Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Городкова А.В, судей: Зеленского А.М, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кочеткова Н. В. на решение Верховного Суда Республики Коми от 17 февраля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 24 мая 2023 года по административному делу N 3а-32/2023 по административному исковому заявлению Кочеткова Н. В. о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кочетков Н.В, являясь административным истцом по административному делу N 2а-4265/2022, рассмотренному Сыктывкарским городским судом Республики Коми, обратился в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство и права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 50 000 руб. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что срок судопроизводства по данному административному делу по его административному исковому заявлению о признании незаконными действий (бездействия) федерального казённого учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 11 Федеральной службы исполнения наказаний" (далее - ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России), взыскании компенсации за ненадлежащее оказание медицинских услуг в исправительном учреждении, являлся неоправданно длительным, не отвечающим требованию разумного срока, а также указал на чрезмерно длительное неисполнение принятого по данному делу решения суда.
Определением судьи Верховного Суда Республики Коми от 23 января 2023 г. административное исковое заявление в части требований о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок возвращено на основании пункта 2 части 1 статьи 254 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Решением Верховного Суда Республики Коми от 17 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 24 мая 2023 года, в удовлетворении иска отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный истец подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации) граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами, при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном данным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации (часть 1).
Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (часть 2).
Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда (часть 3).
Согласно части 1 статьи 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное судопроизводство по административным делам осуществляется в разумный срок.
Исходя из части 1 статьи 141 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административные дела рассматриваются и разрешаются до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству, если иные сроки рассмотрения и разрешения административных дел не установлены данным кодексом.
В силу части 3 статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на судопроизводство в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных постановлений, из материалов дела и с учётом следующих обстоятельств: правовая и фактическая сложность дела; поведение административного истца и других участников процесса; достаточность и эффективность действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела; общая продолжительность судебного разбирательства по делу.
Судом установлено и из материалов административного дела N 2а-4265/2022 следует, что 10 января 2022 г. в Эжвинсхий районный суд г. Сыктывкара Республики Коми поступило названное административное исковое заявление Кочеткова Н.В. о признании незаконными действий (бездействия) ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, выразившихся в неоказании административному истцу своевременной медицинской помощи, а также о взыскании компенсации за ненадлежащее оказание медицинских услуг в исправительном учреждении, в размере 500 000 руб.
12 января 2022 г. определением судьи административное исковое заявление принято к производству суда и его рассмотрение назначено на 10 февраля 2022 г. в судебном заседании.
13 мая 2021 г. определением суда (протокольным) удовлетворено ходатайство административного истца, отбывающего наказание в местах лишения свободы, об организации видеоконференц-связи с целью его участия в судебном заседании, судебное заседание отложено на 16 февраля 2023 г.
16 февраля 2022 г. определением суда административное дело передано на рассмотрение по подсудности в Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
21 марта 2022 г. определением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми административное дело принято к производству суда и его рассмотрение назначено на 5 мая 2022 г. в предварительном судебном заседании.
5 мая 2022 г. определением суда производство по делу приостановлено в связи с назначением по делу судебно-медицинской экспертизы.
11 мая 2022 г. сопроводительным письмом судьи административное дело направлено для проведения экспертизы в государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми "Бюро судебно-медицинской экспертизы".
12 июля 2022 г. административное дело с экспертным заключением поступило в Сыктывкарский городской суд Республики Коми. Определением судьи производство по административному делу возобновлено и его рассмотрение назначено на 11 августа 2022 г. в судебном заседании.
В судебном заседании 11 августа 2022 г. дело рассмотрено судом по существу.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 августа 2022 г. административные исковые требования Кочеткова Н.В. удовлетворены в части. Признаны незаконными действия (бездействие) ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России в части ненадлежащего оказания Кочеткову Н.В. медицинских услуг; с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счёт средств казны Российской Федерации в пользу Кочеткова Н.В. взыскана компенсация за ненадлежащее оказание медицинских услуг в исправительном учреждении в размере 27 000 руб.; в удовлетворении административного иска в части требований о взыскании компенсации с ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России отказано.
24 октября 2022 г. в суд поступила апелляционная жалоба Федеральной службы исполнения наказаний, Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Коми и ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.
7 ноября 2022 г. в суд поступила апелляционная жалоба Кочеткова Н.В.
1 ноября 2022 г. и 15 ноября 2022 г. лицам, участвующим в деле, разъяснено право подачи возражений на апелляционные жалобы в срок до 15 декабря 2022 г.; по поручению Верховного Суда Республики Коми лица, участвующие в деле, извещены о судебном заседании судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми по рассмотрению апелляционных жалоб, назначенном на 16 января 2023 г.
16 декабря 2022 г. дело направлено для рассмотрения в суд апелляционной инстанции.
16 января 2023 г. апелляционные жалобы Федеральной службы исполнения наказаний, Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России и Кочеткова Н.В. рассмотрены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 16 января 2023 г. решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 августа 2022 г. оставлено без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Постановление Пленума N 11) в общую продолжительность судопроизводства по гражданским делам включается период со дня поступления искового заявления в суд первой инстанции до дня вступления в законную силу последнего судебного акта по рассмотренному делу (часть 5 статьи 3 Закона о компенсации, пункт 4 части 2 статьи 252 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таким образом, как верно установилсуд, общий срок судопроизводства, исчисляемый в целях определения общей продолжительности судопроизводства с 10 января 2022 г. (даты поступления административного искового заявления в суд) по 16 января 2023 г. (даты вынесения апелляционного определения), составил 1 год 6 дней.
Проанализировав хронологию совершённых судами процессуальных действий, а также проведённых по делу судебных заседаний, суд первой инстанции правильно пришёл к выводу о том, что существенных задержек, свидетельствующих о нарушении права Кочеткова Н.В. на судопроизводство в разумный срок, судами допущено не было, а их действия были достаточными и эффективными, производились в целях своевременного рассмотрения дела.
Кроме того, как верно судом принято во внимание, отложение разбирательств по делу мотивировалось, осуществлялось с нормальными интервалами, было направлено на обеспечение процессуальных прав участников процесса, в том числе, и истца, отбывающего наказание в исправительном учреждении.
На длительность рассмотрения административного дела повлияла необходимость истребования из медицинских учреждений медицинских карт Кочеткова Н.В. для проведения судебно-медицинской экспертизы, а также период предоставления лицам, участвующим в деле, возможности подачи возражений на апелляционные жалобы, однако нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок, поскольку в данном случае действия суда носили достаточный и эффективный характер.
Продолжительность судебного разбирательства с учётом изложенных выше обстоятельств не является чрезмерной, какой-либо волокиты при рассмотрении дела допущено не было, и вопреки доводам апелляционной жалобы нарушение судьёй сроков, установленных частью 2 статьи 177 Кодекса административного судопроизводства Российской, к существенному нарушению разумного срока судопроизводства не привело.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была бы дана оценка судом апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судом апелляционной инстанции доказательств и оспариванию обоснованности выводов суда об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Коми от 17 февраля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 24 мая 2023 года по административному делу N 3а-32/2023 по административному исковому заявлению Кочеткова Н. В. о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок оставить без изменения, кассационную жалобу Кочеткова Н. В. - без удовлетворения.
Решение Верховного Суда Республики Коми от 17 февраля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 24 мая 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 09 января 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.