Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Городкова А.В, судей: Зеленского А.М, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калужских Г. Ю. на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 22 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 05 апреля 2023 года по административному делу N 2а - 3996/2022 по административному иску Калужских Г. Ю. о признании незаконным постановления администрации города Мурманска от 05 октября 2021 года N 2495, возложении на администрацию города Мурманска обязанности внести изменения в постановление от 05 июня 2018 года N 1658 и принятии постановления о внеочередном расселении дома, признанного аварийным и подлежащим сносу.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Калужских Г.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления администрации города Мурманска от 05 октября 2021 года N 2495, возложении на администрацию города Мурманска обязанности внести изменения в постановление от 05 июня 2018 года N 1658, предусматривающие права и интересы собственников жилых помещений, гарантированные требованиями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ и иных норм права, после чего опубликовать в установленном законом порядке в основном выпуске газеты "Вечерний Мурманск", экземпляры выпуска направить в суд и заинтересованным лица; возложить на администрацию города Мурманска обязанность в срок не более 10 календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда принять постановление о внеочередном расселении в разумный срок не более 6 календарных месяцев со дня вступления решения суда в законную силу дома N 63 по ул. Радищева в г. Мурманске в соответствии с требованиями Жилищного Кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ и иных норм права, после чего опубликовать в установленном законом порядке в основном выпуске газеты "Вечерний Мурманск", экземпляры выпуска направить в суд и заинтересованным лица.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 20 июня 2022 года ему стало известно о том, что оспариваемое постановление N 2495 принято с нарушением установленного порядка, что затрагивает его права на свободу выбора места жительства, пользования и распоряжения своим имуществом по своему усмотрению.
Полагал, что указанное постановление накладывает на жильцов дополнительные обязанности по оплате аварийного жилья и жилья маневренного фонда, делает невозможным пользование своей собственностью.
Отмечал, что описательная часть оспариваемого постановления не содержит ссылок на нормы права, а само постановление принято на основании документов, содержащих недостоверные сведения, предоставленных органами и лицами, не уполномоченными на их составление, то есть с нарушением установленного порядка, не прошло обязательную процедуру обнародования.
Кроме того, указал, что в постановлении от 05 июня 2018 года N 1658 "О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Мурманск, ул. Радищева, д. 63, аварийным и подлежащим сносу" в нарушение требований законодательства не предусмотрены права собственников жилья, а только права нанимателей и обязанности собственников жилья. В пункте 2 постановления предусмотрен срок сноса дома силами собственников. Требования о сносе дома, предусмотренные пунктом 3.7 указанного постановления, собственникам не направлялись.
Данный многоквартирный дом включен в перечень аварийных многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования город Мурманск и подлежащих расселению в рамках реализации подпрограммы по состоянию на 01 июля 2022 года на основании постановления от 13 ноября 2017 года N 3610.
Настаивал на том, что дом N 63 по ул. Радищева в г. Мурманске подлежит переселению в первоочередном порядке.
Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены глава администрации города Мурманска Сердечкин Ю.В, первый заместитель главы администрации города Мурманска Доцник В. А, в качестве заинтересованных лиц привлечены Калужских А.Г, Калужских Е.Г, Калужских С.Г, Калужских Ю.Г, Калужских П.Г, Тютюнникова Л.Н, Ольгаренко С.Б, Баданина В.А, Гринишина Л.Ф, Колычева А.Ю, Григорян А.Г, Иванова Д.Д, Федосеева Р.И, Рогов Д.А, Детинкина С.В, Нахмурин Ю.Н, Нахмурина Л.В, Нахмурина А.Ю, Нахмурина С.П, Богданов А.Н, Гринишин С.Г, Стасюк Е.Ю, Стасюк С.Б, Полуянова И.Г, Янушев М.А, Янушева Л.Л, Янушева Н.И, заместитель главы администрации города Мурманска Здвижков А.Г, Комитет имущественных отношений города Мурманска, МАУ "Редакция газеты "Вечерний Мурманск", ММБУ "ЕДДС", АО "Мурманоблгаз", АО "Мурманская областная электросетевая компания", ООО "Комфорт", отдел информационно-технического обеспечения и защиты информации администрации города Мурманска.
Решением Октябрьского районного суда города Мурманска от 22 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 05 апреля 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления Калужских Г.Ю. отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 26 октября 2023 года, заявитель просит об отмене судебных актов, ввиду неправильного применения норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, настаивая на доводах административного иска.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 24 ноября 2016 года на основании обращения жильца квартиры N 6 дома N 63 по улице Радищева города Мурманска проведено комиссионное обследование с участием специалистов Комитета по жилищной политике администрации г. Мурманска, МКУ "Новые формы управления", представителей обслуживающей организации ММУП "Эксплуатация - Сервис", по итогам которого установлена необходимость проведения более детального обследования несущих и ограждающий конструкций дома с привлечением специализированной организации, имеющей допуск СРО на выдачу заключений о техническом состоянии основных конструкций здания с целью объективной оценки технического состояния дома N 63 по улице Радищева в городе Мурманске в целом.
Согласно техническому заключению ММКУ "Управление капитального строительства" N 07-05а-2018-51 общий физических износ указанного многоквартирного дома составляет 70%, по совокупности состояния отдельных конструкций и в связи с высоким физическим износом, технического состояние здания оценено как аварийное.
С учетом изложенного, решением межведомственной комиссии от 16 мая 2018 года установлено наличие оснований для признания многоквартирного дома N 63 по улице Радищева в городе Мурманске аварийным и подлежащим сносу.
На основании постановления администрации города Мурманска от 05 июня 2018 года N 1658 многоквартирный дом N 63 по улице Радищева признан аварийным и подлежащим сносу.
Комиссионными обследованиями от 21 января 2020 года и от 31 января 2020 года, проведенными с участием специалистов Комитета по жилищной политике администрации г. Мурманска, МКУ "Новые формы управления", ООО "Комфорт" и ММКУ "Управление капитального строительства", установлены разрушения в квартире N 7 указанного многоквартирного дома.
Согласно комиссионным обследованиям от 05 августа 2021 года и 27 августа 2021 года здание спорного многоквартирного дома имеет критические деформации и повреждения, влияющие на несущую способность конструктивных элементов, а также имеется вероятность внезапного обрушения конструктивных элементов здания.
По итогам обследований составлен акт N 4/253 от 05 августа 2021 года и дополнение к акту N 4/253 от 27 августа 2021 года, согласно которым требуется принять меры по расселению жителей в целях предотвращения возникновения угрозы жизни, здоровья, имуществу граждан вследствие внезапного обрушения конструкций объекта.
С учетом указанных актов, комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации г. Мурманска принято решение от 30 сентября 2021 года N 24 "О проведении мероприятий по срочному отселению граждан, проживающих в жилых помещениях в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Мурманск, ул. Радищева, д. 63", на основании которого администрацией города Мурманска принято постановление от 05 октября 2021 года N 2495 "О проведении мероприятий по отселению граждан, проживающих в жилых помещениях в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Мурманск, ул. Радищева, д. 63", опубликованное в специальном выпуске газеты "Вечерний Мурманск" N 369 от 12 октября 2021 года на странице 8.
Пунктом 1 оспариваемого постановления гражданам, проживающим в жилых помещениях спорного многоквартирного дома, предложено с 18 октября 2021 года прекратить использование указанных жилых помещений для цели проживания.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, руководствуясь положениями Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Уставом муниципального образования город Мурманск, утвержденного решением Совета депутатов г..Мурманска от 02.04.2018 N 45-787, Положением о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации города Мурманска, утвержденного Постановлением администрации г..Мурманска от 25.07.2012 N 1742, исходил из того, что оспариваемое постановление принято уполномоченным должностным лицом, в пределах своей компетенции, с соблюдением сроков, процедуры принятия и опубликования оспариваемого акта, установленных законодательством.
Указал, что принятию оспариваемого постановления предшествовали неоднократные обследования конструктивных элементов спорного здания, в том числе представителями ММКУ "Управление капитального строительства", имеющего допуск СРО на выдачу заключений о техническом состоянии основных конструкций здания, что подтверждается техническим заключением ММКУ "Управление капитального строительства" N 07-05а-2018-51, комиссионными обследованиями от 21 января 2020 года, 31 января 2020 года, 05 августа 2021 года и 27 августа 2021 года, которыми установлено, что здание многоквартирного дома N 63 по улице Радищева, признанного постановлением администрации города Мурманска от 05 июня 2018 года N 1658 аварийным и подлежащим сносу, имеет критические деформации и повреждения, подвержено внезапному обрушению конструктивных элементов здания, ввиду чего пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление от 05 октября 2021 года N 2495 права и законные интересы административного истца и заинтересованных лиц не нарушает, а также отсутствиют оснований для возложения на администрацию города Мурманска обязанности внести изменения в постановление от 05 июня 2018 года N 1658, предусматривающие права и интересы собственников жилых помещений, гарантированные жилищным законодательством
Также обоснованно отклонены судами доводы административного истца в части опубликования оспариваемого постановления.
Согласно статье 17 Устава официальным опубликованием (обнародованием) муниципального правового акта города или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в газете "Вечерний Мурманск" - официальном печатном издании органов местного самоуправления города Мурманска.
Как указано ранее, постановление администрации г. Мурманска от 05.10.2021 N 2495 опубликовано в специальном выпуске газеты "Вечерний Мурманск" N 369 от 12 октября 2021 года на странице 8.
Из материалов дела следует, что специальный выпуск дополнительно размещался в электронном виде в общем доступе для неограниченного круга лиц на официальном сайте газеты "Вечерний Мурманск" (https://vmnews.ru) и на официальном сайте администрации г. Мурманска (https://www.citymurmansk.ru).
Кроме того, экземпляр специального выпуска в установленные сроки также предоставлен в ГОБ УК "Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека", МБУ культуры "Центральная городская библиотека г. Мурманска", ФГБУ "Российская государственная библиотека", Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Роспечать), Российскую книжную палату, а также в электронной форме в Информационное телеграфное агентство России ИТАР-ТАСС и Российскую государственную библиотеку.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
В пункте 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено, что к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
В соответствии с частью 6 статьи 43 Федерального закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
На основании части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 названной статьи.
Как установлено судом, многоквартирный дом N 63 по ул. Радищева в г. Мурманске, будучи признанным аварийным и подлежащим сносу после 01 января 2017 года, не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденную постановлением Правительства Мурманской области от 01.04.2019 N 153-ПП.
При этом, указанный многоквартирный дом включен в подпрограмму "Обеспечение благоустроенным жильем жителей города Мурманска, проживающих в многоквартирных домах пониженной капитальности, имеющих не все виды благоустройства", утвержденную постановлением администрации г. Мурманска от 13.11.2017 N 3610 на 2018-2024 годы в рамках Муниципальной программы "Управление имуществом и жилищная политика" на 2018-2024 годы", со сроком окончания переселения - 2024 год.
С учетом наличия угрозы жизни и здоровью лиц, проживающих в многоквартирном дом N 63 по ул. Радищева в г. Мурманске, а также окончанием срока переселения указанных лиц из спорного многоквартирного дома только в 2024 году, администрация города Мурманска, в силу положений статьи 95 Жилищного кодекса Российской Федерации, обоснованно приняла решение по отселению данных лиц в жилые помещения маневренного фонда, предназначенные для временного проживания.
Кроме того, решения органа местного самоуправления, принимаемые в связи с признанием многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу, в ходе процедуры, предусмотренной частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе и о проведении мероприятий по отселению, направлены на обеспечение условий для осуществления гражданами жилищных прав и не могут рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судом доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов первой и апелляционной инстанций об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 22 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 05 апреля 2023 года по административному делу N 2а - 3996/2022 - оставить без изменения, кассационную жалобу Калужских Г. Ю. - без удовлетворения.
Решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 22 ноября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 05 апреля 2023 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.