Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Городкова А.В, Судей: Зеленского А.М, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кандыба В. О, действующей в своих интересах и интересах "данные изъяты" "данные изъяты" ФИО15, ФИО16, на решение Смольнинского районного суда Санкт- Петербурга от 21 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 1 августа 2023 года по административному делу N 2а - 2157/2023 по административному исковому заявлению ФИО18, ФИО19, ФИО20, действующих в своих интересах и интересах "данные изъяты" ФИО17, ФИО21, к филиалу "Западный" Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно - социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кандыба В.О, действующая в своих интересах и интересах "данные изъяты" Кандыба И.Д, Кандыба А.Д, обратилась в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к филиалу "Западный" Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, в котором просила признать незаконным решение филиала "Западный" Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - филиал "Западный" ФГАУ "Росжилкомплекс" МО РФ) N03 - 23/08 от 9 ноября 2022 года об отказе в принятии Кандыба В.О. и членов ее семьи Кандыба И.Д. и Кандыба А.Д. на учет граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права просила обязать филиал "Западный" ФГАУ "Росжилкомплекс" МО РФ отменить решение N 03 - 23/08 от 9 ноября 2022 года и повторно рассмотреть данный вопрос.
В обоснование административных исковых требований указано, что Кандыба В.О. зарегистрирована и проживает совместно с членами своей семьи - сыном и дочерью в жилом помещении, находящемся на территории закрытого военного городка Вооруженных Сил Российской Федерации пос. Таменгонт N 6033. Кандыба В.О. обратилась в администрацию района с заявлением для принятия ее на учет граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, в целях предоставления в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года N239 "Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков" жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно, однако ей было незаконного отказано.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 21 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 1 августа 2023 года, в удовлетворении заявленных требований отказано
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 24 октября 2023 года заявитель просит об отмене судебных актов и вынесении нового решения об удовлетворении требований, полагая, что они постановлены с неправильным применением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Полагает, что предоставление ею комплекта документов не в полном объеме, что препятствовало принятию документов, поскольку несмотря на то, что не были представлены копии свидетельств о регистрации детей по месту жительства, она представила справку по форме 9 о регистрации детей вместе с ней.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Стреляный А.В. проходил действительную военную службу с 1 августа 1973 года по 28 июня 1994 года, уволен с военной службы по состоянию здоровья, в связи с признанием негодным к военной службе.
Согласно справке, выданной командиром войсковой части 03431 Стреляному А.В, в его личное дело записаны и находились на его иждивении члены семьи - Стреляная Лидия Владимировна и Стреляная Виктория.
На основании выданного 17 января 1995 года КЭЧ Пригородного района Стреляный А.В. являлся нанимателем жилого помещения - двухкомнатной квартиры N21 в доме 12, по адресу: "адрес". Истец Кандыба В.О. (до изменения фамилии - Стреляная) вселена в названную квартиру в качестве члена семьи военнослужащего.
Постановлением администрации Пениковского сельского поселения МО Ломоносовского района Ленинградской области от 6 февраля 2015 года N21 "О присвоении адреса многоквартирным домам" данному жилому помещению присвоен адрес: "адрес"
26 августа 1996 года Стреляный А.В. - умер, о чем представлена копия свидетельства о смерти.
Административный истец Кандыба В.О, 15 июня 1978 года рождения, приходится Кандыба И.Д, 20 февраля 2013 года рождения, и Кандыба А.Д, 12 апреля 2016 года рождения, матерью, о чем представлены копии свидетельств о рождении.
Кандыба В.О. с 26 января 1995 года, Кандыба И.Д. с 22 марта 2013 года, Кандыба А.Д. с 26 мая 2016 года зарегистрированы по месту жительства по адресу: "адрес"
Согласно сведениям, указанным в финансово-лицевом счете Кандыба В.О. является нанимателем данного жилого помещения.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года N752-р (с изменениями от 20 августа 2021 года N2284-р) об утверждении перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности, военный городок N60333 (Ломоносовский район, поселок Таменгонг) является закрытым военным городком.
5 октября 2022 года Кандыба В.О. обратилась в филиал "Западный" ФГАУ "Росжилкомплекс" МО РФ с заявлением о принятии на учет ее и детей Кандыба И.Д, Кандыба А.Д, как граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, в целях предоставления в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года N239 "Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков" жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно.
9 ноября 2022 года решением филиала "Западный" ФГАУ "Росжилкомплекс" N03-23/08 в принятии на учет - отказано. В качестве оснований отказа указано, что Кандыба В.О. не представила установленных пунктом 3 Порядка, копии свидетельств о регистрации детей по месту жительства в жилом помещении на территории закрытого военного городка; копию документа, являющегося основанием для вселения и проживания в жилом помещении на территории закрытого военного городка.
Кроме этого, указано, что не представлено документов, свидетельствующих о том, что Кандыба В.О. имела служебные или трудовые отношения с федеральными органами исполнительной власти и прекратила их, следовательно, она не относится к категориям граждан, на которых распространяется действие пункта 1 Указа Президента Росийской Федерации от 23 мая 2019 года N 239.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что административным истцом документы, прилагаемые к заявлению, были представлены не в полном объеме, ввиду чего основания для признания незаконным оспариваемого отказа от 9 ноября 2022 года отсутствуют.
С данными выводами судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции согласна по следующим основаниям.
Особенности жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков, установлены Указом Президента Российской Федерации N 239 от 23 мая 2019 года.
Действие Указа распространяется на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в закрытых военных городках, прекративших служебные либо трудовые отношения с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся закрытые военные городки, имеющих на территориях закрытых военных городков жилые помещения в собственности, либо занимающих жилые помещения по договору социального найма, либо занимающих жилые помещения специализированного жилищного фонда, из которых они в соответствии с законодательством Российской Федерации не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения, и изъявивших желание переселиться из закрытого военного городка, а также на членов их семей (пункт 1).
Названным выше Указом Президента соблюдение порядка учета граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, и предоставления им жилых помещений по договору социального найма или в собственность бесплатно, возложено на федеральные органы исполнительной власти.
Порядок учета таких граждан определен приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 августа 2019 N 485.
В соответствии с пунктом 3 указанного Порядка для принятия на учет гражданин или его представитель (при подаче документов через представителя прилагается доверенность, подтверждающая наличие у него полномочий, заверенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке) по территориальному принципу подает (лично, заказным письмом с описью вложения, бандеролью) в уполномоченный орган (специализированную организацию) заявление о принятии на учет, к которому прилагаются следующие документы:
1) копии паспортов (все страницы) заявителя и всех членов его семьи, свидетельств о регистрации детей по месту жительства в жилом помещении на территории закрытого военного городка Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - закрытый военный городок);
2) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета с места жительства в жилом помещении на территории закрытого военного городка;
3) справка о проживании на территории закрытого военного городка;
4) копии документов, подтверждающих родственные отношения заявителя и лиц, указанных им в качестве членов семьи (свидетельство о браке (свидетельство о расторжении брака, записи актов гражданского состояния), свидетельство о рождении (страницы паспорта гражданина Российской Федерации с внесенными сведениями о детях и семейном положении), свидетельство об "данные изъяты");
5) копии документов, подтверждающих признание членами семьи заявителя, иных лиц, указанных им в качестве членов семьи;
6) страховые номера индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования заявителя и всех членов его семьи;
7) копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации);
8) копия документа, являющегося основанием для вселения и проживания в жилом помещении на территории закрытого военного городка;
9) копии документов, подтверждающих, что заявитель относится к категориям граждан, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, которые не могут быть выселены из жилых помещений без предоставления других жилых помещений (для граждан, проживающих в жилых помещениях специализированного жилищного фонда).
Гражданин, состоящий в Министерстве обороны Российской Федерации на учете на получение социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом (далее - сертификат), указывает дату постановки и место постановки на такой учет в заявлении о принятии на учет.
Согласно пункту 6 данного Порядка уполномоченный орган (специализированная организация) осуществляет проверку представленных документов и не позднее чем через двадцать рабочих дней с даты их поступления принимает решение о принятии либо об отказе в принятии гражданина на учет по основаниям, указанным в пункте 7 настоящего Порядка.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 7 Порядка, основаниями для принятия уполномоченным органом (специализированной организацией) решения об отказе в принятии гражданина на учет являются непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации комплекса мероприятий "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Названным постановлением Правительства Российской Федерации также утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно - коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Подпунктом "б" пункта 5 Правил определено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном данными Правилами, имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, не совершавшие в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в ведомственной целевой программе намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка.
Из буквального содержания приведенной федеральной нормы следует, что факт проживания гражданина в закрытом военном городке, выразившего волю на переезд, является достаточным условием для признания за ним права на получение жилищного сертификата.
Конституционный Суд Российской Федерации, отказывая в принятии жалоб об оспаривании подпункта "б" пункта 5 Правил, неоднократно обращал внимание на то, что эта норма предусматривает в качестве основания для получения социальной выплаты факт проживания граждан на территории закрытого военного городка. Такое правовое регулирование направлено на реализацию социальных гарантий в жилищной сфере с учетом предназначения закрытых военных городков, особый правовой режим которых связан с определенными ограничениями для проживания граждан (определения от 23 июня 2015 года N 1462-0, от 29 сентября 2015 года N 2152-0, от 25 мая 2017 года N1137-0, от 27 июня 2017 года N 1298- О и др.).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 сентября 2019 года N 515 утвержден Порядок и сроки формирования списков граждан - участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.
Согласно подпункту 4 пункта 2 Порядка в Министерстве обороны Российской Федерации право на получение сертификата имеют граждане Российской Федерации, подлежащие переселению из закрытых военных городков, указанные в подпункте "б" пункта 5 Правил.
В силу пункта 3 Порядка для участия в программе граждане по территориальному принципу подают в уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа) соответствующее заявление, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных, а также документы, указанные в подпункте "а" пункта 19 Правил.
Уполномоченный орган ведет отдельно реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, и реестр граждан, проживающих (проживавших) на территории закрытых военных городков и изъявивших желание получить сертификат (пункт 5 Порядка).
Судами установлено, что к заявлению административным истцом были приложены: копия паспорта Кандыба В.О, копия свидетельства о расторжении брака, копии свидетельств о рождении Кандыба И.Д. и Кандыба А.Д, копия СНИЛС Кандыба В.О, копии СНИЛС Кандыба И.Д. и Кандыба А.Д, справка Ф-9 о регистрации Кандыба В.О, Кандыба И.Д, Кандыба А.Д, справка Ф-7 с места жительства, копия финансово-лицевого счета, постановление МО N21 от 6 февраля 2015 года, ответ на запрос ФГКУ "С-3 ТУИО" МО РФ о нахождении квартиры в закрытом военном городке, справка о прохождении службы и основании увольнения Стреляного А.В, выписка из приказа об увольнении Стреляного А.В, копия послужного списка Стреляного А.В, копия заявления о выдаче копии ордера в архив.
Административным истцом полный комплект документов представлен не был, а именно: не представлены свидетельства о регистрации детей по месту жительства в жилом помещении на территории закрытого военного городка и копия документа, являющегося основанием для вселения и проживания в жилом помещении на территории закрытого военного городка.
Доводы кассационной жалобы о том, что для административного истца являлось достаточным представление справки о регистрации в качестве документа, являющегося основанием для вселения и проживания в жилом помещении на территории закрытого военного городка, получили оценку суда апелляционной инстанции и были правомерно отклонены, поскольку право самого административного истца на вселение и проживание на указанной жилой площади как члена семьи военнослужащего производно от права ее отца, бывшего военнослужащего, что не освобождало административного истца от предоставления всех документов в соответствии с пунктом 3 Порядка, необходимых для принятия решения о постановке на учет при переселении из закрытого военного городка либо об отказе в принятии на такой учет.
Указание в решении административного ответчика на отсутствие копий документов, подтверждающих, что заявитель относится к категориям граждан, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, которые не могут быть выселены из жилых помещений без предоставления других жилых помещений, в виду непредставления административным истцом полного комплекта требуемых документов, прав административного истца не нарушает. Истец вправе с учетом принятого решения представить уточненный комплект документов. Сам по себе оспариваемый отказ на основании подпункта 2 пункта 7 Порядка не является отказом по существу, что у административного истца отсутствует право состоять на учете граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, и предоставления им жилых помещений по договору социального найма или в собственность бесплатно, отказ вызван не предоставлением полного комплекта документов. Основаниями для принятия уполномоченным органом (специализированной организацией) решения об отказе в принятии гражданина на учет является несоответствие требованиям, указанным в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации N 239 (подпункт 1 пункт 7 Порядка).
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Смольнинского районного суда Санкт- Петербурга от 21 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 1 августа 2023 года по административному делу N 2а - 2157/2023 - оставить без изменения, кассационную жалобу Кандыба В. О, действующей в своих интересах и интересах "данные изъяты" Кандыба И. Д, Кандыба А. Д. - без удовлетворения.
Решение Смольнинского районного суда Санкт - Петербурга от 21 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 1 августа 2023 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.