Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Городкова А.В, судей: Зеленского А.М, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Карелия на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 7 июня 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 21 сентября 2023 года по административному делу N 2а-4208/2023 по административному исковому заявлению Гезаловой Г. к Министерству внутренних дел по Республике Карелия, начальнику управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Карелия Жураховской Т. В. об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гезалова обратилась в суд с иском об оспаривании решения МВД по Республике Карелия, указав, что 5 апреля 2023г. письмом исх.N 21/2886 Гезалова Г. уведомлена о вынесении 22 февраля 2023 г..МВД по Республике Карелия заключения об отмене решения УФМС России по Республике Карелия от 14 сентября 2008 г..о приеме ее в гражданство Российской Федерации, ей предложено сдать паспорт гражданина Российской Федерации и паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации. Указывает, что "данные изъяты", по заявлению отца, являвшегося на тот момент гражданином Российской Федерации, в упрощенном порядке, как лицо без гражданства, была принята в гражданство Российской Федерации. 19 мая 2015 г..в связи с достижением четырнадцатилетнего возврата была документирована паспортом гражданина Российской Федерации, в последующем 4 декабря 2020 г..ей также выдавался паспорт гражданина Российской Федерации (при достижении двадцатилетнего возраста). 28 октября 2008 г, 19 июля 2013 г..и 25 июня 2014 г..была документирована паспортами гражданина Российской Федерации, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. Проживала и проживает на территории Российской Федерации, с 5 мая 2019 г..зарегистрирована по адресу: "адрес", получила общее образование в МБОУ ПГО "Державинский лицей", с 2019г. обучается в Одинцовском филиале ФГАОУВО "Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации".
Таким образом, в течение длительного времени уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации подтверждалось принадлежность административного истца к гражданству Российской Федерации, на основании выданных ей документов она реализовывала свои права и осуществляла обязанности, что свидетельствует об устойчивой правовой связи ее с Российской Федерацией, при получении указанных выше документов ею не использовались подложные документы, не заявлялись заведомо ложные сведения, изменение ее статуса с учетом отсутствия гражданства иного государства повлечет для нее неблагоприятные последствия. Полагала, что ущемление в правах гражданина, обладающего соответствующим правом, своевременно представившего в уполномоченный орган заявление со всеми необходимыми документами, в результате ошибок, допущенных сотрудниками государственного органа, недопустимо, а также указывала, что в рассматриваемом случае она фактически понуждается к повторному прохождению процедуры приема в гражданство Российской Федерации, которая сопряжена рядом условий и ограничений. На основании изложенного, административный истец просила отменить заключение МВД по Республике Карелия от 22 февраля 2023 г..об отмене решения УФМС России по Республике Карелия от 14 сентября 2008 г..о приеме ее в гражданство Российской Федерации.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 7 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 21 сентября 2023 года, заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным и отменено заключение об отмене решения о приеме в гражданство Российской Федерации, принятое 22 февраля 2023 г. МВД по Республике Карелия в отношении Гезаловой Г, на МВД по Республике Карелия возложена обязанность в течение 30 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу устранить препятствия к осуществлению прав административного истца.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный ответчик подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как следует из материалов дела, Гезалова Г. родилась "данные изъяты". в с. Каратакля Гардабанского района Грузии, является гражданкой Российской Федерации.
19 мая 2015 г. ей был выдан паспорт гражданина Российской Федерации. В последующем ей выдавался паспорт гражданина Российской Федерации 4 декабря 2020 г. (при достижении двадцатилетнего возраста).
Также она была документирована паспортами гражданина Российской Федерации, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, сроками действия с 28.10.2008 по 28.10.2013, с 19.07.2013 по 19.07.2023 и с 25.06.2014 по 25.06.2024.
Гезалова Г. проживала и проживает в г. Петрозаводске Республика Карелия, с 5 мая 2019 г. зарегистрирована по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Коммунальная, дом 1, кв. 143, проходила обучение в образовательных учреждениях Российской Федерации, получила общее образование в МБОУ ПГО "Державинский лицей" Республики Карелия. С 2019 г. обучается в Одинцовском филиале ФГАОУВО "Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации". На момент спора она обучалась на 4 курсе очной формы обучения по специальности "юриспруденция", срок окончания обучения - 31 августа 2023 г. Из представленной в суд апелляционной инстанции справки от 15 сентября 2023 г. следует, что Гезалова Г. обучается в вышеуказанном университете на 1 курсе магистратуры международно-правового факультета по направлению "юриспруденция". Она также получила как гражданка Российской Федерации страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, водительское удостоверение.
21 мая 2021 г. МВД по Республике Карелия вынесено заключение в отношении отца административного истца Гезалова В.А.-о, согласно которому он не является гражданином Российской Федерации. В ходе проверки было установлено, что Гезалов В.А.-о. 31 декабря 2004 г. был документирован паспортом гражданина Российской Федерации в ОВД Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания в связи с обменом паспорта гражданина СССР, выданного Гардабанском РОВД Грузинской ССР 6 августа 1990 г. В заявлении о замене паспорта Гезалов В.А.-о. указал на то, что не состоял в гражданстве иного государства. После получения указанного паспорта Гезалову В.А.-о. 29 ноября 2007 г. была произведена замена паспорта в связи с непригодностью к использованию прежнего документа, нарушения были выявлены после обращения Гезалова В.А.-о. 4 марта 2021 г. с заявлением по замене паспорта в связи с его непригодностью. Как установиладминистративный орган, Гезалов В.А.-о. ранее был документирован паспортом гражданина Грузии, использовал этот паспорт и не приобретал гражданство Российской Федерации. В последующем Гезалов В.А.-о. был принят в гражданство Российской Федерации на основании решения от 30 сентября 2021 г.
На основании решения Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 9 сентября 2022 г. по делу N 2-5911/2022 установлен факт предоставления Гезаловым В.А.-о. подложного паспорта гражданина Российской Федерации при подаче заявления от 2 апреля 2008 г. о приеме в гражданство Российской Федерации его дочери Гезаловой Г.
22 февраля 2023 г. МВД по Республике Карелия вынесено заключение об отмене решения УФМС России по Республике Карелия от 14 сентября 2008 г. о приеме Гезаловой Г. в гражданство Российской Федерации. Письмом от 5 апреля 2023 г. административному истцу сообщено об указанное решении и предложено сдать паспорт гражданина Российской Федерации и паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации
Не согласившись с решением административного ответчика Гезалова Г, обратилась в суд с административным исковым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое заключение при отсутствии бесспорных фактов неправомерных и (или) виновных действий самой Гезаловой Г, а также должностных лиц уполномоченного органа государственной власти при выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, нельзя признать законным и обоснованным.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия признала выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права и соответствующими установленным обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 17, частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, а также каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, гарантируется право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
При этом данные права в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016), утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации, в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе, преследовать социально значимую, законную цель (обеспечение общественной безопасности, защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц), являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой социально значимой, законной цели).
Несоблюдение одного из этих критериев представляет собой нарушение прав и свобод человека, которые подлежат судебной защите в установленном законом порядке.
Необходимость ограничения прав и свобод человека должна быть обоснована исходя из установленных фактических обстоятельств. Ограничение прав и свобод человека допускается лишь в том случае, если имеются относимые и достаточные основания для такого ограничения, а также если соблюдается баланс между законными интересами лица, права и свободы которого ограничиваются, и законными интересами иных лиц, государства, общества.
Основания, условия и порядок приобретения гражданства Российской Федерации определяются Федеральным законом от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 62-ФЗ), в соответствии со статьей 3 которого под гражданством Российской Федерации понимается устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Согласно части 7 статьи 4 Федерального закона N 62-ФЗ наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
В соответствии со статьей 5 вышеуказанного Федерального закона N62-ФЗ гражданами Российской Федерации являются: лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу этого федерального закона; лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с данным федеральным законом.
В силу статьи 10 Федерального закона N 62-ФЗ документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица.
Законом Российской Федерации от 28.11.1991 N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" к документам, подтверждающим гражданство Российской Федерации, относились удостоверение личности гражданина Российской Федерации или паспорт гражданина Российской Федерации, а до их получения - свидетельство о рождении или иной документ, содержащий указание на гражданство лица (статья 10).
В силу части 1 статьи 13 вышеуказанного закона Российской Федерации гражданами Российской Федерации признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу названного закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.
В подразделе II Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10.04.1992 N 386 и действовавшего до 18.11.2002, закреплялось, что до введения удостоверения личности и паспорта гражданина Российской Федерации документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, являются: паспорт гражданина СССР с указанием гражданства Российской Федерации или паспорт гражданина СССР с вкладышем, свидетельствующим о принадлежности к гражданству Российской Федерации; паспорт гражданина СССР со штампом прописки по месту жительства, подтверждающим постоянное проживание на территории России на 6 февраля 1992 г.; свидетельство о рождении, удостоверение личности (военный билет) военнослужащего с выданным к нему вкладышем, свидетельствующим о принадлежности к гражданству Российской Федерации.
Документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом, и считаются действительными на день вступления в силу Федерального закона N 62-ФЗ (статья 42).
Согласно части 2 статьи 15 Закона Российской Федерации от 28.11.1991 N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации", действовавшего до 1 июля 2002 г, при различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения ребенка состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство, вопрос о гражданстве ребенка независимо от места его рождения определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство Российской Федерации, если он родился на территории Российской Федерации либо если иначе он стал бы лицом без гражданства.
Как следует из части 1 статьи 17 Закона Российской Федерации N1948-1 ребенок, родившийся на территории Российской Федерации у родителей, состоящих в гражданстве других государств, является гражданином Российской Федерации, если эти государства не предоставляют ему своего гражданства.
В соответствии с пунктом 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 N 1325, при возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств. Такая проверка осуществляется по инициативе полномочного органа или иного государственного органа; при необходимости в ее ходе могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации.
После получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации; о результатах проверки сообщается органу, обратившемуся с соответствующим запросом (пункт 52 вышеуказанного Положения).
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в кассационном определении судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 09.08.2019 N 4-КА19-4, действующее законодательство в ряде случаев допускает, возможность проверки обоснованности выдачи лицу уполномоченным органом документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, однако такая проверка не предполагает произвольного вмешательства государства в осуществление права лица на уважение его личной и семейной жизни и направлена на защиту публичных интересов.
Признание государством факта необоснованной выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, влечет для такого лица определенные (в ряде случаев неблагоприятные) правовые последствия, в том числе и в случае, если на основании указанного документа лицо в течение длительного периода времени осуществляло реализацию своих прав и обязанностей, в том числе вытекающих из правового статуса гражданина Российской Федерации.
В этой связи, с учетом конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, решение о необоснованности выдачи лицу указанного выше документа может быть принято уполномоченным органом исключительно по результатам проведения комплекса проверочных мероприятий, в ходе которых будут установлены бесспорные факты, свидетельствующие о наличии неправомерных и (или) виновных действий со стороны заявителя и (или) со стороны должностных лиц уполномоченного органа, в нарушение установленных требований допустивших возможность выдачи лицу паспорта гражданина Российской Федерации при отсутствии на то законных оснований (в том числе при отсутствии документа, свидетельствующего о принадлежности такого лица к гражданству Российской Федерации).
В случае если такие факты не были установлены, указанное решение уполномоченного органа не может быть признано законным, обоснованным и оправданным.
Учитывая изложенное, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, длительное проживание административного истца в Российской Федерации, обучение в лицее, в высшем учебном заведении, а также то, что уполномоченные административные органы государственной власти неоднократно в течение продолжительного периода времени подтверждали принадлежность Гезаловой Г, а также и ее отца к гражданству Российской Федерации посредством выдачи и замены паспортов гражданина Российской Федерации, выдачи паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что бесспорные факты неправомерных или виновных действий, допущенных самой Гезаловой Г, отсутствуют, в связи с чем оспариваемое заключение является незаконным.
Таким образом, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка всем обстоятельствам и документам, представленным в материалы дела. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права в данном случае отсутствуют.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 7 июня 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 21 сентября 2023 года по административному делу N 2а-4208/2023 по административному исковому заявлению Гезаловой Г. к Министерству внутренних дел по Республике Карелия, начальнику управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Карелия Жураховской Т. В. об оспаривании решенияоставить без изменения, кассационную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Карелия - без удовлетворения.
Решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 7 июня 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 21 сентября 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 декабря 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.