Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Мальцевой Е.Г, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Хусанова Б. Б, Федеральной службы исполнения наказаний на решение Исакогорского районного суда города Архангельска от 18 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 5 сентября 2023 года по административному делу N 2а - 113/2023 по административному исковому заявлению Хусанова Б. Б. об оспаривании действий (бездействия), связанных с условиями содержания в федеральном казенном учреждении "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области", присуждении компенсации.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хусанов Б.Б. обратился в суд с административным исковым заявлением к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" об оспаривании действий (бездействия), связанных с условиями содержания в исправительном учреждении, присуждении компенсации в размере 1 000 000 рублей.
В обоснование требований указал, что с 15 августа 2016 года отбывал наказание в ИК-1 в ненадлежащих, унижающих человеческое достоинство условиях. В камерах штрафного изолятора и помещении камерного типа форточки не оборудованы механизмами открывания, система вентиляции в нормальном режиме не функционирует, все камеры нуждаются в косметическом ремонте; чаши Генуя и унитазы в антисанитарном состоянии, со значительными повреждениями; смыв чаш Генуя и унитазов в нерабочем состоянии; умывальные раковины деформированы, эксплуатируются с острыми краями и имеют сколы лакокрасочного покрытия со следами коррозии, находятся в антисанитарном состоянии; светильники рабочего освещения эксплуатируются с перегоревшими лампочками; установленные в камерах чаши Генуя не оборудованы гидравлическими затворами-сифонами, предотвращающими поступления канализационных газов в помещение; в душевой комнате один из двух кранов не оборудован лейкой; душевая комната находится в антисанитарном состоянии, в некоторых местах отсутствует кафельная плитка; в преддушевой система вентиляции не обеспечивает надлежащее удаление влаги, поэтому на потолке и стенах имеется большое количество конденсата; кабинки туалета маленькие, перегородки низкие, в связи с чем не соблюдаются условия приватности, наличествует неприятный запах.
Решением Исакогорского районного суда города Архангельска от 18 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 5 сентября 2023 года, исковые требования Хусанова Б.Б. удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие ИК-1, выразившееся в необеспечении Хусанову Б.Б. надлежащих условий содержания в исправительном учреждении в период с 15 августа 2016 года по 10 ноября 2022 года. С Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Хусанова Б.Б. взыскана денежная компенсация в размере 25 000 рублей.
В удовлетворении исковых требований Хусанова Б.Б. в остальной части отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 19 октября 2023 года Хусанов Б.Б. просит об изменении судебных актов, не соглашаясь с размером взысканной компенсации.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 19 октября 2023 года, представитель заявителя просит об отмене судебных актов и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на нарушения судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Хусанов Б.Б. отбывал наказание в ИК-1 с 15 августа 2016 года.
С 05 декабря 2016 года Хусанов Б.Б. переведен в строгие условия содержания; с 04 февраля 2020 года состоит на профилактическом учете как лицо, изучающее, пропагандирующее и исповедующее либо распространяющее экстремистскую идеологию.
В период отбывания наказания в ИК-1 Хусанов Б.Б. неоднократно за нарушение установленного порядка отбывания наказания водворялся в штрафной изолятор и переводился в помещение камерного типа. 15 ноября 2018 года Хусанов Б.Б. на 1 год переводился в единое помещение камерного типа.
В связи с выявленными в ходе прокурорских проверок деятельности ИК-1 нарушениями требований уголовно - исполнительного законодательства, которые могут негативно влиять на права осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, решением Исакогорского районного суда города Архангельска от 20 января 2021 года по гражданскому делу N 2-105/2021 по иску Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц на ИК-1 возложена обязанность устранить в камерах штрафного изолятора и помещения камерного типа нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства, а именно: устранить повреждения напольного покрытия, покрытия стен и потолка; у чаш Генуя и унитазов устранить повреждения, привести в рабочее состояние системы смыва; провести санитарную обработку санитарных узлов; устранить деформацию (острые края, сколы лакокрасочного покрытия, следы коррозии) умывальных раковин; провести санитарную обработку умывальных раковин; предусмотреть систему отопления и вентиляции камеры N 8 помещения камерного типа, исключающую образование на стенах, потолке и оконных рамах конденсата при сохранении нормативной температуры воздуха в помещении; укомплектовать камеры помещения камерного типа баками для питьевой воды с кружками и тазами, подставками под баки для воды; оборудовать камеры штрафного изолятора, помещения камерного типа (над дверями) светильниками дежурного освещения с управлением ими из помещения младшего инспектора (оператора СОТ) здания; демонтировать установленные в углах стен камер N 8, 9 помещения камерного типа светильники рабочего освещения, установить светильники рабочего освещения в камерах N 8, 9 помещения камерного типа на потолке; оснастить светильники рабочего освещения в камерах N 3, 4, 9 штрафного изолятора, N 4, 7, 12 помещения камерного типа плафонами, предусмотренными конструкцией светильников; привести в рабочее состояние светильники рабочего освещения в камерах N 3, 4, 9
штрафного изолятора, N 4, 7, 12 помещения камерного типа путем оснащения их рабочими лампами накаливания по количеству патронов в светильниках; оборудовать форточки камер N 4 штрафного изолятора, N 4, 5, 7, 8, 9, 12 помещения камерного типа механизмами открывания; оборудовать радиоточками камеры штрафного изолятора, помещения камерного типа из расчета одна радиоточка на одну камеру; установить на стенах у дверей в камерах штрафного изолятора, помещения камерного типа переговорные устройства для осуществления двусторонней связи младший инспектор - камера; переоборудовать конструктивное исполнение механизма закрывания/открывания откидных коек в камерах помещения камерного типа N 1-8; оборудовать сифонами трубопроводы водоотведения (сливы от раковин) в камерах N 1-3, 5-14 штрафного изолятора, N 1-4, 6, 8-12 помещения камерного типа; проложить скрытно трубопроводы водоотведения (сливы от раковин).
В связи с выявленными в ходе прокурорских проверок деятельности ИК - 1 нарушениями требований уголовно - исполнительного законодательства, которые могут негативно влиять на права осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, решением Исакогорского районного суда города Архангельска от 09 ноября 2021 года по гражданскому делу N 2-938/2021 по иску Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц на ИК-1 возложена обязанность, помимо прочего, в помещении штрафного изолятора: чаши Генуя в камерах N 1, 2, 3, 4, 7, 11, 12, 13, 14 оборудовать гидравлическими затворами-сифонами, предотвращающими поступление канализационных газов в помещения; в помещении камерного типа: камеры, оборудованные чашами Генуя (N 2, 4, 6, 7, 10, 12), оборудовать гидравлическими затворами-сифонами, предотвращающими поступление канализационных газов в помещения.
Удовлетворяя заявленные административным истцом требования в части, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из установленных в ходе рассмотрения дела нарушений санитарно-бытовых условий содержания административного истца в штрафном изоляторе и помещении камерного типа ИК-1 на протяжении 5 лет 3 месяцев, что явилось основанием для присуждения компенсации за нарушение установленных законодательством требований к условиям содержания под стражей, которая определена в размере 25 000 рублей.
Размер компенсации определен с учетом характера и продолжительности допущенных нарушений условий содержания Хусанова Б.Б, а также требований разумности и справедливости.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3 указанной нормы).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5 ст. 227.1 КАС РФ).
Компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц государственных служащих (часть 2 статьи 17.1 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103 - ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых а совершении преступлений", части 2 статьи 12.1 Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации).
В силу положений статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденный имеет право на обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий.
На основании ст.ст. 9, 11, 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Доводы кассационной жалобы ФСИН России являлись предметом изучения судов и им дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание выводов судов первой и апелляционной инстанций об установленных обстоятельствах дела и не служат предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов.
Доводы кассационной жалобы Хусанова Б.Б. о несоразмерности взысканной компенсации сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Исакогорского районного суда города Архангельска от 18 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 5 сентября 2023 года по административному делу N 2а - 113/2023- оставить без изменения, кассационные жалобы Хусанова Б. Б, Федеральной службы исполнения наказаний - без удовлетворения.
Решение Исакогорского районного суда города Архангельска от 18 января 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 5 сентября 2023 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.