Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Городкова А.В, судей Зеленского А.М, Бельмас Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы отделения БУЗ ВО "Сокольская центральная районная больница", Департамента здравоохранения Вологодской области на решение Сокольского районного суда Вологодской области от 23 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 05 сентября 2023 года по административному делу N 2а - 32/2023 по административному исковому заявлению заместителя Сокольского межрайонного прокурора к БУЗ Вологодской области "Сокольская центральная районная больница", Департаменту здравоохранения Вологодской области. Министерству здравоохранения Российской Федерации. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав пояснения представителя прокуратуры Волгодской области Поповой Е.В, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
на основании обращения гражданина Богданкова А.С, Сокольской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения БУЗ ВО "Сокольская ЦРБ" требований трудового законодательства и иных правовых актов при обеспечении права работников учреждения на получение специальных социальных доплат за особые условия труда и дополнительную нагрузку.
В ходе проверки установлено, что приказом главного врача БУЗ ВО "Сокольская ЦРБ" от 30 декабря 2020 года N 950-од медбрат отделения скорой медицинской помощи Богданков А.С. включён в состав общепрофильных выездных бригад скорой медицинской помощи, направляемых на вызов к пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонией.
Согласно сведениям, представленным БУЗ ВО "Сокольская ЦРБ" в ГУ - Вологодское региональное отделение ФСС РФ, Богданкову А.С. назначена и перечислена специальная социальная выплата по категории работника - "средний медицинский персонал, участвующий в оказании скорой медицинской помощи за период с 1 по 31 мая 2021 года в общей сумме 42 057 рублей 23 копейки, в том числе: по электронному реестру, направленному 29 июня 2021 года по основному месту работы, в сумме 22 914 рублей 90 копеек за 16, 4 нормативных смены за работу с пациентами ОРВИ и внебольничной пневмонией: по электронному реестру, направленному 29 июня 2021 года по внутреннему совместительству, в сумме 14 671 рубль 13 копеек за 10, 5 нормативных смены за работу с пациентами с признаками ОРВИ и внебольничной пневмонией; по электронному реестру, направленному 5 июля 2021 года с атрибутом "перерасчёт" по основному месту работы, в сумме 4 471 рубль 20 копеек за 3, 2 нормативных смены за работу с COVID-19. Причиной предоставления реестра сведений на перерасчёт является увеличение количества нормативных смен. Итого количество нормативных смен, за которые Богданкову А.С. произведено назначение специальной социальной выплаты за май 2021 года, составило 19.6 нормативных смен по основному месту работы и 10, 5 нормативных смен по совместительству.
Также проверкой установлено, что в нарушение п.4 Правил осуществления выплат (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762) электронные реестры за май 2021 года в отношении Богданкова А.С. направлены в ГУ Вологодское региональное отделение ФСС РФ несвоевременно (29 июня и 5 июля 2021 года) вместо установленного срока 15 июня 2021 года.
Кроме того, проверкой установлено, что БУЗ ВО "Сокольская ЦРБ" соответствующие реестры работников для получения специальной социальной выплаты за вызов к пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонией за июль-август 2021 года в ГУ Вологодское региональное отделение ФСС РФ не направлены. При этом сведения о количестве отработанных смен фельдшерами и медбратьями отделения скорой медицинской помощи БУЗ ВО "Сокольская ЦРБ" направлялись начальником соответствующего подразделения в адрес заместителя главного врача по экономическим вопросам Дементьевой С.А, отвечающей за формирование реестра и его направление в ГУ Вологодское региональное отделение ФСС РФ.
30 июля 2021 года заместителем Сокольского межрайонного прокурора в адрес главного врача БУЗ ВО "Сокольская ЦРБ" внесено представление, в котором предлагалось устранить допущенные нарушения путем принятия конкретных мер и не допускать их в дальнейшем.
По результатам рассмотрения представления 31 августа 2021 года главным врачом БУЗ ВО "Сокольская ЦРБ" со ссылкой на информационное письмо начальника Департамента здравоохранения Вологодской области от 20 июля 2021 года в адрес прокуратуры направлен ответ, согласно которому основания для удовлетворения представления отсутствуют.
Ссылаясь на то, что бездействие главного врача БУЗ ВО "Сокольская ЦРБ" является незаконным, нарушает права и законные интересы медицинских работников, создаёт предпосылки для социальной напряженности в обществе, препятствует реализации государственной программы по профилактике новой коронавирусной инфекции в условиях пандемии, заместитель Сокольского межрайонного прокурора, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом измененных административных исковых требований просил признать незаконным бездействие БУЗ ВО "Сокольская ЦРБ", выразившееся в неисполнении пунктов 1 и 2 резолютивной части представления межрайонной прокуратуры от 30 июля 2021 года; возложить обязанность на главного врача БУЗ ВО "Сокольская ЦРБ" незамедлительно направить в ГУ Вологодское региональное отделение ФСС РФ реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты с моменты возникшей задолженности за май - июнь 2021 года и до окончания действия нормативного правового акта, предусматривающего производство вышеуказанных специальных социальных выплат.
Определением суда от 16 ноября 2021 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Фонд социального страхования Российской Федерации. Министерство здравоохранения Российской Федерации. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Определением суда от 15 декабря 2021 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Департамент здравоохранения Вологодской области.
Определением суда от 12 января 2022 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации с исключением из числа заинтересованных лиц.
Определением суда от 03 февраля 2023 года произведена замена заинтересованного лица Фонда социального страхования Российской Федерации на Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации; произведена замена заинтересованного лица Государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области.
Решением Сокольского районного суда Вологодской области от 23 марта 2023 года, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 05 сентября 2023 года, административное исковое заявление Сокольского межрайонного прокурора в защиту неопределённого круга лиц удовлетворено.
Признано незаконным бездействие БУЗ Вологодской области "Сокольская центральная районная больница", выразившееся в непередаче сведений в Государственное учреждение - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации для производства специальных социальных выплат в отношении медицинских работников скорой медицинской помощи, включенных в состав специализированных выездных бригад, в том числе для осуществления медицинской эвакуации пациентов с COVID-19. без учета условия об оказании медицинской помощи пациентам с подтвержденным (в том числе, в дальнейшем) диагнозом COVID-19.
На БУЗ Вологодской области "Сокольская центральная районная больница" возложена обязанность направить в отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты с момента возникшей задолженности за май-июнь 2021 года и до окончания действия нормативного правового акта, предусматривающего производство вышеуказанных специальных социальных выплат, без учета условия об оказании медицинской помощи пациентам с подтвержденным (в том числе, в дальнейшем) диагнозом COVID-19.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 24 октября 2023 года, представитель БУЗ ВО "Сокольская ЦРБ" просит об отмене судебных актов и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение и неправильное применением судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 03 ноября 2023 года, представитель Департамента здравоохранения Вологодской области просит об отмене судебных актов и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение и неправильное применением судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что в адрес БУЗ ВО "Сокольская ЦРБ" Сокольским межрайонным прокурором 30 июля 2021 года внесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий им способствовавших.
Поводом к вынесению представления послужила проведенная прокуратурой проверка по вопросу правильности начисления специальных социальных выплат медицинским работникам БУЗ ВО "Сокольская ЦРБ", которые установлены постановлением Правительства РФ N1762 от 30 октября 2020 года.
В соответствии с названным постановлением Правительства РФ в целях оказания государственной социальной поддержки медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), установлены Правила осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020 - 2022 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Пунктом 2 названного постановления предусмотрено, что в период с 1 ноября 2020 года по 31 декабря 2022 года необходимо производить ежемесячно специальные социальные выплаты за нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации, работникам, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COV1D-19), в том числе врачам, оказывающим скорую медицинскую помощь, среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании скорой медицинской помощи, младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему оказание скорой медицинской помощи, выездных бригад скорой медицинской помощи - 2430 рублей, 1215 рублей, 950 рублей соответственно за одну нормативную смену (п.п. "а" п.2).
Пунктом 8 этого же постановления Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации предоставлено право давать разъяснения по применению настоящего постановления.
Согласно пункту 4 Правил для получения специальной социальной выплаты организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты.
Приказом Минтруда России от 15 декабря 2020 года N894н утверждены Разъяснения по применению постановления Правительства РФ N1762 от 30 октября 2020 года.
Согласно пункту 4 Разъяснений специальные социальные выплаты в соответствии с п.п. "а" п.2 постановления N1762 устанавливаются медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с приказом Минздрава России N198н.
Приказом Минздрава России N198н от 19 марта 2020 года утвержден "Временный порядок организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19".
На основании данного документа утвержден Временный порядок организации оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 согласно приложению N 2.
В соответствии с п.п. 1.3 п.1 названного выше Приложения N2 руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и руководители медицинских организаций и их структурных подразделений, оказывающих скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь определяют общепрофильные выездные бригады скорой медицинской помощи, направляемые на вызов к пациентам с симптомами острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ) и виебольничной пневмонией, к пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID- 19) и для отбора биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19. а также выездные оршады скорой медицинской помощи, осуществляющие медицинскую эвакуацию пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
Из упомянутых выше Разъяснений следует, что в соответствии с п.п. 1.3 п.1 Приложения N2 к приказу Минздрава N198н специальные социальные выплаты по п.п. "а" п.2 постановления N1762 получают медицинские работники указанных выездных бригад скорой медицинской помощи (пункт 4 Разъяснений).
В соответствии пунктом 6 Разъяснений N894н специальные социальные выплаты осуществляются в качестве государственной социальной поддержки Фондом социального страхования Российской Федерации, который не является работодателем для ее получателей. Специальные социальные выплаты, осуществляемые в качестве государственной социальной поддержки, являются выплатами, не относящимися к оплате труда.
Позиция административного истца сводится к тому, что в соответствии с действующим законодательством производство специальных социальных выплат распространяется на медицинских работников, в том числе, оказывающих гражданам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонией без подтвержденного диагноза COV1D-19.
Позиция БУЗ ВО "Сокольская ЦРБ" и Департамента здравоохранения Вологодской области сводится к тому, что производство указанной выплаты не распространяется на медицинских работников, если ими оказывалась медицинская помощь гражданам, у которых не подтвердился диагноз COVID-19. что отражено в письме от 20 июля 2021 года.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что за май - июнь 2021 года, после 30 июня 2021 года и до окончания действия постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N1762 административным ответчиком БУЗ ВО "Сокольская ЦРБ" не передавались сведения в ГУ Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации для производства специальных социальных выплат в отношении медицинских работников скорой медицинской помощи, включенных в состав специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, в том числе для осуществления медицинской эвакуации пациентов с COVID-19, без учета условия об оказании медицинской помощи пациентам с подтвержденным (в том числе, в дальнейшем) диагнозом COVID-19.
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Статьей 22 Федерального закона от 17 января 1992 года N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно статье 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Суды правомерно пришли к выводу об удовлетворении требований, поскольку медицинские работники, входящие в состав специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, определенных в соответствии с приказом Минздрава N198н. являются медицинскими работниками, оказывающими медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и согласно Разъяснениям имеют право на специальные социальные выплаты.
При этом условие о том, что медицинский работник специализированной выездной бригады скорой медицинской помощи вправе претендовать на получение специальной социальной выплаты только в случае оказания медицинской помощи пациентам с подтвержденным (в том числе, в дальнейшем) диагнозом COV1D-19 из Разъяснений не следует.
Доводы кассационных жалоб основаны на ошибочном толковании норм материального права, были предметом изучения судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание выводов судов первой и апелляционной инстанции об установленных обстоятельствах дела и не служат предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сокольского районного суда Вологодской области от 23 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 05 сентября 2023 года по административному делу N 2а - 32/2023 - оставить без изменения, кассационные жалобы БУЗ ВО "Сокольская центральная районная больница", Департамента здравоохранения Вологодской области - без удовлетворения.
Решение Сокольского районного суда Вологодской области от 23 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 05 сентября 2023 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.