под стражей Бабенкова А.К. в ИВС ОМВД России по Вытегорскому району в период с 28 сентября 2022 года по 05 октября 2022 года в части нарушения температурного режима и неоказания медицинской помощи, взыскана компенсация в размере 5 000 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления административные стороны подали кассационные жалобы, в которых ставится вопрос об отмене. В обоснование жалоб приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3 указанной нормы).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В пункте 2 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, статьи 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статьи 93, 99, 100 УИК РФ, статья 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с названным Кодексом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулирует и определяет Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон от 15 июля 1995 годаN 103-ФЗ).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации.
Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности (далее, если не требуется соответствующее уточнение, - изоляторы временного содержания) предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений (статья 9 Федерального закона от 15 июля 1995 годаN 103-ФЗ).
Статьей 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ установлено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Приказом МВД России от 22 ноября 2005 года N 950 утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (далее - Правила внутреннего распорядка).
Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом (пункт 42 Правила внутреннего распорядка).
Пунктом 45 Правил внутреннего распорядка предусмотрено, что камеры изоляторов временного содержания оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
Частично удовлетворяя административные исковые требования Бабенкова А.К, суд первой инстанции исходил из того, что неполное соответствие условий содержания административного истца установленным законом требованиям в части нарушения температурного режима и неоказания медицинской помощи, нашло свое подтверждение, что нарушало права и законные интересы административного истца, гарантированные законом, в связи с чем пришел к выводу о необходимости присуждения компенсации в размере 5 000 рублей.
Иных нарушений условий содержания в ИВС ОМВД России по Вытегорскому району, на которые ссылался административный истец в своем административном исковом заявлении, судом первой инстанции не установлено.
Указанный вывод является правильным, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального и процессуального права.
Как следует из материалов административного дела, Бабенков А.К. в период с 28 сентября 2022 года по 07 октября 2022 года содержался в камере N 3 ИВС ОМВД России по Вытегорскому району.
Приказом Минстроя России от 17 января 2018 года N 19/пр утвержден и введен в действие Свод правил "СП 500.1325800.2018. Свод правил. Здания полиции. Правила проектирования".
В соответствии с пунктом 13.11, таблицей 13.1 названного Свода правил в помещениях для содержания лиц в ИВС и СПАД, комнатах задержанных, изоляторов для вновь прибывших температура воздуха в помещениях в холодный период года должна составлять 18°С.
Из имеющейся в материалах дела копии постановления администрации муниципального образования "Город Вытегра" от 01 сентября 2022 года N 279 "О начале отопительного сезона" следует, что отопительный сезон 2022 - 2023 года начался в муниципальном образовании "Город Вытегра" с 08 сентября 2022 года (т. 1 л.д. 80).
Согласно письму акционерного общества "Вологодская областная энергетическая компания" от 17 октября 2022 года по результатам обследования внутренней системы отопления здания РОВД и ИВС ОМВД России по Вытегорскому району было выявлено, что система завоз душена, не проведена очистка фильтров в тепловом пункте здания, причины устранены 05 октября 2022 года (т. 1 л.д. 104).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в период с 28 сентября 2022 года по 05 октября 2022 года температурный режим в помещениях ИВС ОМВД России по Вытегорскому району не соответствовал нормам, указанные обстоятельства подтверждаются, в том числе, копиями материалов прокурорской проверки, представленных по запросу суда апелляционной инстанции (т. 2 л.д. 46-47, 70-72).
Вопреки доводам МВД России, УМВД России по Вологодской области наличие нарушений со стороны акционерного общества "Вологодская областная энергетическая компания" в данном случае правового значения не имеет, поскольку именно на административного ответчика возложена обязанность по обеспечению надлежащих условий содержания лиц, находящихся под стражей, и содержащихся в подведомственных ему учреждениях, надлежащих мер к устранению допущенного нарушения до 05 октября 2022 года административным ответчиком предпринято не было.
Опровергаются материалами дела и доводы МВД России, УМВД России по Вологодской области об отсутствии жалоб со стороны Бабенкова А.К, как отражено выше, административный истец направлял жалобу в прокуратуру Вытегорского района, где допущенное нарушение нашло свое подтверждение, а также в ОМВД России по Вытегорскому району, на что начальником ОМВД России по Вытегорскому району подготовлен ответ от 05 октября 2022 года о несоответствии температурного режима в здании ИВС ОМВД России по Вытегорскому району (т. 2 л.д.46 оборот).
Оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно- эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
При ухудшении состояния здоровья подозреваемого или обвиняемого сотрудники мест содержания под стражей безотлагательно принимают меры для организации оказания подозреваемому или обвиняемому медицинской помощи (статья 24 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ).
В соответствии с пунктами 122, 123, 124, 125 Правил внутреннего распорядка лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в ИВС проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан и нормативными правовыми актами МВД России. Администрация ИВС обязана выполнить санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Подозреваемые и обвиняемые могут обращаться за помощью к медицинскому работнику, дежурному и начальнику ИВС во время ежедневного обхода камер и опроса содержащихся лиц, а в случае ухудшения состояния здоровья - к любому сотруднику ИВС, который обязан об этом незамедлительно доложить дежурному либо начальнику ИВС. Результаты обхода и оказания медицинской помощи отражаются в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, и в журнале санитарного состояния ИВС.
С целью определения состояния здоровья и наличия телесных повреждений у подозреваемых и обвиняемых при поступлении в ИВС, лиц, освобождаемых из ИВС или передаваемых конвою для этапирования, обязательно проводятся медицинские осмотры, с отражением данных осмотров в медицинских журналах.
При отсутствии медицинского работника медицинский осмотр проводит специально подготовленный сотрудник полиции, с последующим осмотром медицинским работником.
При ухудшении состояния здоровья либо в случае получения подозреваемыми или обвиняемыми телесных повреждений его медицинское освидетельствование производится безотлагательно медицинским работником ИВС, а в случае отсутствия такового - в установленном порядке медицинскими работниками лечебно-профилактических учреждений государственной или муниципальной системы здравоохранения. Результаты медицинского освидетельствования фиксируются в установленном порядке и сообщаются подозреваемому или обвиняемому.
Приказом МВД России N 1115, Минздрава России N 475 от 31 декабря 1999 года утверждена Инструкция о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел (далее - Инструкция).
Медицинские работники изоляторов временного содержания органов внутренних дел организуют и осуществляют медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, контроль за выполнением в ИВС государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В случае отсутствия в ИВС медицинских работников функции по медико- санитарному обеспечению подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений возлагаются на медицинских работников здравпункта городского, районного и линейного органа внутренних дел (пункт 1 Инструкции).
В соответствии с пунктами 9, 10 Инструкции в течение первых суток пребывания в ИВС проводится первичный медицинский осмотр всех вновь поступивших с целью выявления лиц с подозрением на инфекционные заболевания, представляющих опасность для окружающих, и больных, нуждающихся в скорой медицинской помощи. При этом обращается особое внимание на наличие проявлений кожных, венерических, психических заболеваний, пораженность педикулезом, чесоткой.
В случае отсутствия медицинского работника в период поступления в ИВС вновь прибывших лиц, дежурный по ИВС, а при отсутствии штатного дежурного по ИВС - дежурный (помощник дежурного) по органу внутренних дел, опрашивает их о состоянии здоровья.
При наличии жалоб от вновь поступивших лиц на плохое самочувствие или признаках заболевания (травмы) дежурный по ИВС (дежурный, помощник дежурного по органу внутренних дел) обязан немедленно вызвать медицинского работника ИВС либо бригаду скорой медицинской помощи.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ввиду отсутствия в ИВС ОМВД России по Вытегорскому району штатного медицинского работника, между ОМВД России по Вытегорскому району и бюджетным учреждением здравоохранения Вологодской области "Вытегорская центральная районная больница" (далее - БУЗ ВО "Вытегорская ЦРБ") заключен договор от 03 августа 2022 года N 25 на проведение медицинских обследований и оказание медицинской помощи арестованным и (или) задержанным гражданам при поступлении в ИВС ОМВД России по Вытегорскому району (т. 1 л.д. 167-168).
28 сентября 2022 года в 20 часов 45 минут при поступлении Бабенкова А.К. в ИВС ОМВД России по Вытегорскому району помощником дежурного вызвана бригада скорой помощи БУЗ ВО "Вытегорская ЦРБ" для проведения первичного медицинского осмотра.
Из письменных объяснений помощника дежурного ИВС ОМВД России по Вытегорскому району Панфилова Д.Н. следует, что в вечернее время 28 сентября 2022 года Бабенкова А.К. обратился к нему с жалобой на плохое самочувствие и попросил вызвать скорую помощь, на что был дан ответ о том, что скорая помощь приедет, как только вернется с вызова (т. 1 л.д. 144).
29 сентября 2022 года Бабенков А.К. был осмотрен медицинским работником, во время осмотра при поступлении у административного истца жалоб не было (т. 1 л.д. 32-33).
Согласно указанным выше объяснениям помощника дежурного ИВС ОМВД России по Вытегорскому району Панфилова Д.Н, 05 октября 2022 года около 02 часов Бабенков А.К. вновь обратился к нему с жалобой на плохое самочувствие и попросил вызвать скорую помощь, помощником дежурного был осуществлён звонок на пульт скорой помощи, где сообщено, что машина скорой помощи на вызове и приехать не может.
Между тем, в материалах дела не имеется доказательств выполнения сотрудником ИВС ОМВД России по Вытегорскому району требований пункта 10 Инструкции, напротив, согласно ответу БУЗ ВО "Вытегорская ЦРБ" от 17 октября 2022 года записей вызовов в ИВС ОМВД России по Вытегорскому району в журнале регистраций вызовов скорой помощи за 04-05 октября 2022 года не зарегистрировано (т. 1 л.д. 107).
Исходя из вышеизложенного, вывод суда первой инстанции о неоказании Бабенкову А.К. медицинской помощи в ИВС ОМВД России по Вытегорскому району, является правильным.
Доводы МВД России, УМВД России по Вологодской области в об отсутствии оснований для взыскания компенсации ввиду отсутствия причинения реального вреда и причинно-следственной связи подлежат отклонению, поскольку компенсация взыскана судом за нарушение условий содержания в изоляторе временного содержания. При этом в силу положений статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации признание незаконными действий (бездействия) должностного лица, органа государственной власти и взыскание компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении возможно при соблюдении двух условий: при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав, свобод и законных интересов административного истца.
Таким образом, причинение вреда здоровью, наличие причинно- следственной связи не являются обстоятельствами, необходимыми для удовлетворения заявленных требований.
Содержание административного истца в условиях, не соответствующих установленным нормам, повлекло нарушение его прав, гарантированных законом, и само по себе являлось достаточным для того, чтобы причинить страдания и переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, что в соответствии с приведенными выше правовыми нормами является достаточным основанием для присуждения компенсации в порядке, предусмотренном статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 17.1 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ компенсация за нарушение условий содержания под стражей не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Соглашаясь с выводом суда первой инстанции о необходимости присуждения компенсации в связи с ненадлежащими условиями содержания Бабенкова А.К. в изоляторе временного содержания, выразившимися нарушении температурного режима и неоказании медицинской помощи, судебная коллегия оснований для удовлетворения требований в ином размере не усматривает.
Определяя размер денежной компенсации, суд принял во внимание фактические обстоятельства дела, характер и степень причиненных административному истцу нравственных страданий, его индивидуальные особенности, руководствуясь принципом разумности и справедливости, установилкомпенсацию за нарушение условий содержания в размере 5 000 рублей.
В данном случае на основе объективной оценки обстоятельств дела определенный судом размер компенсации соответствует всем предписанным законом критериям.
Оснований к изменению размера взысканной компенсации, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, не имеется.
Доводы Бабенкова А.К. об отсутствии горячего водоснабжения в камере ИВС ОМВД России по Вытегорскому району не влекут за собой отмену судебного решения и не являются основанием для увеличения присужденной компенсации.
В соответствии с пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статья 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
Таким образом, условия содержания в изоляторах временного содержания должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству, при этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения.
Пунктами 47 и 48 Правил внутреннего распорядка предусмотрено, что не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут; при отсутствии в камере системы подачи горячей водопроводной воды горячая вода (температурой не более +50 °С), а также кипяченая вода для питья выдаются ежедневно с учетом потребности.
Учитывая приведенные выше правовые нормы, разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, установленные по делу фактические обстоятельства, тот факт, что в указанный период времени Бабенкову А.К. не менее 3 раз предоставлялась помывка в душевой с горячей водой (сверх установленной нормы 1 раз в 7 дней) (т. 2 л.д. 41-42), судебная коллегия приходит к выводу, что указанные Бабенковым А.К. нарушения в части необеспечения горячим водоснабжением в непродолжительный период его пребывания в изоляторе временного содержания (с 28 сентября 2022 года по 07 октября 2022 года), не могут быть признаны существенными, так как с учетом количества помывок они не причиняли ему неудобства, степень которых превышала неизбежный уровень страданий, неотъемлемый от содержания в исправительном учреждении с учетом режима места принудительного содержания.
Проанализировав представленные доказательства, в том числе акты контрольно-технического осмотра помещений ИВС ОМВД России по Вытегорскому району (т. 1 л.д. 36, 126, 130), фотографии камер, на которых изображены перегородки туалета, напольный унитаз, инвентарь, окно, вытяжки, вентиляционная шахта (т. 1 л.д. 127-128, 131-133), суд первой инстанции, руководствуясь пунктами 45, 48 Правил внутреннего распорядка, пунктом 412 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного Приказом МВД России от 07 июня 2006 года N 140, пришел к выводу о том, что камеры, в которых содержался Бабенков А.К, были обеспечены оконным проемом, естественным освещением, работоспособными системами вентиляции и туалетом с перегородками и напольным унитазом.
Как видно из фотографий, санузел действительно имел необходимые перегородки, позволяющие обеспечить приватность посещения туалета, кроме того, в период с 28 сентября 2022 года по 07 октября 2022 года Бабенков А.К. содержался один (т. 1 л.д. 124).
Само по себе оснащение камеры напольной чашей "Генуя" не свидетельствует о нарушении прав административного истца, поскольку подобное устройство используется по прямому назначению, в материалах дела не имеется сведений о том, что в силу индивидуальных физиологический особенностей он не может справлять естественные надобности таким образом.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вытегорского районного суда Вологодской области от 07 марта 2023 года (с учетом определения Вытегорского районного суда Вологодской области от 16 марта 2023 года), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 06 июля 2023 года по административному делу N2а-108/2023 по административному исковому заявлению Бабенкова "данные изъяты" к МВД России, ОМВД России по Вытегорскому району об обжаловании условий содержания в изоляторе временного содержания и взыскании компенсации морального вреда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Решение Вытегорского районного суда Вологодской области от 07 марта 2023 года (с учетом определения Вытегорского районного суда Вологодской области от 16 марта 2023 года), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 06 июля 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 09 января 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.