Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Стешовиковой И.Г.
судей Козловой Е.В, Сенчуковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1417/2023 по иску Ковальчук Светланы Алимовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о защите пенсионных прав, по кассационной жалобе представителя Ковальчук Светланы Алимовны на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 24 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 17 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Козловой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Ковальчук С.А. обратилась с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в котором с учётом уточнений в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просила включить в страховой стаж периоды работы с 24 декабря 2004 г. по 28 февраля 2006 г, с 5 июня 2006 г. по 10 мая 2011 г.; произвести перерасчёт размера страховой пенсии с учётом включённых периодов и не поступивших страховых взносов за эти периоды работы в полном объёме, полагавшемся к уплате работодателями с 24 апреля 2008 г.; произвести выплату денежной суммы в объёме пенсионных выплат с 24 апреля 2008 г. с учётом перерасчёта и всех индексаций страховой пенсии по старости.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 24 апреля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 17 августа 2023 г, исковые требования удовлетворены частично, на ОСФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области возложена обязанность включить в страховой стаж Ковальчук С.А. период работы с 16 мая 2006 г. по 31 августа 2010 г, в удовлетворении оставшейся части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене судебных постановлений по мотиву их незаконности.
В судебное заседание суда кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, путём направления судебных извещений заказным почтовым отправлением. Кроме того, сведения о времени и месте судебного заседания заблаговременно, 20 ноября 2023 г, размещены на сайте кассационного суда общей юрисдикции. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные возражения на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения по настоящему делу допущены.
Судом установлено, что Ковальчук С.А, гражданка Российской Федерации, с 24 апреля 2008 г. является получателем страховой пенсии по старости, в системе индивидуального персонифицированного учёта зарегистрирована с 17 сентября 1999 г.
Согласно данным трудовой книжки с 24 декабря 2004 г. по 28 февраля 2006 г. Ковальчук С.А. работала в должности лаборанта в Войсковой части N, с 16 мая 2006 г. по 10 мая 2011 г. в должности лаборанта 1472 Военно-морского клинического госпиталя МО РФ, дислоцированных на территории Р. Украины и входивших в состав воинских формирований Черноморского флота РФ, 1472 ВМКГ.
В 2012, 2014 гг. истец обращалась к ответчику с заявлениями включении в страховой стаж указанных периодов работы и о перерасчёте пенсии, получив отказ со ссылкой на отсутствие сведений об уплаченных страховых взносах работодателем.
Также судом установлено, что решением Пресненского районного суда Москвы по делу N 2-1164/2013 от 24 июля 2013 г, оставленным без изменений апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 декабря 2013 г, Ковальчук С.А. отказано в удовлетворении требований к Министерству обороны РФ, Центру государственного санитарно-эпидемиологического надзора 1472 Военно-морской клинический госпиталь, о понуждении уплатить страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации на финансирование страховой части трудовой пенсии истца за период работы с 24 декабря 2004 г. по 28 февраля 2006 г. в Войсковой части 69296 Министерства обороны Российской Федерации и с 6 мая 2006 г. по 10 мая 2011 г. в 1472 Военно-морском клиническом госпитале Министерства обороны Российской Федерации, об обязании представить в Управление Пенсионного фонда по месту регистрации истца в качестве страхователя и постановке на учёт в качестве плательщика страховых взносов индивидуальные сведения за Ковальчук С.А. за спорные период работы.
При рассмотрении указанного спора судами установлено, что Ковальчук С.А. на момент выполнения трудовых обязанностей, постоянно проживала на Украине, являлась резидентом в стране пребывания.
Согласно действовавшему в спорный период Соглашению между Российской Федерацией и Р. Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Р. Украины, 1472 Военно-морской клинический госпиталь относился к предприятиям, организациям и учреждениям Черноморского флота, размещённым на территории Украины (ст. 2 Соглашения). Также в соответствии с данным Соглашением 1472 Военно-морской клинический госпиталь был зарегистрирован на территории Украины в качестве юридического лица как некоммерческая организация, был включён в единым государственный реестр предприятий и организаций Украины.
В соответствии с положениями статьёй 14 Соглашения "О статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины", действовавшего до 2 апреля 2014 г, не облагаются подоходным налогом в Украине только денежные средства, выделяемые из бюджета Российской Федерации для финансирования воинских формирований и лиц входящих в состав воинских формирований. Предприятия, организации и учреждения Черноморского флота Российской Федерации производят налоговые отчисления в соответствии с законодательством Украины.
В соответствии со статьёй 4 Соглашения от 14 января 1993 г. между Правительством РФ и Правительством Р. Украина о трудовой деятельности и социальной защите граждан России и Украины, работающих за пределами границ своих государств, трудовая деятельность осуществляется в соответствии с законодательством стороны трудоустройства. Соглашением "О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов" от 15 апреля 1994 г. установлено, что работники, которые постоянно проживают на территории одного из государств сторон Соглашения и осуществляют свою трудовую деятельность на предприятиях, в учреждениях, в организациях всех форм собственности на территории другого государства Сторон в соответствии с законодательством Стороны трудоустройства.
Приказом Министра обороны Российской Федерации N 557 от 11 декабря 1993 г. предписано командирам воинских частей учреждений, находящихся на территории государств - бывших республик Союза ССР, заключение с работниками трудовых договоров производить в соответствии с законодательством страны пребывания.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 3910 "О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации" предписано в воинских частях (организациях), находящихся за пределами территории Российской Федерации, заключать с работниками воинских частей (организаций) трудовые договоры о работе - в соответствии с законодательством страны пребывания, если иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями).
Коллективный договор между командованием 1472 ВМКГ и трудовым коллективом предусматривал правоотношения между работодателем и работником по трудовому законодательству Украины.
Таким образом, судом установлено, что Ковальчук С.А. выполняла работу на территории Р. Украина в формированиях Черноморского флота, доходы от трудовой деятельности истца облагались налогом в соответствии с законодательством Украины, поэтому выплата страховых взносов производилась в соответствии с законодательством страны пребывания истца.
Согласно стажевому досье, при назначении пенсии Ковальчук С.А. на основании данных, представленных Пенсионным органом Р. Украина, в страховой стаж истца были включены периоды работы с 24 декабря 2004 г. по 28 февраля 2006 г, с 6 мая 2006 г. по 15 мая 2006 г, с 1 сентября 2010 г. по 10 мая 2011 г. Соответственно, оснований для возложения на ответчика обязанности по включению указанных периодов в страховой стаж не имеется.
Спорным остаётся период с 16 мая 2006 г. по 31 августа 2010 г.
Согласно сведениям, представленным Пенсионным органом Р. Украина, содержащимся в пенсионном деле истца, в период с 16 мая 2006 г. по 31 августа 2010 г. работодателем Ковальчук С.А. производилась оплата страховых взносов, указанная в национальной валюте.
Ковальчук С.А. расчётный размер страховой пенсии по старости за периоды до 1 января 2015 г. определён в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), где общий трудовой стаж на 1 января 2002 г. составил 23 года 02 месяца 09 дней. При определении размера страховой пенсии учтены страховые взносы, перечисленные в Пенсионный орган Российской Федерации с 1 января 2002 г. по 24 апреля 2008 г. (дата назначения пенсии) с последующей корректировкой по предоставлению соответствующих сведений работодателем.
Разрешая заявленные требования, установив указанные обстоятельства, руководствуясь положениями Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г, Соглашением между Российской Федерацией и Р. Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Р. Украины, Соглашением "О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов" от 15 апреля 1994 г, Приказом Министра обороны Российской Федерации N 557 от 11 декабря 1993 г, Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 3910 "О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации", Коллективным договором между командованием 1472 ВМКГ и трудовым коллективом, суд первой инстанции пришёл к выводу, что требования истца подлежат частичному удовлетворению, а период работы с 16 мая 2006 г. по 31 августа 2010 г. подлежит включению в страховой стаж Ковальчук С.А.
Вместе с тем, суд первой инстанции не установилоснований для оснований для перерасчёта размера пенсии, в том числе с учётом включённого настоящим решением периода работы, поскольку для исчисления размера пенсии учитываются страховые взносы, поступившие на индивидуальный лицевой счёт застрахованного лица в Пенсионный орган Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.
При этом судами не учтено следующее.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7).
В силу частей первой и второй статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право лиц, работавших по трудовому договору, на получение страховой пенсии по старости, предоставляемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования.
Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ).
В статье 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ определены основные понятия, используемые в этом Федеральном законе, в частности, предусмотрено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее также - страховые взносы) - обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счёт средств пенсионных накоплений (абзац седьмой статьи 3 указанного Федерального закона).
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ застрахованными лицами являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с данным Федеральным законом. К застрахованным лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, относятся в том числе граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору.
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица (подпункт 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ).
Страхователи обязаны своевременно и в полном объёме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учёт, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный фонд (абзац третий пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях" индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учётом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для её финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определённый период от получения страховой пенсии.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется как сумма индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г, и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 г, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, умноженная на коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости (часть 9 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г, определяется в том числе исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 г. по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (часть 10 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с пунктом 1 статьи 29.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер страховой части трудовой пенсии по старости исчисляется с учётом суммы расчётного пенсионного капитала застрахованного лица, которая определяется путём сложения части расчётного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьёй 30 данного Федерального закона, суммы валоризации (статья 30.1 этого Федерального закона) и суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 г.
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" было установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 данного Федерального закона (граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 этого Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включались в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьёй 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Из приведённого правового регулирования следует, что гражданам Российской Федерации Конституцией Российской Федерации гарантировано право на социальное обеспечение, включающее в себя и право лиц, работающих по трудовому договору, на получение страховой пенсии по старости, предоставляемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования. Лица, работающие по трудовому договору, являются застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ. Их право на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию обеспечивается уплатой страхователями (работодателями лиц, работающих по трудовому договору) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом на страхователей законом возложена безусловная обязанность своевременно и в полном объёме уплачивать страховые взносы. Размер страховой пенсии по старости непосредственно зависит от суммы уплаченных страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу застрахованного лица страховых взносов, что относится в том числе и к застрахованным лицам, осуществляющим трудовую деятельность за пределами территории Российской Федерации.
Судом установлено, что истец в период с 16 мая 2006 г. по 31 августа 2010 г. работала по трудовым договорам на должностях гражданского персонала в госпитале и войсковой части Черноморского флота Российской Федерации, дислоцированных на территории иностранного государства - Украины.
Для лиц, работающих по трудовому договору в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооружённых Сил Российской Федерации, работодателями являются такие учреждения, организации и войсковые части.
Регулирование труда лиц, работающих в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооружённых Сил Российской Федерации, имеет особенности, установленные статьёй 349 Трудового кодекса Российской Федерации.
Частью первой статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооружённых Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
По смыслу части первой статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации, российские граждане, работающие по трудовому договору в организациях Вооружённых Сил Российской Федерации, обладают стандартным правовым статусом работника, на которого распространяются как общие нормы трудового законодательства, так и общие нормы законодательства об обязательном социальном страховании, а особенности в правовом регулировании отношений с их участием могут предусматриваться федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. На войсковые части, выступающие в качестве работодателей для указанных лиц, в том числе дислоцированные за пределами границ Российской Федерации войсковые части независимо от места их расположения, возлагается исполнение всех обязанностей работодателя, предусмотренных российским законодательством, включая обязанность по уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
В силу предписаний Трудового кодекса Российской Федерации (статьи 22 и 349), Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 235) и Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (подпункт 1 пункта 1 статьи 6) российские войсковые части, дислоцированные на территории иностранных государств, фактически будучи работодателями для российских граждан из числа вольнонаёмного персонала, обязаны осуществлять обязательное пенсионное страхование и уплачивать страховые взносы на финансирование страховой и накопительной частей трудовых пенсий этих граждан, причём независимо от того, являются данные войсковые части юридическими лицами либо не являются. Соответственно, Российская Федерация как правовое и социальное государство, принимая решение о дислокации российских войсковых частей на территории иностранных государств, должна создавать и правовой механизм, обеспечивающий постановку данных войсковых частей на учёт в налоговых органах и позволяющий им формировать надлежащим образом пенсионные права работающих в них российских граждан из числа вольнонаёмного персонала Вооружённых Сил Российской Федерации (абзацы третий и четвёртый пункта 3.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 г. N 188-О-П "По запросу 5-го гарнизонного военного суда о проверке конституционности пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", далее - определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 г. N 188-О-П).
Конституционный Суд Российской Федерации в резолютивной части названного определения указал, что пункт 2 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в системной взаимосвязи с законоположениями, закрепляющими безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объёме уплачивать страховые взносы за своих работников, не может истолковываться как исключающий возможность зачёта в страховой стаж периодов работы граждан Российской Федерации, занятых по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранных государств, - независимо от того, уплачивались ли за них в эти периоды войсковыми частями страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 1 резолютивной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 г. N 188-О-П).
Абзацем первым пункта 2 резолютивной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 г. N 188-О-П федеральному законодателю в целях обеспечения права застрахованных лиц, указанных в пункте 1 резолютивной части данного определения, на пенсию предписано установить правовой механизм, гарантирующий реализацию приобретённых ими в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав, в том числе определить источник выплаты той части страхового обеспечения, которая не покрывается страховыми взносами страхователя.
29 декабря 2009 г. Правительством Российской Федерации было издано Постановление N 1097 "Об особенностях постановки на учёт в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации отдельных категорий плательщиков страховых взносов" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. N 1097), которым было установлено, что организации, имеющие такие дислоцированные за пределами Российской Федерации обособленные подразделения, как объединения, соединения, воинские части и организации Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - воинские формирования), учитываются в качестве плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении граждан Российской Федерации из числа гражданского персонала воинских формирований в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов) по месту нахождения организаций (абзац второй пункта 1 названного Постановления. Данное Постановление утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 24 января 2017 г. N 65).
Обязанности организаций, связанные с постановкой их на учёт в качестве плательщиков страховых взносов, исполняются воинскими формированиями, военными судами, военными прокуратурами и военными следственными органами (абзац второй пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. N 1097).
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. N 1097 постановку на учёт организаций в качестве плательщиков страховых взносов необходимо было производить органам контроля за уплатой страховых взносов одновременно с их учётом (регистрацией) в качестве страхователей, осуществляемом в порядке, установленном для учёта (регистрации) организаций по месту нахождения их обособленных подразделений.
На федеральные органы исполнительной власти, имеющие воинские формирования, были возложены обязанности по доведению до Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации сведений об организациях, которые подлежат постановке на учёт в качестве плательщиков страховых взносов, и воинских формированиях; обеспечению подачи до 30 января 2010 г. воинскими формированиями заявлений о постановке организаций на учёт в качестве плательщиков страховых взносов с приложением необходимых документов (пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. N 1097).
Исходя из приведённого правового регулирования граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооружённых Сил Российской Федерации, в том числе дислоцированных на территории иностранных государств, обладают статусом работников, являются застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ и, как следствие, имеют право на получение страховой пенсии по старости своевременно и в полном объёме.
Суды первой и апелляционной инстанций не применили к спорным отношениям нормативные положения, регулирующие вопросы социального обеспечения по возрасту, обязательного пенсионного страхования, выплаты страховых пенсий по старости и их размера во взаимосвязи с нормами законодательства об особенностях труда лиц, работающих в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооружённых Сил Российской Федерации, и об особенностях постановки таких учреждений, организаций и воинских формирований, дислоцированных за пределами Российской Федерации, на учёт в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации в качестве плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении граждан Российской Федерации из числа гражданского персонала. Судебные инстанции не учли и правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 15 января 2009 г. N 188-О-П.
Удовлетворяя исковые требования в части, включая в стаж истца период работы с 16 мая 2006 г. по 31 августа 2010 г. и отказывая в удовлетворении требований о перерасчёте пенсии, суд первой инстанции не учёл приведённые выше нормативные положения, а также то, что истец являлась застрахованным лицом в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, с 17 сентября 1999 г. была зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации, следовательно, ей гарантировано право на получение страховой пенсии по старости, предоставляемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования, в размере, предусмотренном законом и адекватном результатам её труда. Неуплата страхователем страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации на финансирование страховой пенсии Ковальчук С.А. не может препятствовать реализации ею права своевременно и в полном объёме получать страховую пенсию по старости, что не было учтено судебными инстанциями.
Отсутствие правового механизма реализации пенсионных прав граждан Российской Федерации, занятых по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранных государств не может лишать истца гарантированного государством права на получение страховой пенсии по старости в установленном законом размере. Иное приводило бы к необоснованным различиям в условиях приобретения пенсионных прав граждан, относящихся к одной и той же категории (граждан Российской Федерации, занятых по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранных государств, и граждан Российской Федерации, осуществляющих такую трудовую деятельность на территории Российской Федерации), и искажало бы существо обязанности государства по гарантированию права застрахованных лиц на страховую пенсию по старости.
На недопустимость подобных различий в правах граждан, находящихся в одинаковых или сходных ситуациях, обращено внимание и в пункте 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 2014 г. N 15-П, а именно что любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе её статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), в силу которых такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; из конституционных принципов справедливости, равенства и соразмерности вытекает обращённый к законодателю запрет вводить различия в правовом положении лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Ввиду того, что суд первой инстанции не разрешилисковые требования Ковальчук С.А. о защите пенсионных прав исходя из норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, суд апелляционной инстанции указанные нарушения не исправил, вывод судебных инстанций об отсутствии оснований для перерасчёта размера назначенной истцу страховой пенсии по старости с учётом спорных периодов работы нельзя признать правомерным.
Учитывая изложенное, апелляционное определение подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 17 августа 2023 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.