Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Буянкиной Т.Н. на решение Псковского городского суда Псковской области от 23 ноября 2022 года (N 2а-5405/2022) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 13 апреля 2023 года по административному исковому заявлению Буянкиной Т.Н. к УМВД России по Псковской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги о признании лица вынужденным переселенцем.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, объяснения представителя Буянкиной Т.Н. Муравьевой А.Ю, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения против кассационной жалобы представителя УМВД России по Псковской области Иконниковой И.Р, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Буянкина Т.Н. обратилась в суд с административным иском к УМВД России по Псковской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги о признании лица вынужденным переселенцем.
В обоснование указала, что апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 3 ноября 2020 года отменено решение Псковского городского суда Псковской области от 18 февраля 2021 года, по делу принято новое решение, которым решение УВМ УМВД России по Псковской области от 24 июля 2020 года об отказе в регистрации ходатайства Буянкиной Т.Н. о признании лица вынужденным переселенцем признанно незаконным, на УМВД России по Псковской области возложена обязанность повторно рассмотреть ходатайство Буянкиной Т.Н. от 20 июля 2020 года о признании вынужденным переселенцем в установленный срок.
По итогам рассмотрения ходатайства Буянкиной Т.Н. от 20 июля 2020 года о признании вынужденным переселенцем УМВД России по Псковской области 28 апреля 2021 года принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги о признании лица вынужденным переселенцем.
Полагая действия административного ответчика нарушающими ее конституционное право, законные интересы, просила суд признать незаконным решение УВМ УМВД России по Псковской области об отказе в предоставлении государственной услуги о признании лица вынужденным переселенцем.
Решением Псковского городского суда Псковской области от 23 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Псковского областного суда от 13 апреля 2023 года, административное исковое заявление Буянкиной Т.Н. оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе на решение Псковского городского суда Псковской области от 23 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Псковского областного суда от 13 апреля 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 12 октября 2023 года, Буянкина Т.Н. ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их незаконными и необоснованными, настаивая на доводах административного иска.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что Буянкина Т.Н. является гражданином РФ.
Являясь супругой военнослужащего, проходившего службу в Латвии, проживала на территории указанного государства в служебном жилом помещении. В 1992 году брак был расторгнут.
Буянкина Т.Н. приобрела гражданство Российской Федерации в порядке регистрации на основании пункта "г" статьи 18 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1928-1 "О гражданстве Российской Федерации" в Генеральном Консульстве России в г. Лиепая Латвийской Республики 27 мая 1994 года.
20 июля 2000 года Буянкиной Т.Н. было выдано разрешение выехать на постоянное место жительство в РФ совместно с несовершеннолетним ребенком, в связи с чем паспорт негражданина, выданный административному истцу 13 июля 1998 года, был изъят.
В 2000 году Буянкиной Т.Н. в рамках Соглашения о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев от 2 июня 1993 года, заключенного между Правительством РФ и Правительством Латвийской Республики было выдано удостоверение переселенца N 476/200-мс.
На территории Псковской области административный истец проживает с 2006 года.
22 июля 2020 года Буянкина Т.Н. обратилась в УВМ УМВД России по Псковской области с ходатайством о признании вынужденным переселенцем.
28 июля 2022 года УВМ УМВД России по Псковской области направило Буянкиной Т.Н. уведомление N о том, что ее ходатайство от 22 июля 2020 года рассмотрено и по итогам его рассмотрения принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги по признанию лица вынужденным переселенцем.
Основанием отказа послужило необращение без уважительных причин с ходатайством о признании лица вынужденным переселенцем в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства (подпункт 2 пункта 1 статьи 2 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах").
Принимая во внимание, что административный истец Буянкина Т.Н, приобрела гражданство РФ в 1994 году, в 2000 году выехала на территорию Российской Федерации, с ходатайством о признании вынужденным переселенцем обратилась лишь в 2020 году, то есть по истечении установленного подпунктом 2 пункта 1 статьи 2 Закона РФ "О вынужденных переселенцах" двенадцатимесячного срока со дня выбытия с места жительства, в отсутствие доказательств уважительности пропуска данного срока, суды пришли к выводу, что УМВД России по Псковской области обоснованно отказало заявителю в предоставлении статуса вынужденного переселенца, действуя в рамках закона, правильно применив в рассматриваемом случае нормы действующего законодательства.
Выводы судов основаны на правильном применении норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, в том числе положений Закона РФ от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах", и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Доводы Буянкиной Т.Н. о том, что в 2000 году она обращалась в миграционные органы Республики Мордовия с ходатайством о признании вынужденным переселенцем, но не получила никакого решения относительно данного ходатайства, проверялись судом апелляционной инстанции и не нашли подтверждения.
Согласно ответу МВД по Республике Мордовия от 5 апреля 2023 года N41/3700, Управлением по вопросам миграции МВД по Республике Мордовия сообщено, что по учетам МВД России Буянкина Т.Н. с ходатайством о признании вынужденным переселенцем в МВД по Республике Мордовия не обращалась.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действий (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В рассматриваемом случае совокупности обязательных вышеприведенных условий по административному делу не установлено, что повлекло отказ в удовлетворении административного иска.
Суды первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить решение Псковского городского суда Псковской области от 23 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 13 апреля 2023 года без изменения, кассационную жалобу Буянкиной Т.Н. - без удовлетворения.
Решение Псковского городского суда Псковской области от 23 ноября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Псковского областного суда от 13 апреля 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 27 декабря 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.