Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Городкова А.В., судей: Зеленского А.М, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний России, Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор - 1" Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 28 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 5 сентября 2023 года, по административному делу 2а - 504/2023 по административному исковому заявлению Харинова А. В. к Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор N1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Санкт - Петербургу и Ленинградской области, Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Санкт - Петербургу и Ленинградской области, Федеральному казенному учреждению Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Санкт -Петербургу и Ленинградской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Санкт - Петербургу и Ленинградской области, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации, Управлению Судебного департамента в городе Санкт-Петербурге, Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального Казначейства по Санкт-Петербургу о признании действий (бездействия) незаконными и присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Харинов А.В. обратился в Кировский районный суд Санкт - Петербурга с административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор N1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Санкт - Петербургу и Ленинградской области, Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор N6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Санкт- Петербургу и Ленинградской области, Федеральному казенному учреждению Исправительная колония N4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Санкт - Петербургу и Ленинградской области, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации, Управлению Судебного департамента в городе Санкт-Петербурге, Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального Казначейства по Санкт-Петербургу, в котором просил признать незаконными действия ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и ФКУ ИК - 4 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, выразившиеся в нарушении условий содержания под стражей, а также взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации компенсацию за нарушение условий содержания в размере 2 250 000 рублей и государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 28 февраля 2023 года, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 5 сентября 2023 года, заявленные Хариновым А.В. требования удовлетворены частично, признано незаконным бездействие ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по не обеспечению надлежащих условий содержания Харинова А.В, с Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации в пользу Харинова А.В. взыскана за счет средств казны Российской Федерации компенсация за нарушение условий содержания в размере 150 000 рублей.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 19 октября 2023 года, представитель ФСИН России, ФКУ "СИЗО - 1" УФСИН России по Санкт - Петербургу и Ленинградской области просит об отмене судебных актов и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами допущено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3 указанной нормы).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5 ст. 227.1 КАС РФ).
Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 103 - ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно - процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно - процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В силу статьи 23 Федерального закона N 103 - ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности (пункт 1).
Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона (пункт 5).
В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" в силу частей 2 и 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Вместе с тем, административному истцу, прокурору, а также иным лицам, обратившимся в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или лица, в интересах которого подано административное исковое заявление, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются) (статьи 62, 125, 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судами первой и второй инстанции установлено и следует из материалов дела, что Харинов А.В. в период с 25 сентября 2015 года по 23 ноября 2017 года содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в период с 21 ноября 2017 года по 21 июня 2018 года содержался в ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, а также в период с 21 июня 2018 года по 9 ноября 2021 года отбывал наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Санкт- Петербургу и Ленинградской области.
Удовлетворяя требования в части, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из установленных судом фактов нарушений условий содержания Харинова А.В. под стражей общей продолжительностью 27 месяцев, выразившихся в несоблюдении требований законодательства о санитарной норме площади камер, в связи с чем, определилразмер денежной компенсации в размере 150 000 рублей, учитывая характер и объем допущенных нарушений, продолжительность пребывания административного истца в таких условиях, обстоятельства, при которых они допущены, а также отсутствие негативных последствий для административного истца, непреднамеренный характер нарушения со стороны администрации учреждения.
Доводы кассационной жалобы представителя заявителей об отсутствии возможности учреждений уголовно-исполнительной системы влиять на численность подозреваемых, обвиняемых, размещаемых в учреждениях УИС, не свидетельствуют об отсутствии установленного судами нарушения прав административного истца, а следовательно, не могут быть признаны основанием для отказа в присуждении в его пользу предусмотренной законом компенсации.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда Санкт - Петербурга, принятое 28 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 5 сентября 2023 года, по административному делу 2а - 504/2023 - оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний России, Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор - 1" Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - без удовлетворения.
Решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 28 февраля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 5 сентября 2023 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.