Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Козловой Е.В, судей Курбатовой М.В, Смирновой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-989/2023 по иску Галухиной Надежды Аркадьевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании решений об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, включении в специальных стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости по кассационной жалобе Галухиной Н.А. на решение Выборгского районного суда города Санкт-Петербурга от 21 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 24 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Смирновой О.В, объяснения Галухиной Н.А, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Галухина Н.А. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, уточнив исковые требования, просила признать решения от 1 марта 2022 г. N 338267/21, от 29 сентября 2022 г. N 338267/21 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконными, включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, периоды работы с 5 мая 1998 г. по 24 февраля 1999 г. на службе в Архангельской таможне, с 6 ноября 2002 г. по 19 мая 2005 г. по трудовому договору на государственной должности федеральной государственной службы в Архангельской таможне, с 3 ноября 2009 г. по 20 июня 2010 г, с 23 сентября 2010 г. по 23 ноября 2010 г. на государственной службе в Архангельской таможне, назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях со дня возникновения права 30 ноября 2021 г.
Решением Выборгского районного суда города Санкт-Петербурга от 21 марта 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 24 августа 2023 г, в удовлетворении исковых требований Галухиной Н.А. отказано.
В кассационной жалобе Галухиной Н.А. ставится вопрос об отмене судебных постановлений.
Дело рассмотрено в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский процессуальный кодекс) в отсутствие представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лиц, участвующих в деле, извещённых надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений, предусмотренных статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса.
Судом при рассмотрении дела установлено, что 1 ноября 2021 г. Галухина Н.А. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Решениями от 1 марта 2022 г. N 338267/21, от 29 сентября 2022 г. N 338267/21 истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях. Стаж истца определён по пункту 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) в районах Крайнего Севера продолжительностью 3 года 5 месяцев 14 дней и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, продолжительностью 7 лет 8 месяцев 9 дней при требуемой продолжительности 12 календарных лет; по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в районах Крайнего Севера продолжительностью 9 лет 2 месяца 20 дней при требуемой продолжительности 15 календарных лет. В специальный стаж не зачтены периоды службы в таможенных органах, подтверждённые трудовой книжкой и справками Мурманской таможни от 31 марта 2022 г. N 04-15/0614, от 27 сентября 2021 г. N 19-72/0548.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь пунктами 2, 6 части 1 статьи 32, частью 1 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, разъяснениями, содержащимися в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", принимая во внимание, что период службы в таможенных органах включается в страховой стаж и общий трудовой стаж для исчисления расчётного пенсионного капитала застрахованного лица, учитывая, что включение периода службы в таможенных органах в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям не предусмотрено пенсионным законодательством, установив, что истец не имеет требуемого стажа работы в особых природно-климатических условиях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, пришёл к выводу об отсутствии правовых оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда указала на отсутствие законных оснований для включения периода службы в таможенных органах в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям в целях назначения досрочной страховой пенсии по старости по пунктам 2, 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ ввиду различия систем государственного пенсионного обеспечения военнослужащих (приравненных к ним лиц) и обязательного пенсионного страхования лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, круга субъектов, правил уплаты страховых взносов, условий назначения страхового обеспечения и порядка исчисления его размеров.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учётом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (с учётом положений части 3 статьи 35 данного Закона) женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьёй 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службы, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
При этом включение в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях периодов военной службы, а также другой приравненной к ней службы Федеральными законами от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, не предусмотрено.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации, в связи с чем на истца не распространяется обязательное пенсионное страхование, она приобрела право на пенсию по выслуге лет по линии службы в таможенных органах, финансируемую за счёт средств федерального бюджета в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с толкованием судом норм материального права о не включении в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям периодов службы в таможенных органах, вследствие чего признаются несостоятельными.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Выборгского районного суда города Санкт-Петербурга от 21 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 24 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Галухиной Надежды Аркадьевны - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.