Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Бельмас Н.А, Рябинина К.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Касканделовой А. Д. на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 24 января 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 10 апреля 2023 года по административному делу N 2а-1096/2023 по административному исковому заявлению Касканделовой А. Д. к Правительству Республики Карелия, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Касканделовой А.Д. на основании распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - Минимущество) от 17.06.2022 N 3966-М/20Р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1497 кв.м, расположенного по адресу: Республика Карелия, Лахденпохский район, Мийнальское сельское поселение, район п. Сорола, кадастровый квартал N, вид разрешенного использования земельного участка - "запас", категория земель "земли запаса". Административным истцом был образован земельный участок с кадастровым номером N площадью 1497 кв.м, расположенный по вышеуказанному адресу, соответствующие сведения были внесены в ЕГРН. 30.08.2022 Касканделова А.Д. обратилась к административному ответчику с заявлением о переводе земельного участка из категории земель "земли запаса" в категорию земель "земли сельскохозяйственного назначения", однако распоряжением Правительства Республики Карелия от 29.11.2022 N 1148р-П истцу было отказано в удовлетворении заявления по мотиву несоответствия испрашиваемого целевого назначения земельного участка Генеральному плану Мийнальского сельского поселения. Административный истец, полагая, что принятым решением нарушены ее права и законные интересы, обратилась в суд и просила суд признать незаконным распоряжение Правительства Республики Карелия от 29.11.2022 и обязать административных ответчиков повторно рассмотреть ее заявление и принять решение о переводе спорного земельного участка из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 24 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 10 апреля 2023 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный истец подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Минимущества от 17.06.2022 N 3966-М/20Р административному истцу была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1497 кв.м, расположенного по адресу: Республика Карелия, Лахденпохский район, Мийнальское сельское поселение, район п. Сорола, кадастровый квартал N, вид разрешенного использования земельного участка - "запас", категория земель "земли запаса".
Административным истцом была осуществлена процедура формирования земельного участка и постановка его на кадастровый учет, земельному участку присвоен кадастровый номер 10:10:0040503:266, соответствующие сведения внесены в ЕГРН.
30.08.2022 Касканделова А.Д. обратилась в Минимущество с заявлением о переводе земельного участка с кадастровым номером 10:10:0040503:266, расположенного по адресу: Республика Карелия, Лахденпохский район, Мийнальское сельское поселение, район п. Сорола, из категории земель запаса в категорию земель сельскохозяйственного назначения. В обоснование перевода земельного участка из состава одной категории в другую административным истцом указано на то, что указанный земельный участок после получения его в аренду без проведения торгов на основании пп.19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ планируется использовать для ведения личного подсобного хозяйства - производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
Распоряжением Правительства Республики Карелия от 29.11.2022 N 1148р-П административному истцу было отказано в переводе вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером N из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения в связи с несоответствием испрашиваемого целевого назначения земельного участка генеральному плану Мийнальского сельского поселения.
Не согласившись с решением административного ответчика, административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что обжалуемое распоряжение было вынесено уполномоченным органом, подписано уполномоченным должностным лицом, не противоречит действующему законодательству.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия согласилась с указанными выводами по следующим основаниям.
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с п.1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования. В отношении земельного участка в соответствии с федеральным законом могут быть установлены один или несколько основных, условно разрешенных или вспомогательных видов разрешенного использования. Любой основной или вспомогательный вид разрешенного использования из предусмотренных градостроительным зонированием территорий выбирается правообладателем земельного участка в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о градостроительной деятельности. Правообладателем земельного участка по правилам, предусмотренным федеральным законом, может быть получено разрешение на условно разрешенный вид разрешенного использования.
В соответствии со ст. 103 ЗК РФ к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со ст. 80 настоящего Кодекса.
Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, случаев выполнения работ, связанных с пользованием недрами на таких землях, и иных предусмотренных федеральными законами случаев.
Как следует из ст. 13 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона N 172-ФЗ перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае: установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод; наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, толи ее проведение, предусмотрено федеральными законами; установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми в целях осуществления прудовой аквакультуры), объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, в случаях, предусмотренных федеральными законами, нестационарными торговыми объектами, а также жилыми домами, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности, либо на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства для собственных нужд.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, животноводство, садоводство или огородничество для собственных нужд (абз. 1, 2 п.1 ст. 78 ЗК РФ).
Статья 79 ЗК РФ определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - это пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (п. 1 и п. 4).
В соответствии с п.6 ст.79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.
Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ) определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
Пунктом 1 ст.2 ГрК РФ закреплены основные принципы законодательства о градостроительной деятельности, включая обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории.
Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений (ч.3 ст. 9 ГрК РФ).
В соответствии со ст. 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования и содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа (ст. 18, ч.З ст. 23 ГрК РФ).
Из материалов административного дела следует, что согласно генеральному плану Мийнальского сельского поселения, утвержденного решением Лахденпохскоо муниципального района от 21.10.2021 N 73/508 "Об утверждении генерального плана и правил землепользования и застройки Мийнальского сельского поселения Лахденпохского муниципального района Республики Карелия", спорный земельный участок расположен в функциональной зоне садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан (СД). Функциональная зона "СД" предназначена для размещения садоводческих, огороднических или дачных участков.
Учитывая положения действующего законодательства, а также то, что требование административного истца о переводе земельного участка из категории земель запаса в категорию земель сельскохозяйственного назначения обусловлено с целью дальнейшего использования для ведения личного подсобного хозяйства - производства и переработки сельскохозяйственной продукции не соответствует испрашиваемому целевому назначению земельного участка Генеральному плану Мийнальского сельского поселения, поскольку земельный участок с кадастровым номером N согласно карте функциональных зон Мийнальского сельского поселения, входящей в состав Генерального плана указанного поселейия, расположен в функциональной зоне садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан (СД), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что правовые основания для признания нарушенными прав и законных интересов административного истца отсутствуют, в связи с чем, обоснованно отказал Касканделовой А.Д. в удовлетворении заявленных требований.
Довод жалобы о возможности перевода спорного земельного участка из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения, поскольку в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки Мийнальского сельского поселения сведения о границах территориальных зон отсутствуют, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат не определен, а в ПЗЗ Мийнальского сельского поселения зоны 6.1 "Зона сельскохозяйственного использования - СХ" и 6.2 "Зона садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан - СД" в числе основных видов разрешенного использования земельных участков предусматривают такой вид как; "ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках", является несостоятельным, поскольку Генеральный план, являющийся основополагающим документом территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и условий формирования среды жизнедеятельности и содержащий долгосрочные ориентиры их развития, содержит, помимо прочего, положение о территориальном планировании и карту функциональных зон поселения, в соответствии с которыми спорный земельный участок расположен в зоне СД и предназначен для размещения садоводческих, огороднических и дачных участков.
Кроме того, в соответствии со статьёй 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение органов власти и местного самоуправления может быть отменено судом только при наличии двух условий. Противоречия закону и нарушения прав административного истца.
Из материалов дела видно, что земельный участок, по поводу которого возник спор, Касканделовой не предоставлялся, прав на него она не имеет, следовательно, у Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия отсутвует обязанность по изменению категории и разрешенного использования земельного участка на основании обращения истицы.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 24 января 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 10 апреля 2023 года по административному исковому заявлению Касканделовой А. Д. к Правительству Республики Карелия, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании решения оставить без изменения, кассационную жалобу Касканделовой А. Д. - без удовлетворения.
Решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 24 января 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 10 апреля 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 18 декабря 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.